ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/18 от 15.06.2018 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

м. 12-44/18 .

РЕШЕНИЕ

г.Ленск Республика Саха (Якутия) 15 июня 2018 года

Судья Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Шмидт Ж.А., при секретаре Васильевой С.В.,

с участием представителя ООО «ГазАртСтрой» М. – по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ГазАртСтрой» на постановление руководителя Ленского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) №18 от 04 мая 2018 года о назначении административного наказания по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Ленского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) Н. №18 от 04 мая 2018 года ООО «ГазАртСтрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившемся в несанкционированном вывозе снега и мусора с территории материального хранения товаров, повлекшее к образованию вала снега и мусора в черте п.Пеледуй, за что ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, ООО «ГазАртСтрой» обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что административным органом не установлен факт осуществления предприятием деятельности в области обращения с отходами с указанием их видов, классов опасности и количества, с нарушением санитарно – эпидемиологических требований; не проверен факт совершения правонарушения третьим лицом, так не подтверждена принадлежность автомобиля вывозившего снег, не запрошен путевой лист водителя, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, не запрошены документы на вывоз ТБО, не проведено отобрание проб отходов для определения класса опасности, а установлен объем вывезенных отходов. Таким образом, в постановлении не отражено, какими доказательствами подтверждается вина заявителя, то есть отсутствует описание субъективной стороны. Вывоз снега и мусора, указанного в протоколе, не образует состав вмененного правонарушения, поскольку снег, щепки, селафановые пакеты, крышки пластмассовые, «полок», не могут быть отнесены к отходам. Кроме того, у ООО «ГАС» имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности [НОМЕР] от [ДАТА], земельный участок с кадастровым номером [НОМЕР] находится в законном владении и пользовании предприятия на основании договора аренды, в связи с чем вывоз нельзя признать несанкционированным. В протоколе указан вывод снега и мусора, а не установлен факт размещения отходов. Общество не было уведомлено о вынесении постановления о назначении административного наказания, не предоставлено время для ознакомления с протоколом об административном правонарушении, подачи на него замечаний, поскольку фактически постановление вынесено 03 мая 2018 года в день составления протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель заявителя – М. доводы жалобы поддержал, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Ленским районным комитетом охраны природы представлен письменный отзыв на жалобу, в котором просят постановление о привлечении ООО «ГазАртСтрой» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор Е. суду показал, что 9 апреля 2018 года был выявлен несанкционированный вывоз снега и мусора с территории материального хранения товаров ООО «ГазСтройСтрой», данный факт подтвержден видеосъемкой, объяснениями работников ООО «ГазАртСтрой».

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, свидетеля, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в ходе планового рейдового заданий №16 от 09.04.2018г., 09 апреля 2018 года в 09 час. 48 мин. было выявлено, что ООО «ГазАртСтрой» осуществляло вывоз снега и мусора с территории материального хранения товаров, а именно – доски, щепки, селофановые пакеты, крышки пластмассовые и пр. в черте п. Пеледуй, координаты №59?35"50.9 Е112?41"57.9, площадь вывезенного мусора со снегом составляет 3000м, чем нарушены ст.24, п.2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1, п.7 ст.12, п.2,3 ст.18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В нарушение приведенных выше норм отсутствует разработанный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не установлены специально уполномоченными органами исполнительной власти в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; отсутствуют составленные и утвержденные паспорта на отходы 4 класса опасности (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный).

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований с приложенным план-схемой, видеозаписью, письменными объяснениями О. и Ш., протоколом об административном правонарушении №13 от 03.05.2018г., постановлением о назначении административного наказания №18 от 04.05.2018г.

Таким образом, ООО «ГазАртСтрой», допустившее несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО «ГазАртСтрой» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы заявителя о том, что не установлен факт совершения правонарушения ООО «ГазАртСтрой» опровергаются письменными объяснениями заведующего складом ООО «ГазАртСтрой» Ш., из которого следует, что предприятием осуществлялся вывоз снега с мусором с февраля 2018 года без разрешения; письменными объяснениями водителя автомобиля ООО «ГазАртСтрой» О. о том, что он осуществлял вывоз снега 11.04.2018г. ВВХ п.Пеледуй на автомашине МВ «Мерседес» [НОМЕР]; представленной видеозаписью складирования снега с отходами, в том числе вывоз снега на автомашине с надписью «Стротрансгаз» с [НОМЕР].

Доводы жалобы о том, что предприятие на законных основаниях осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления I-IV классов опасности в соответствии с лицензией, класс опасности отходов не установлен, основан на ошибочном толковании норм закона, поскольку у предприятия имеется лицензия на сбор и транспортировку опасных отходов, а не на их размещение.

В данном случае установлена вина предприятия в негативном воздействие на окружающую среду в связи вывозом отходов потребления, а не в процессе производства. Согласование на размещение отходов предприятием не представлено.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, в ходе производства по делу также не допущено.

В соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из анализа указанных норм следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица должны быть сведения об извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола, а на момент рассмотрения дела об административном правонарушении - сведения об извещении законного представителя и защитника.

Из материалов дела следует, что 03 мая 2018 года представитель юридического лица М. на основании доверенности [НОМЕР] от 01.01.2018г. присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ГазАртСтрой» и при вынесении постановления о назначении административного наказания, копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания получил, о чем имеются его подписи.

В связи с чем, довод жалобы о том, что юридическое лицо не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола, несостоятелен.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя ООО «ГазАртСтрой» М., ему разъяснены права и обязанности в соответствии со ст. ст. 24.2 - 24.4, 25.1, 25.4 КоАП РФ, вручена копия протокола об административном правонарушении. Каких-либо ходатайство от представителя, в том числе об отложении рассмотрения дела для принесения объяснений, возражений, не поступало.

Таким образом, право ООО «ГазАртСтрой», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту было реализовано.

Вынесение постановления о назначении административного наказания в день составления протокола об административном правонарушении не противоречит законодательству об административных правонарушениях.

Указание в постановлении о назначении административного наказания №18 даты 04 мая 2018 года суд считает технической ошибкой, признает постановление вынесенным 03 мая 2018 года, однако данная опечатка не повлияла на вынесенное постановление.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «ГазАртСтрой» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление должностного лица Ленского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) №18 от 03 мая 2018 года, вынесенное в отношении ООО «ГазАртСтрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение суда может обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья п/п Ж.А. Шмидт

Копия верна: судья Ж.А. Шмидт