ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/17 от 07.11.2017 Нолинского районного суда (Кировская область)

Дело 12-44/2017

РЕШЕНИЕ

г.Нолинск, Кировской области 07 ноября 2017 года

Судья Нолинского районного суда Кировской области Лаптева И.Ю., при секретаре судебного заседания Смирновой М.С.,

с участием законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» директора ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, имеющего на иждивении трех несовершеннолетних детей, зарегистрированного и проживающего по адресу: Кировская область, Нолинский район, п. Красный Яр, ул. <адрес>, д.<адрес>, кв.<адрес>,

государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» ФИО1 на постановление № 08-45/04-17 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО2 от 29.08.2017г. о назначении административного наказания по делу № 02-08/181-17, которым ООО «Эко-Трейд», юридический адрес: 613440, <...>, ИНН <***>, КПП 432101001, ОГРН <***>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 08-45/04-17 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО2 от 29.08.2017г. о назначении административного наказания по делу № 02-08/181-17 ООО «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно постановлению, ООО «Эко-Трейд» в 2016г. на эксплуатируемом полигоне ТБО Нолинского муниципального района размещено 2424 тонны твердых коммунальных отходов, принятых от населения и предприятий Нолинского района, в то же время плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г. рассчитана и внесена предприятием исключительно в отношении объема отходов, образовавшихся от собственной деятельности. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду заполнена и плата рассчитана без учета размещения на полигоне ТБО «Нолинский» твердых коммунальных отходов, принятых от населения и организаций. Таким образом, ООО «Эко-Трейд» не внесло в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Директор ООО «Эко-Трейд» ФИО1 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. Считает, отсутствует событие административного правонарушения в части невнесения в установленный срок авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 квартал 2016 года, поскольку Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства – микропредприятием. Для таких субъектов на основании пункта 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ и пунктов 32, 34 Постановления № 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, предусмотрена в виде разового внесения за 2016 год в срок до 1-го марта 2017 года. Являясь субъектом малого и среднего предпринимательства у Общества не возникла обязанность по внесению авансовых платежей, соответственно не были нарушены установленные сроки платы, за которые ст. 8.41 КоАП РФ установлено наказание. Указывает, что при привлечении Общества к административной ответственности, вопреки Правил предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 № 3 (Правила предоставления декларации), и Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (Правила исчисления и взимания платы), Росприроднадзором не устанавливались такие обстоятельства как то, что 9-ти месячный срок проверки Декларации Общества не завершился, Управлением Росприроднадзора по Кировской области не предъявлялись требования о представлении пояснений, связанных с выявленными ошибками, несоответствиями в Декларации при осуществлении контроля за исчислением платы и (или) внесении соответствующих исправлений в установленный срок; в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о соблюдении в отношении Общества порядка предъявления требований о внесении изменений в Декларацию. Считает, материалы проверки межрайонной природоохранной прокуратуры и экспертное заключение №77-ПО от 17.08.2017 года, выданное ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» филиал «ЦЛАТИ по Кировской области» нельзя признать допустимыми и достоверными доказательствами. Так на вынесенное 21.04.2017г. № 02-02-2017 представление Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых бытовых отходов» Обществом был дан своевременный ответ; по ст. 17.7 КоАП РФ Общество не было привлечено к ответственности. ЦЛАТИ по Кировской области - подведомственная организация по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, т.е. заинтересованное лицо, кроме того в экспертном заключении выводы сделаны на основании документов, анализ которых не проводился, не указаны расчеты платы, которые являются неверными. Полагает, Росприроднадзором сделан ошибочный вывод о том, что административное нарушение допущено по вине Общества и своим бездействием оно нарушило требования ст. 16.3, п.3 ст. 16.4. Закона № 7-ФЗ, п.5 и 9 ст.23 Закона № 89-ФЗ, поскольку Обществом приняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, а именно до 01 марта 2017 года внесена плата за негативное воздействие за 2016 год, исходя из расчета, представленного в Росприроднадзор, что подтверждается платежным поручением № 44 от 28.02.2017 г. (плата за размещение отходов производства и потребления за 2016 год - 38,15 рублей) и платежным поручением № 43 от 28.02.2017 г. (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2016 год - 9 426,10 рублей). Считает, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение Обществом нормы п.5 и 9 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". По мнению директора ООО «Эко-Трейд» применение ст. 2.9 КоАП РФ возможно, так как Росприроднадзор делает ошибочный вывод о том, что Общество, осуществляя деятельность по размещению отходов, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В материалах дела отсутствуют доказательства негативного воздействия на окружающую среду при размещении Обществом отходов, образованных в процессе деятельности других лиц. Свидетельств угрозы воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, ухудшения окружающей среды не установлено материалами дела. Также полагает возможным применение положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, так как Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ не привлекалось, доказательства, подтверждающие причинение вреда или наличие угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью человека в результате несвоевременного внесения платы за негативное воздействие в материалах дела отсутствуют.

Просит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО3 от 29.08.2017г. по делу №02-08/181-17 отменить за отсутствием состава административного правонарушения и вины Общества и производство по делу прекратить. В случае, если в действиях ООО «Эко-Трейд» усматривается событие административного правонарушения и вина, предусмотренная ст. 8.41 КоАП РФ, просит применить ст. 2.9 КоАП РФ либо положения ст. 4.1.1. КоАП РФ.

В отзыве на жалобу временно исполняющего обязанности Руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области, дополнительном отзыве государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, приведены те же обстоятельства, что изложены в постановлении о назначении административного наказания. Указано, что, решением Нолинского районного суда Кировской области от 03.08.2017г. установлен факт того, что ООО «Эко-Трейд» является лицензированной организацией, размещающей на полигоне твердые коммунальные отходы в д. Перевоз Нолинского района и относится к оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющему деятельность по их размещению. Со ссылкой на п.1 ст. 16.3 Федерального Закона РФ № 89 «Об отходах производства и потребления», Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, приводит порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пишет, что Приказом Минприроды России от 09.01.2017г. №3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» утверждены порядок заполнения декларации, ее форма. Приводит основные понятия, которые приведены и используются в Федеральном Законе РФ № 89 «Об отходах производства и потребления». Указывает, что форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которые заполняют ее соответствующим образом. Постановление об административном правонарушении составлено по результатам проведения административного расследования, по материалам проверки межрайонной природоохранной прокуратуры о соблюдении ООО «Эко-Трейд» требований законодательства об отходах производства и потребления, а не в рамках проведения контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения. Обращает внимание на письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2017г. № АС-06-02-36/3591, согласно которому Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" внесены изменения в части касающейся обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, изменения по продлению срока внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.01.2019) при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее 01.05.2018) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ (не позднее 01.07.2018). Вместе с тем, в указанный период продолжают функционировать индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов. Указанные субъекты хозяйственной деятельности соответствуют статусу операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленному в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, положения которого не содержат никаких дополнительных условий. Таким образом, за 2016 год и до момента выбора в субъектах РФ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, поручено удалить с официальных сайтов территориальных органов в сети "Интернет". Просят жалобу ООО «Эко-Трейд» оставить без удовлетворения, постановление от 29.08.2017г. без изменения.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнил, что все отходы, которые вносятся на полигон, декларируются, подается справка 2-ТП. В справке за 2016 год были указаны 2424 тонны твердых коммунальных отходов, принятых от населения и предприятий Нолинского района, однако декларация была заполнена и плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год Обществом была внесена только за себя, то есть в части деятельности организации. В начале 2016 года ЦЛАТИ, подведомственный Росприроднадзору, при проведении семинара, где принимал участие, в том числе и сотрудник Росприроднадзора, дали разъяснение, что на основании письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.04.2016г. за 2016 год плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят сами природопользователи, то есть предприятия и организации, которые поставляют отходы на полигон, собственники отходов, что Общество не взимает плату с предприятий, организаций и населения за негативное воздействие. При этом им не говорили, что с них эта плата взиматься не будет и требование о ее внесении не будет предъявлено. В 2017 году после подачи в установленный законом срок декларации позиция Росприроднадзора переменилась и, оказалось, что Общество должно внести плату за негативное воздействие за твердые коммунальные отходы, поступившие от предприятий, организаций, населения, но плату с данных субъектов они уже взять не могут. Считает, позиция Росприроднадзора в 2017 году носит рекомендательный характер, а не законодательный. Ранее до 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду вносилась предприятиями и организациями Обществу, как администратору платежей, поскольку была предусмотрена тарифом, принятым в 2015 году. На 2016 году данная плата не закладывалась тарифами и в связи с разъяснениями не взималась. Взимать плату выше тарифа они не имели права. В 2017 году они не могут включить задним числом плату в тариф. Сейчас у предприятий жилищно-коммунального комплекса есть тариф и плюс плата за негативное воздействие, в 2016 году такого не было. Полагает, при проведении экспертизы должна быть сделана ссылка и на законодательство. Утверждает, что организация не оказывает негативного воздействия на окружающую природную среду, что подтверждается результатами ежегодного мониторинга; у организации не было умысла на совершение противоправных действий, подпадающих под действие административного кодекса

Представитель Роприроднадзора по Кировской области ФИО2 в судебном заседании пояснила, что ООО «Эко-Трейд» в соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ № 89 «Об отходах производства и потребления» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, кроме того данная организация имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов и как организация, осуществляющая негативное воздействие на окружающую среду, что также подтверждается свидетельством о постановке на учет № 33014300287П, обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При рассмотрении отчета о результатах мониторинга Управлением Росприроднадзора по Кировской области ООО «Эко-Трейд» признано оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Мониторинг был осуществлен не в полном объеме, фоновая концентрация загрязняющих веществ превышала показатели, кроме того полигон является объектом П категории, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Общество является малым предприятием, поэтому плату за негативное воздействие вносит один раз в год. Данную плату за отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам, вносят предприятия, которые размещают эти отходы. Так как ООО «Эко-Трейд» размещает отходы, то оно и должно вносить плату за негативное воздействие за отходы, поступающие от других предприятий и от населения. В соответствии с письмом Росприроднадзора от 11.04.2016г. «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства, то есть Федерального Закона № 89-ФЗ. Считает, что плата за негативное воздействие ТКО при размещении их на полигоне не освобождает оператора по размещению отходов от обязанности ее вносить, даже если это не включено в тариф. Указывает, что семинар ЦЛАТИ проводился по теме «Постановка объектов, оказывающих негативное воздействие, на государственный учет», при этом там мог подниматься вопрос о плате за негативное воздействие на окружающую среду, но его проводил не Росприроднадзор, и что там происходило, она пояснить не может. Настаивает, что письма Росприроднадзора носят рекомендательный, разъяснительный характер, руководствоваться нужно нормами Федеральных законов. В определении о назначении экспертизы указаны все документы, на основании которых проводилась экспертиза. Эти документы представлял сам ФИО1 Заключение эксперта соответствует предъявляемым требованиям. Поскольку нарушения, допущенные ООО «Эко-Трейд», были выявлены при проведении проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой и им направлен материал для проведения административного расследования по ст. 8.41 КоАП РФ, Росприроднадзором было возбуждено дело об административном правонарушении. Именно поэтому ООО «Эко-Трейд» не предъявлялись требования представить пояснения или внести исправления в Декларацию, не составлялся акт проведения контроля за исчислением платы. Несмотря на то, что Декларация ООО «Эко-Трейд» подана в срок, им не задекларированы твердые коммунальные отходы, принятые от населения в размере 2424т, плата за них не внесена, в связи с этим в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.41 КоАП РФ. Настаивает, что в соответствии с действующим законодательством за 2016 год плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Обществу назначено минимально возможное наказание, предусмотренное санкцией статьи. Так как оно оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не внесло плату в установленные сроки, считает невозможным применение положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 ст. 4.1).

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 23 этого же ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду, в виде хранения, захоронения отходов производства и потребления (размещения отходов) является платным.

В ст. 16.2 указанного ФЗ приведен порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указано, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании ст. 16.3 указанного ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством РФ по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Не позднее 10 марта, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Как видно из материалов дела, в результате проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что ООО «Эко-Трейд» в 2016 году на эксплуатируемом полигоне ТБО Нолинского муниципального района размещено 2424 тонны отходов, собранных у населения и предприятий Нолинского района, плата за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов за 2016 год рассчитана и внесена предприятием исключительно в отношении объема отходов, образовавшихся от собственной деятельности. Материал проверки для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ направлен в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области. 14.06.2017г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области возбуждено дело № 02-08/181-17 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Эко-Трейд» по ст. 8.41 КоАП РФ, с которым директор Общества был ознакомлен в тот же день.

По данному факту 16.08.2017г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, специалистом-экспертом отдела экологического надзора в отношении ООО «Эко-Трейд» в присутствии директора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 08-45/04-17, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в протоколе обстоятельства явились основанием для привлечения Общества постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области, специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО2 от 29 августа 2017 г. № 08-45/04-17 по делу № 02-08/181-17 к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Эко-Трейд» административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: копиями письма Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры; определений от 14.06.2017г. о возбуждении дела № 02-08/181-17 об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений, о назначении экспертизы от 07.07.2017г., о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.08.2017г.; экспертного заключения № 77-ПО от 17.08.2017г.; уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 13.07.2017г.; протокола об административном правонарушении № 08-45/04-17 от 16.08.2017г.; сведений из ЕГРЮЛ о юридическом лице ООО «Эко-Трейд»; паспорта ФИО1; представления об устранении нарушений законодательства при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых бытовых отходов от 21.04.2017г. № 02-02-2017 и ответа на представление от 10.05.2017г. № 23; паспортов отходов; письма ООО «Жилкоммунсервис» от 01.04.2016г.; платежных поручений № 44, 43 от 28.02.2017г. о плате ООО «Эко-Трейд» за размещение отходов производства и потребления за 2016г., за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2016г.; объяснения ФИО1 от 26.05.2017г.; формы 2-ТП за 2016г.; отчета о результатах мониторинга; ответа от 20.02.2017г. о результатах рассмотрения отчета; декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 09.03.2017г. с расчетами суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за размещение отходов производства и потребления; размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на полигоне ТБО «Нолинский» на 2016 год; данных учета в области обращения с отходами за 2016г. ООО «Эко-Трейд»; решения от 10.05.2017г. о продлении полномочий директора ООО «Эко-Трейд» ФИО1 на 5 лет; Устава ООО «Эко-Трейд»; договоров с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами о приеме ООО «Эко-Трейд» твердых бытовых отходов и приравненных к ним производственных отходов для размещения и захоронения на полигоне ТБО «Нолинский»; сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 04.09.2017г.

Все исследованные органом административной юрисдикции доказательства оценены полно и всесторонне, и являются достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и виновности в его совершении юридического лица – ООО «Эко-Трейд».

Оснований полагать о недостоверности такого доказательства, как экспертное заключение № 77-ПО от 17.08.2017г. в связи с тем, что согласно сведений из ЕГРЮЛ о юридическом лице Федеральном государственном бюджетном учреждении «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», его учредителем является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и у ФГБУ филиал в Кировской области, не имеется. В определении о назначении экспертизы от 07.07.2017г. указаны материалы, представленные в распоряжение эксперта, при проведении экспертизы исследованы те же документы, что и указаны в определении; целью экспертизы было определить правильность заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, своевременность внесения ПНВОС в отношении ООО «Эко-Трейд». Экспертизу проводил эксперт Филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Кировской области» ФГБУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», имеющий соответствующую аттестацию (срок действия свидетельства до 18.09.2020г.), который был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доводы директора ФИО1 о том, что в связи с письмом Росприроднадзора от 11.04.2016г. Общество в 2016 году было освобождено от платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении ТКО, размещенных на полигоне «Нолинский», данная плата не была включена в тариф и юридическому лицу не поступала, проверены в судебном заседании.

Исследованные доказательства с достаточной полнотой свидетельствуют о том, что на основании Федеральных Законов N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года, N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года, Правил предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 № 3, Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, лицензии, пояснений самого директора ФИО1 ООО «Эко-Трейд» в инкриминируемый период являлось и в настоящее время является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, приняло в 2016 году на полигон «Нолинский» 2424 тонны твердых коммунальных отходов от населения и предприятий Нолинского района, не подало в установленный законом срок в отношении указанных отходов Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, не рассчитало и не внесло данную плату. То, что плата за негативное воздействие не была включена в тариф предприятий, организаций, населения сдающих ТКО ООО «Эко-Трейд», по мнению суда, не является основанием освобождения Общества от внесения данной платы. Кроме того, обязанность оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, установлена нормами Федеральных Законов, письма Росприроднадзора нормативно-правовыми актами не являются.

Согласно постановлению о назначении административного наказания ООО «Эко-Трейд» не вменялось в вину невнесение авансовых платежей за три квартала 2016 года, поэтому доводы жалобы в этой части являются несостоятельными.

Доводы заявителя о несоблюдении процедуры проверки Декларации, не предъявлении требования представить пояснения или внести исправления в Декларацию, не составлении акта проведения контроля за исчислением платы, предусмотренной Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, опровергаются пояснениями ФИО2 о том, что нарушения, допущенные ООО «Эко-Трейд», были выявлены при проведении проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой о соблюдении ООО «Эко-Трейд» требований законодательства об отходах производства и потребления, а не в рамках проведения контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения. Материалы прокуратура направила для проведения административного расследования по ст. 8.41 КоАП РФ, в связи с чем Росприроднадзором было возбуждено дело об административном правонарушении и по результатам проведения административного расследования, вынесено постановление об административном правонарушении. Вместе с тем проверка Декларации ООО «Эко-Трейд» в предусмотренном Правилами порядке администратором платы проводится.

То, что Обществом был дан своевременный ответ на представление Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых бытовых отходов от 21.04.2017г. № 02-02-2017, по мнению суда, свидетельствует о том, что на уже на тот момент Общество знало о нарушении им требований ст.ст. 16, 16.1 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», ст. 23 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», выразившееся в отсутствии в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год расчета платы за размещенные твердые бытовые отходы, невнесении платы. В представлении было предложено устранить выявленное нарушение, что ООО «Эко-Трейд» сделано не было. В связи с чем доводы законного представителя о недостоверности данного доказательства являются надуманными. Кроме того указанные доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Эко-Трейд» имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что решением Нолинского районного суда Кировской области от 03.08.2017г. были удовлетворены исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Эко-Трейд», возложена обязанность предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области корректирующую декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении в 2016 году отходов из жилищ на полигоне ТБО в д. Перевоз Нолинского района Кировской области.

Указание в постановлении о том, что ООО «Эко-Трейд» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о незаконности принятого органом административной юрисдикции решения, кроме того в судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Кировской области подтвердил, что ООО «Эко-Трейд» является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере с учетом наличия установленного смягчающего обстоятельства – совершения правонарушения впервые.

При рассмотрении доводов жалобы о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В соответствии с ним малозначительным правонарушением является действие или бездействие, действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Между тем в данном случае оснований для отнесения совершенного ООО «Эко-Трейд» административного правонарушения к малозначительным и освобождения его от административной ответственности не имеется, поскольку характер совершенного административного правонарушения свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в части оказания воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Несмотря на то, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства, его действиями допущена угроза причинения вреда здоровью людей и окружающей среде (ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ), в связи с чем суд не находит оснований для применения при назначении наказания ООО «Эко-Трейд» положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе в части подсудности, по делу не допущено.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы директора ООО «Эко-Трейд» и оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1. ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление № 08-45/04-17 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО2 от 29 августа 2017 года о назначении административного наказания по делу № 02-08/181-17, которым Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Нолинский районный суд Кировской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.Ю.Лаптева