ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/15 от 27.08.2015 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по дел

об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ пос. Магдагачи

Амурской области

Судья Магдагачинского районного суда Амурской области Белоруков В.Е.,

при секретаре Овчинниковой Т.Н.,

с участием:

лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,

представителя службы в городе Сковородине пограничного управления ФСБ России по Амурской области ФИО4, действующего на основании доверенности от <данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отделения (погз) в с. Черняево, Службы в г. Сковородине, ПУ ФСБ России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отделения (погз) в с. Черняево, Службы в г. Сковородине, ПУ ФСБ России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.2 КОАП Российской Федерации и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении ФИО1 обратилась в суд с жалобой, которую обосновывает следующим: «Ответственность ч. 1 ст. 18.2 КоАП РФ наступает за нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне.

Как следует из постановления существо административного правонарушения заключается в следующем: «Гражданка ФИО2 находилась в пределах пограничной зоны без пропуска на право въезда и временного пребывания в пограничной зоне, с недействительным командировочным удостоверением, чем нарушила ст. 17 Закона РФ «О государственной границе РФ» от 01.04.1993 № 4730-1, а также п. 1.1. п.п. «Г», п. 1.2.1.4., п. 1.3.1.Приказа ФСБ РФ № 15 «Об утверждении правил пограничного режима» от 15.10.2012».

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 473 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охра Государственной границы и включает в себя соответствующие правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 « Государственной границе Российской Федерации» въезд (проход) лиц транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документе удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропуске выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

В целях реализации статьи 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» разработаны и утверждены Приказом ФСБ России от 15.10.2012 N 515 Правила пограничного режима, которые устанавливают конкретное содержание пространственные и временные пределы действия и круг лиц, в отношении которых они действуют.

Как следует, из постановления в вину мне вменяется нарушение п. 1.1, п.п. «Г» п.1.2.1.4, п.1.3.1. Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515.

В силу п. 1.1 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515 въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдаваемым пограничными управлениями (пограничными отделами) ФСБ России по субъектам Российской Федерации <3> или подразделениями пограничных органов, при наличии документов удостоверяющих личность.

п.п. «Г» п.1.2.1.4 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515 работники организаций: места работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе документы, подтверждающие их должностное положение (справки с места работы об исполнении указанными работниками трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне, или маршрутные листы) (командировочные удостоверения (предписания)).

Однако, считаю, что указанные пункты приказа мною нарушены не были.

В п. 1.1 Приказа имеется примечание: въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства, если не оговорено иное……….

В данном случае, иное говорено 1.2. приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515, где указано, что въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, осуществляют:

п. 1.2.1. Граждане Российской Федерации:

п.1.2.1.4. не имеющие регистрации по месту пребывания или по месту жительства, расположенному в пограничной зоне и находящемуся в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно- технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности:

-пункт а) сотрудники правоохранительных и контролирующих органов:

места постоянной службы, работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе справки с места службы, работы о прохождении указанными сотрудниками службы, исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочные удостоверения (предписания));

-пункт г) работники организаций:

места работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе документы, подтверждающие их должностное положение (справки с места работы об исполнении указанными работниками трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне, или маршрутные листы) (командировочные удостоверения (предписания)).

Я, являюсь государственным гражданским служащим Российской Федерации - в должности специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зея, Зейском и Магдагачинском районах.

В соответствии с Положением об Управлении Роспотребнадзора по Амурской области основными задачами Управления являются: организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Поездка в с. Черняево, Магдагачинского района, Амурской области выполнялась для исполнения государственной функции по проведению проверки деятельности юридического лица (детский сад с. Черняево).

Таким образом, нарушение пунктов 1.1, п.п. «Г» п.1.2.1.4. Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515 вменяется мне незаконно.

В данном случае, въезд (проход) в пограничную зону, временное там пребывание я осуществила руководствуясь п.п а) п.1.2.1.4. Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515., в соответствии с которым не требуется наличие пропуска.

В силу п. 1.3. Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515 въезд (проход), пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, и пропускам осуществляют: 1.3.1. граждане Российской Федерации, следующие в пограничную зону, установленную шириной менее пяти километров, либо в предел пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, на острова или за рубеж инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, за исключением граждан Российской Федерации, указанных в подпунктах 1.2.1.1 - 1.2.1.3, подпунктах "а - л" подпункта 1.2.1.4, подпункте 1.2.3 Правил.

Кроме того, порядок въезда в пограничную территорию был разъяснен, г запросу Управления Роспотребнадзора по Амурской области, первым заместителем Пограничного Управления ФСБ России по Амурской области, из которого также не следует необходимость иметь пропуск должностным лица контролирующих органов.

Остальные документы указанные в п.п а) п.1.2.1.4. Приказа ФССБ России от 15.10.2012 № 515 у меня имелись, а именно:

распоряжение Управления Роспотребнадзора по Амурской области № 518 от 19.06.15г. на проведение плановой проверки МДОБУ детского сада, «Росинка» с. Черняево;

служебное удостоверение от 01.11.2012г. на имя ФИО2

паспорт.

Указанные документы предъявлены сотрудникам ПУ ФСБ России по Амурской области, данный факт также отражен и постановлении № 2068/514-15.

Довод сотрудников ПУ ФСБ России по Амурской области о том, что мною предъявлено недействительное удостоверение считаю не состоятельным и влияющим на законность пребывая в пограничной зоне.

Как следует из п.п. а) п.1.2.1.4 сотрудники правоохранительных и контролирующих органов: должны иметь при себе справки с места службы, работы о прохождении указанными сотрудниками службы, исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочные удостоверения (предписания)).

Таким образом, необходимо иметь либо командировочное удостоверение либо предписание.

Таким предписанием являлось - распоряжение Управления Роспотребнадзора по Амурской области № 518 от 19.06.15г. на проведен плановой проверки МДОБУ детского сада «Росинка» с. Черняево.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке и условиях командирования Федеральных государственных гражданских служащих» № 813 от 18.07.2005г. (ред. 12.12.2014 N 765) отменено оформление командировочных удостоверений при направлении в командировку государственных гражданских служащих, Управление не оформляет командировочные удостоверения.

На основании изложенного, считаю, что мною не были нарушены правила въезда в пограничную зону, имелись необходимые документы, в связи с чем мои действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.2 КоАП РФ.

Кроме того, обращаю внимание суда на следующее обстоятельство, что существо административного правонарушения указанного в протоколе и существо административного правонарушения указанного в постановлении отличаются.

В проколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ мне в вину вменяется только нарушение п.1.1 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515.

Тогда как, в постановлении в вину мне вменяется как нарушение п. 1.1, так и п.п. «Г» п.1.2.1.4, п.1.3.1. Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515.

Считаю, указанное недопустимым, из анализа ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого административном органом решается вопрос о привлечении лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении также является доказательством по делу. В данном случае, из протокола следует только нарушение п. 1.1. Приказа ФСБ России от 15.10.2012 № 515».

ФИО1 просит суд отменить обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении и производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1 на своей жалобе настаивает. Суду пояснила, что она находилась в пограничной зоне на законных основаниях. При себе она имела паспорт, служебное удостоверение, распоряжение Управления Роспотребнадзора по Амурской области о проведении плановой проверки детского сада «Росинка», а не о проверки индивидуального предпринимателя, как это указано в постановлении по делу об административном правонарушении.

Представитель Федеральной службы Безопасности Российской Федерации ФИО4 считает, что ФИО1 на законном основании привлечена к административной ответственности, поскольку она находилась в пограничной зоне не имея пропуска на право въезда и временное пребывание в пограничной зоне. У неё имелся лишь паспорт, служебное удостоверение, распоряжение на проведение плановой проверки в отношении муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад «Росинка» и командировочное удостоверение, в котором отсутствовала подпись руководителя и печать. То есть в её действиях имелся состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.2 КоАП РФ-нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Частью 1 статьи 18.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне. Санкция данной статьи предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.

В соответствии с требованиями статьи 16 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Приказом директора ФСБ России от 15 октября 2012 г. N 515 утверждены Правила пограничного режима, которые устанавливают конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия и круг лиц, в отношении которых они действуют на территории Российской Федерации. Автор всесторонне анализирует данные Правила и детально рассматривает правовую базу по данному вопросу.

Согласно п.1.2 и п.п.1.2.1.4 Правил пограничного режима въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, осуществляют граждане Российской Федерации: не имеющие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает (частично охватывает) территорию городского округа: а) сотрудники правоохранительных и контролирующих органов: места постоянной службы, работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе справки с места службы, работы о прохождении указанными сотрудниками службы, исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочные удостоверения (предписания));

В судебном заседании установлен, что ФИО1 является государственным гражданским служащим Российской Федерации - в должности специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зея, Зейском и Магдагачинском районах.

В соответствии с Положением о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благосостояния человека( далее по тексту-Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно разделу № 2 указанного положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

Из приведенных норм следует, что Роспотребнадзор является надзорным(контролирующим) органом, а следовательно ФИО1 вправе была въехать в пограничную зону и временно находиться там и передвигаться по документам, удостоверяющим личность, должностные полномочия документы, подтверждающие место постоянной работы (командирования) в пограничной зоне. Такие документы у ФИО1 имелись (паспорт гражданина Российской Федерации, служебное удостоверение, распоряжение руководителя о проведении плановой проверки) При таких обстоятельствах в действиях ФИО1 отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.2 КоАП РФ и оснований для привлечения её к административной ответственности не имелось.

Доводы представителя ФСБ Российской Федерации о том, что имеющееся ФИО1 командировочное служебное удостоверение не является действительным, поскольку отсутствует подпись руководителя, суд считает верными, однако верными также являются доводы ФИО1, согласно которым в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 813 от 18 июля 2005 года(в редакции 12.12.2014года) отменено оформление командировочных удостоверений при направлении в командировку государственных гражданских служащих. Согласно п.9 приведенного Указа Президента Российской Федерации Срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке (дата приезда в место командирования и дата выезда из него) определяется по проездным документам (билетам), представляемым им в государственный орган по возвращении из служебной командировки.

При отсутствии проездных документов (билетов) фактический срок пребывания гражданского служащего в служебной командировке определяется по иным подтверждающим период его нахождения в служебной командировке документам, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что при таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО3 <данные изъяты> удовлетворить в полном объеме.

Постановление начальника отделения (погз) в с. Черняево, Службы в г. Сковородине, ПУ ФСБ России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.2 КоАП Российской Федерации, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья В.Е. Белоруков