ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/19 от 07.03.2019 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Усть-Илимск 7 марта 2019 года

(ул. Декабристов-3, кааб.402)

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Коржова Юлия Юрьевна,

с участием защитника должностного лица - генерального директора ЗАО «Ката» ФИО1 - Захарченко О.И., действующей на основании доверенности

рассмотрев жалобы генерального директора ЗАО «Ката» ФИО1 на постановления № АТЗ-547/5 и № АТЗ-547/6 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Иркутской области ФИО2 от 21.12.2018 года о привлечении генерального директора ЗАО «Ката» ФИО3 к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлениям старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Иркутской области ФИО2 от 21.12.2018 года № АТЗ-547/5 и № АТЗ-547/6 должностное лицо - генеральный директор ЗАО «Ката» ФИО1 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей за каждое из правонарушений.

Генеральный директор ЗАО «Ката» ФИО1 обратился в суд с жалобами на вышеуказанные постановления с требованиями их отменить.

Определением судьи от 25.02.2019 года жалобы соединены в одно производство.

В жалобах указано на необоснованность назначения в отношении должностного лица - генерального директора ЗАО «Ката» ФИО1 наказания за каждое из правонарушений, предусмотренных ч. 2. ст. 8.7 КоАП РФ, полагает, что наказание подлежало назначению в соответствие с ч. 2 ст. 4.4, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку нарушения были выявлены в ходе одной проверки, действия являются тождественными, в отношении земельных участков установлен единый порядок хозяйствования. Кроме того, при составлении 11.12.2018г. протокола об административном правонарушении №АТЗ-547/6, он был подписан 10.12.2018г., тогда как ФИО1 извещение на 10.12.2018г. не получал, в связи с чем полагает, что нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности.

При рассмотрении жалобы защитник Захарченко О.И. доводы, изложенные в жалобах, поддержала в полном объеме.

В возражениях на жалобу представитель Управления Росприроднадзора по Иркутской области ФИО4 указал, что доводы заявителя являются не состоятельными, Управлением каких-либо нарушений требований КоАП РФ при осуществлении производства по делам об административном правонарушении не допущено.

Изучив доводы жалоб, исследовав в полном объеме материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенных по делу постановлений, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в действии (бездействии) должностного лица, что повлекло невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Субъектом правонарушения является должностное лицо – генеральный директор ЗАО «Ката» ФИО1, субъективная сторона выражается в том что должностное лицо неответственно отнеслось к своим обязанностям.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность, в том числе юридических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствие с п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО «Ката» зарегистрировано в соответствие с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с 26.03.1993г., запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.

Основными видами деятельности ЗАО «Ката», согласно Уставу, являются: лесозаготовка, производство пиломатериала, обработка древесины, воспроизводство леса, производство товаров народного потребления, транспортные услуги и ряд иных видов деятельности.

Генеральным директором ЗАО «Ката», согласно решению общего собрания акционеров ЗАО «Ката» от 01.02.2018г., приказу от 01.02.2018г., является ФИО1

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 13.01.2017г. утвержден Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО «Ката» сроком действия с 13.01.2017г. по 12.01.2022г.

В период с 24.09.2018г. по 19.10.2018 г., на основании приказа и.о. руководителя Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области № 1963-од от 06.09.2018г., проведена плановая выездная проверка, в ходе которой осуществлен натурный осмотр территории и производственных площадок ЗАО «Ката», в частности - производственная площадка № 4, Лесопильный цех №2 (земельный участок с кадастровым номером 38:17:010401:110), расположенная по адресу: Иркутская область, Промышленная зона р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района, производственная площадка № 3, Лесопильный цех №1 (земельный участок с кадастровым номером 38:17:010401:42), расположенная по адресу: Иркутская область, Промышленная зона р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района.

Выписками из ЕГРП о регистрации права собственности подтверждено, что собственником земельных участков, расположенных в промышленной зоне Усть-Илимского района кадастровые номера 38:17:010401:110 и 38:17:010401:42, является ЗАО «Ката».

В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на производственной площадке № 4, Лесопильный цех №2 (земельный участок с кадастровым номером 38:17:010401:110), расположенной по адресу: Иркутская область, Промышленная зона р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района, обнаружено размещение не на специально отведенных и оборудованных местах временного накопления отходов - бетона и железобетона в кусковой форме, частичное перемешанных с опилками, отходов коры и грунта, навалы лома и отходов различных металлических изделий, отработанные покрышки пневматических шин с металлическим кордом; на производственной площадке № 3, Лесопильный цех №1 (земельный участок с кадастровым номером 38:17:010401:42), расположенной по адресу: Иркутская область, Промышленная зона р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района, обнаружено не на специально отведенных и оборудованных местах временного накопления отходов – захламление отходами от деревообработки, размещение лома и отходов металлических изделий, отработанных покрышек пневматических шин с металлическим кордом. Обнаруженные отходы не учтены в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 2016г. и в Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 13.01.2017г. №ООС-007, а также не учтены в данных первичного учета отходов.

Кроме того, в период проведения плановой проверки, ЗАО «КАТА» не представлены планы мероприятий по охране земель на 2016-2018г., соответственно Обществом, в нарушение ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, не выполняются данные мероприятия. На производственных площадках № 3,4, лесопильный цех № 1, 2, значительные площади территории цеха №3 имеют незащищенный почвенный покров. На незащищенном почвенном покрове производственной площадки № 4, лесопильный цех № 2, организовано несанкционированное место размещения списанной (либо подлежащей ремонту) техники и иных металлических конструкций со следами нефтепродуктов, открытые участки почвы также загрязнены нефтепродуктами. На данном участке выполнен отбор проб почвы и, по результатам анализа, концентрация нефтепродуктов в пробе почв в разы превышает концентрацию нефтепродуктов в фоновых пробах на тех же глубинах. В результате действий (бездействия) ЗАО «Ката» произошло загрязнение почв химическими веществами (нефтепродуктами) в месте размещения списанной (либо подлежащей ремонту) техники и иных металлических конструкций на почвенном покрове, не защищенном твердым покрытием. На производственной площадке № 3, лесопильный цех № 1, на земельном участке ранее выполнялись земляные работы (выкопаны котлованы, размещены навалы изъятого грунта, сооружены траншеи неизвестного назначения).

Выявленные нарушения отражены в акте натурного обследования производственных площадок и в акте проверки от 22.10.2018г.

По выявленным нарушениям составлены протоколы об административных правонарушениях № АТЗ-547/5 от 11.12.2018г., № АТЗ-547/6 от 11.12.2018г. и вынесены указанные выше обжалуемые постановления о назначении генеральному директору ЗАО «Ката» ФИО1 административных наказаний: № АТЗ-547/5 от 21.12.2018г., № АТЗ-547/6 от 21.12.2018г.

Рассмотрев жалобы по существу, судом установлено, что ЗАО «Ката» на производственной площадке № 4, Лесопильный цех №2 и производственной площадке № 3, Лесопильный цех №1, не разрабатывало, а соответственно и не выполняло планы мероприятий по охране и защите земель от негативного воздействия, что влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Указанные выше обстоятельства, установленные в ходе проверки, и свидетельствующие о несоблюдении Обществом вышеприведенных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, а также невыполнении Обществом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: приказом о проведении плановой выездной проверки ЗАО «Ката» от 06.09.2018г., актом проверки от 22.10.2018г., актом натурного обследования от 22.10.2018г. производственных площадок с фототаблицей; протоколами об административных правонарушениях, приказом об утверждении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 13.01.2017г. Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО «Ката» с 13.01.2017г. по 12.01.2022г. и указанным Документом; уставом ЗАО «Ката»; выписками из ЕГРП о регистрации права собственности ЗАО «Ката» на земельные участки расположенные в промышленной зоне Усть-Илимского района кадастровые номера 38:17:010401:110 и 38:17:010401:42.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Постановлением Усть-Илимского городского суда от 05.03.2019г. ЗАО «Ката» было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2, ч.2 ст. 8.7. КоАП РФ в отношении тех же земельных участков с идентичными кадастровыми номерами и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Доказательства, собранные по делам об административных правонарушениях получены в соответствие с требованиями норм КоАП РФ, соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам, они являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для признания должностного лица генерального директора ЗАО «Ката» ФИО1 в соответствии с ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ.

При рассмотрении дела установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанных выше административных правонарушений и лицом, вынесшим обжалуемые постановления, сделаны обоснованные выводы о доказанности вины должностного лица - директора ЗАО "Ката" ФИО1 в их совершении.

Доводы защитника о том, что дата подписания протокола об административном правонарушении №АТЗ-547/6 указана 10.12.2018г., а ФИО1 не извещался о рассмотрении и составлении протокола по делу об административном правонарушении на указанную дату в связи с чем данный протокол является недопустимым доказательством, суд находит не состоятельным, поскольку как видно из представленных материалов ФИО1 как генеральный директор ЗАО "Ката" был извещен о дате составления протокола об административном правонарушении на 11.12.2018г., кроме того дата составления протокола об административном правонарушении указана 11.12.2018г., учитывая изложенное дату подписания протокола указанную как «10.12.2018г.», суд расценивает как техническую описку.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что события указанных административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Правильность квалификации действий должностного лица - генерального директора ЗАО «Ката» ФИО1 по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - сомнений не вызывает.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения жалобы, каждое из постановлений по делу об административных правонарушениях, вынесенных должностным лицом Управления Росприроднадзора, в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, подлежит изменению в части назначенного генеральному директору ФИО1 административного наказания.

Указанные дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица генерального директора ЗАО «Ката» ФИО1 рассмотрены административным органом в отдельных производствах. Вместе с тем, по мнению суда, они должны были быть рассмотрены в одном производстве, а наказание подлежало назначено по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Указанная правовая позиция изложена в Пленуме Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях".

Из материалов дела об административных правонарушениях усматривается, что нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выявленные на территориях производственных площадок №3,4, лесопильных цехов №1 и 2 ЗАО «Ката» в ходе проверки, были допущены должностным лицом генеральным директором Общества ФИО1 в результате бездействия, эти нарушения установлены в рамках проведения одной проверки.

То обстоятельство, что нарушения имеют место на разных производственных площадках осуществления деятельности Общества, в данном случае не является основанием для назначения самостоятельных наказаний, поскольку эти нарушения допущены на одной территории расположения этих площадок – Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п. Железнодорожный промышленная зона, одним и тем же должностным лицом в результате одного бездействия и выявлены в рамках одной проверки.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении Общества, а в последующем и должностного лица данного Общества подведомственно одному должностному лицу.

Следовательно, должностное лицо, в данном случае генеральный директор ЗАО «Ката» ФИО1 совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае - в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 50000 до 100000 рублей, которое могло быть назначено должностному лицу, лицом административного органа – Управления Росприроднадзора, в пределах его компетенции.

Учитывая, что должностному лицу ЗАО «Ката» ФИО1 за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ назначено наказание в соответствие с положениями ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в силу которых наказание в виде административного штрафа назначено в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и составило половину минимального размера административного штрафа, - 25000 рублей, наказание должностному лицу ФИО1 за совершенные административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подлежит назначению одно - в размере 25000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу генерального директора ЗАО "Ката" ФИО1 удовлетворить частично.

Постановления № АТЗ-547/5 и № АТЗ-547/6 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Иркутской области ФИО2 от 21.12.2018 года о привлечении должностного лица генерального директора ЗАО "Ката" ФИО1 к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, - изменить.

Считать должностное лицо генерального директора ЗАО «Ката» ФИО1 признанным виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначить наказание с применением положений ч. 2 ст. 4.4, ч.3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.

В остальной части постановления оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии сторонами.

Судья Коржова Ю.Ю.