ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/19 от 05.02.2020 Новопокровского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 12-8/2020 г. (12-44/2019 г.)

РЕШЕНИЕ

ст. Новопокровская Новопокровского района 05 февраля 2020 г.

Краснодарского края

Судья Новопокровского районного суда Краснодарского края Некрут К.А., рассмотрев материалы по жалобе ОАО «Викор» об отмене постановления П от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о назначении административного наказания в отношении ОАО «Викор» по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением П от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 юридическое лицо - ОАО «Викор» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 р.

В указанном постановлении в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Викор» проведена плановая документарная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в отношении юридического лица.

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 мин. установлено, что ОАО «Викор» юридический адрес: 353021, <адрес> совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, что заключается в следующем.

В связи со вступлением в силу изменений природоохранного законодательства для объектов 1 категории негативного воздействия на окружающую среду и согласно ст.31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено:

  1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
  3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» определены критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, в том числе - осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности: по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива); по производству продукции из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель).

ОАО «Викор» была подана заявка от ДД.ММ.ГГГГ №BBZPY08B о постановке на учет объекта, расположенного по адресу: 353021, <адрес>, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой, декларируемая категория объекта - Федеральный, 2-я категория.

В заявке указаны критерии отнесения к декларируемой категории II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I категории - осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива); по производству продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель).

Согласно техническому паспорту основного производства ОАО «Викор», производственная мощность завода на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7200 тонн свеклы/сутки, норма суточного производства по свекле 6000 т/сутки.

В ходе проведения проверки ОАО «Викор» предоставлена справка, подписанная генеральным директором ОАО «Викор» ФИО2, о номенклатуре выпускаемой продукции, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выпущено:

  • сахар белый кристаллический категории (ГОСТ 33222-2015) - 90017,9 тонн;
  • меласса свекловичная ( ГОСТ 30561-2017) - 23111 тонн;
  • жом сухой/гранулированный (ГОСТ 13456-82) - 29635 тонн;
  • жом сырой (в жомовые ямы) - 29567,69 тонн.

ОАО «Викор» предоставлена справка, подписанная генеральным директором ОАО «Викор» ФИО2, о номенклатуре выпускаемой продукции, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выпущено:

  • сахар белый кристаллический категории (ГОСТ 33222-2015) - 55245,0 тонн;
  • меласса свекловичная ( ГОСТ 30561-2017) - 11640,0 тонн;
  • жом сухой/гранулированный (ГОСТ 13456-82) - 16947,0 тонн;
  • жом сырой (в жомовые ямы) - 14983,66 тонн.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (90 календарных дней) было выпущено 90017,9 тонн белого сахара, что составляет 1000,198 тонн суточного производства продукции из овощей (сахарной свеклы) с проектной производительностью 7200 тонн готовой продукции в сутки.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (50 календарных дней) было выпущено 55245,0 тонн белого сахара, что составляет 1104,9 тонн суточного производства продукции из овощей сахарной свеклы) с проектной производительностью 7200 тонн готовой продукции в сутки.

Вместе с тем, ОАО «Викор» предоставлен план мероприятий по внедрению НДТ на основе новейших научно-технических достижений на 2019-2020 годы, утвержденный генеральным директором ФИО2.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» установлена область применения наилучших доступных технологий - это хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, а именно, производство пищевых продуктов, результатом деятельности ОАО «Викор» является производство пищевых продуктов.

Указанные сведения свидетельствуют о наличии у ОАО «Викор» критериев отнесения объекта - сахарного завода к объектам оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», а именно, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по производству продукции из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более).

Вместе с тем, в соответствии с ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до ДД.ММ.ГГГГ, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или преставления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов;с ДД.ММ.ГГГГ и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Пунктом 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до ДД.ММ.ГГГГ обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Пунктом 7 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства I потребления», установлен Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Таким образом, ОАО «Викор» имеет возможность в соответствии с действующим законодательством утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для производственной площадки - сахарный завод.

В ходе проведения проверки установлено, что ранее Управлением были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ОАО «Викор», срок действия которых истек.

ОАО «Викор» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сахарного завода от ДД.ММ.ГГГГ для производственной площадки, расположенной по адресу: 353021, <адрес>, однако, заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Управление не подавалось.

Таким образом, ОАО «Викор» осуществляет производственную деятельность на производственной площадке, расположенной по адресу: 353021, <адрес>, в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В своей жалобе, подтвержденной при ее рассмотрении, ОАО «Викор» просит данное постановление изменить, освободить их от административной ответственности в связи с малозначительностью, мотивируя тем, что Росприродназдор в своем постановлении относит ОАО «Викор» к 1 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Однако предприятие по результатам рассмотрения заявки о постановке производственного объект по адресу: <адрес>, на государственный учет в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» было отнесено ко II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о чем выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем подлежит региональному экологическому надзору. На основе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Управлением Росприроднадзора согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ были выданы и утверждены нормативы образования отходов и лимитов на из размещение для ОАО «Викор» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время ОАО «Викор» с ООО «Контроль-Эко» заключены договор от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и договор от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Для заполнения и сдачи декларации негативного воздействия на окружающую среду для дальнейшего получения утвержденных нормативов отходов и выбросов заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Контроль-Эко». Нарушение допущено ОАО «Викор» в связи с изменением законодательства.

В судебном заседании представитель ОАО «Викор» ФИО3 просит суд удовлетворить жалобу.

Представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав доводы представителя ОАО «Викор» ФИО3, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд полагает необходимым изменить обжалуемое постановление, снизив размер штрафа, по следующим мотивам:

Постановлением Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что положения КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах, не соответствует Конституции РФ, постольку, поскольку установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку при введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления "гибкой" дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.

Материалами административного дела установлено и доказано, что ОАО «Викор» осуществляло производственную деятельность на производственной площадке, расположенной по адресу: 353021, <адрес>, в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 П от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Викор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному штрафу в размере 200000 рублей, при этом санкция данной статьи предусматривает наказание от 200000 до 350000 рублей.

Принимая решение о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, суд учитывает, что у ОАО «Викор» имелись утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в настоящее время предприятием предприняты меры для утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ на новый срок; кроме того, предприятие не имело возможности в указанный период времени прекратить свою деятельность по выбросу вредных веществ, поскольку невозможно было остановить деятельность принадлежащей им котельной, которая обеспечивает теплоэнергией жителей многоквартирных домов сахарного поселка, а также социально значимые объекты: школа, фельдшерский пункт, детский сад, почтовое отделение.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правнарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление П от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, которым юридическое лицо - ОАО «Викор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 (двухсот тысяч) рублей - изменить, снизить размер штрафа до 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Новопокровского районного суда

Краснодарского края ФИО4