ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/19 от 16.07.2019 Качканарского городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0031-01-2019-000366-24

Дело №12-44/2019

РЕШЕНИЕ

гор. Качканар,

ул. Октябрьская, 2в 16 июля 2019 года

Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кунева Е.А.,

с участием защитника юридического лица ФИО1, действующей на основании письменной доверенности <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» (далее – АО «ЕВРАЗ КГОК», Общество), ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес>, на постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по УрФО, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по УрФО ФИО2 от 18.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по УрФО, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по УрФО ФИО2 от 18.04.2019 юридическое лицо АО «ЕВРАЗ КГОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб.

Защитник АО «ЕВРАЗ КГОК» ФИО3, действующая на основании письменной доверенности <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события правонарушения. В обоснование жалобы указала, что порядок улавливания пыли, указанный в Технических регламентах на улавливание пыли в цехах фабрики окускования Р-ФОК-44-2017 и в цехах обогатительной фабрики Р-ЦД-45-2017 не является новой технологией, существует с 1960 года, Общество имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы на утилизацию отхода пыли газоочистки, указанные Технические регламенты были разработаны только в отношении пыли газоочистки. Также указала на то, что должностными лицами административного органа допущено грубое нарушение при проведении плановой выездной проверки, поскольку анализ проб почв закончен 14 и 15 ноября 2018 года, а проверка проводилась в период с 16.10.2018 по 13.11.2018.

В судебном заседании защитник АО «ЕВРАЗ КГОК» ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме по доводам, указанным в ней, отказавшись от довода по грубому нарушению проверки.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, от заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по УрФО ФИО4 в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица либо отложении судебного заседания после 05.08.2019 в связи с нахождением должностного лица ФИО2, вынесшего обжалуемое постановление, в очередном отпуске.

Учитывая надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося должностного лица административного органа, поскольку нахождение его в отпуске не является основанием для отложения дела, учитывая сроки рассмотрения дела в суде.

Заслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В судебном заседании установлено, подтверждено представленными материалами дела, что на основании Приказа о проведении плановой выездной проверки от 08.10.2018 (с учетом изменений, внесенных в него приказами от 24.10.2018, от 26.10.2018), вынесенного начальником Департамента Росприроднадзора по УрФО, было определено в период с 16.10.2018 по 13.11.2018, в течении 20 рабочих дней, с целью проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, соблюдения лицензионных требований провести плановую выездную проверку АО «ЕВРАЗ КГОК» (л.д.174-186).

По результатам проверки составлен акт проверки от 10.12.2018, в котором отражены выявленные нарушения (л.д.163-172).

04.04.2019 в отношении АО «ЕВРАЗ КГОК» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ (л.д.154-160), по результатам рассмотрения которого 18.04.2019 вынесено оспариваемое постановление (л.д.144-153), событием которого является нарушение законодательства об экологической экспертизе при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в реализации технической документации «Технические регламенты на улавливание пыли мокрой газоочистки в цехах фабрики окускования Р-ФОК-44-2017 и в цехах обогатительной фабрики Р-ЦД-45-2017» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Часть 1 ст. 8.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В силу ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

В ходе плановой выездной проверки административным органом установлено, что АО «ЕВРАЗ КГОК» в проверяемый период осуществляло деятельность по обращению с отходами производства и потребления, что подтверждается первичной исполнительной документацией, статистическими отчетами по форме 2-тп (отходы), учетной документацией, техническими отчетами, а именно, Общество осуществляет утилизацию образующихся отходов: Отходы обогащения и агломерации железных руд (пыль агломерационная) IV класс опасности, ФККО: 22130000000, в 2016 году: 5250,0 т, в 2017 году: 5247,6 т; Отходы обогащения и агломерации железных руд (пыль от газоочистки) IV класс опасности, ФККО: 22130000000; в 2016 году: 214 632,6 т, в 2017 году: 147 028,2 т.

Также из материалов проверки следует, что в деятельности АО «ЕВРАЗ КГОК» административным органом установлены нарушения требований природоохранного законодательства, выразившееся в не проведении единой государственной экологической экспертизы и не получении положительного заключения государственной экологической экспертизы на техническую документацию - Технические регламенты на улавливание пыли мокрой газоочистки в цехах фабрики окускования Р-ФОК-44-2017 и в цехах обогатительной фабрики Р - ЦД - 45- 2017 по утилизации отходов.

В соответствии с требованием Приказа Минприроды РФ от 05.08.2014 №349, в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами, который подается с целью подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период, подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

АО «ЕВРАЗ КГОК» ежегодно предоставляется технический отчет по обращению с отходами. Рассматриваемым проектом предусмотрено образование указанных отходов в ходе технологических процессов, которые перечислены в акте проверки от 10.12.2018 (л.д.163-172).

Образующийся отход, согласно картам технологических регламентов, возвращается в производственный процесс.

Разделом «Сведения об использовании и обезвреживании отходов» предусмотрено следующее: согласно Лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности серии 066 от ДД.ММ.ГГГГ, часть отходов предприятия подлежит обезвреживанию и

использованию на территории предприятия. Отходы обогащения и агломерации железных руд (Пыль агломерационная); Отходы обогащения и агломерации железных руд (Шлам и пыль газоочистки, содержащие прочие минеральные вещества). Предусматривается использование отходов в технологическом процессе

(обогащение) и возврат в технологический процесс соответственно.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что технология на улавливание пыли не является новой, существовала с момента ввода фабрики в эксплуатацию, документально подтверждается с 2004 года, то есть с момента получения лицензий на использование пыли газоочистки.

Так, строительство Качканарского ГОКа начато в 1957 году и завершено в 1971 году по чертежам института УРАЛМЕХАНОБР г. Свердловск. В этот же период были введены в эксплуатацию обогатительная фабрика и фабрика окускования. Также в этот период были введены в эксплуатацию, как неотъемлемый элемент пускового комплекса, и установки очистки газа, что подтверждается

следующими документами:

- в 1965 году принят в эксплуатацию пусковой комплекс первой очереди агломерационной фабрики Качканарского горно-обогатительного комбината (акт приемки утвержден распоряжением председателя Совета народного хозяйства СССР В. Дымшицем от 16.03.1965 №168). Согласно подп. «б» п. 4 акта приемки производственные помещения оборудованы электрофильтрами и другими устройствами, обеспечивающими очистку выбрасываемого в атмосферу воздуха от пыли. Также в данном акте есть ссылка на справку об обеспеченности принимаемого объекта электроэнергией, водой, паром, сооружениями для очистки сточных вод, устройствами по газо-пылеулавливанию, а также о наличии необходимости для эксплуатации внутризаводских транспортных средств;

- в 1966 году принят в эксплуатацию пусковой комплекс Качканарского горно-обогатительного комбината в составе второй четверти обогатительной фабрики и других объектов. Согласно Приложению 11 (справка обеспеченности пускового комплекса 1966 года Качканарского горно-обогатительного комбината электроэнергией, паром, водой, кислородом, сооружениями для очистки сточных вод и устройствами по улавливанию пыли) к акту приемки от 17.11.1966 очистка запыленного воздуха обеспечивается соответствующими устройствами по пылеулавливанию. На корпусах крупного, среднего и мелкого дробления и обогащения установлены электрофильтры типа ДВП 2x10.

Практически все газоочистные установки, работающие в настоящее время

в АО «ЕВРАЗ КГОК», введены в эксплуатацию одновременно с актами ввода в эксплуатацию соответствующих фабрик, т.е. в 1960-х, 1970-х годах, до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», что подтверждается реестром установок очистки газа.

В момент ввода в эксплуатацию указанных фабрик и газоочистных установок действующее законодательство не требовало проведения каких-либо экологических экспертиз на технологию улавливания пыли.

Федеральный закон №174-ФЗ вступил в силу 30.11.1995. В письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.05.2011 №05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» разъяснено, что к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

О том, что технология улавливания пыли на АО «ЕВРАЗ КГОК» применялась задолго до 1995 года, свидетельствуют следующие обстоятельства.

В 2014 году Общество реализовывало проект по техническому перевооружению, в соответствии с которым по заданию АО «ЕВРАЗ КГОК» со стороны ЗАО «<данные изъяты>» была разработана техническая документация, которая получила положительное заключение экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ) со стороны экспертной организации ООО «<данные изъяты>». Указанная документация свидетельствует о том, что с момента ввода в эксплуатацию Качканарского ГОКа каких-либо изменений технологических циклов и производственных процессов не произошло. Техническое перевооружение не привело к изменению технологического процесса, появлению или ликвидации источников выброса загрязняющих веществ, (п. 6.12 заключения ЭПБ). Какие-либо упоминания об иных проектах, которые могли бы привести к изменениям технологического процесса, в указанной документации отсутствуют. Следовательно, существующая на Качканарском ГОКе с 1960-х годов технология по улавливанию пыли не может являться новой для целей понимания закона №174-ФЗ, а также не подпадает под действие указанного закона.

Целью разработанных в 2017 году технических регламентов на улавливание пыли в цехах фабрики окускования Р-ФОК-44-2017 и в цехах обогатительной фабрики Р-ЦД-45-2017 является документальная фиксация описания существующего процесса улавливания пыли.

Кроме того, на сегодняшний день процесс улавливания пыли описан в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям (И) «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы» п. 5.5.5: «Оборудование пылеобразующих операций аппаратами очистки выбросов. Применение современных высокоэффективных технологий очистки выбросов, таких как очистка запыленного воздуха в установках сухой очистки газов (циклоны, пылеосадительные камеры, тканевые (рукавные) фильтры, электрофильтры), применение аппаратов мокрой очистки (скрубберы Вентури и другие), использование многоступенчатой очистки, обеспечивающие степень очистки 90%-99,99%».

Также описание процесса улавливания пыли имеется в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям (И) «Производство чугуна, стали и ферросплавов» п. 2.1.6: «Для снижения негативного воздействия на окружающую среду процесса производства агломерата на технологических участках и в отделениях устанавливается природоохранное оборудование: газоочистное и аспирационное оборудование, обеспечивающее необходимый уровень очистки технологических газов и аспирационного воздуха от содержащихся в них загрязняющих веществ перед отводом газов или воздуха в атмосферу или возвратом обратно в рабочую зону; водоочистные сооружения, обеспечивающие очистку загрязненных промышленных сточных вод».

В судебном заседании также установлено, что АО «ЕВРАЗ КГОК» имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы на утилизацию отхода пыли газоочистки.

Следует также отметить, что Технические регламенты на улавливание пыли мокрой газоочистки в цехах фабрики окускования Р-ФОК-44-2017 и в цехах обогатительной фабрики Р-ЦД-45-2017 были разработаны только в отношении пыли газоочистки, а не агломерационной пыли.

АО «ЕВРАЗ КГОК» осуществляет использование отходов (в т.ч. шлам и пыль газоочистки) с целью вовлечения их в производство продукции. Технология использования шлама и пыли газоочистки с целью возвращения отхода в технологический процесс являлась объектом государственной экологической экспертизы при рассмотрении материалов «Экологическое обоснование намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий», что прямо указано в заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утв. Приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Свердловской области от 24.11.2003 №2028.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что для реализации технической документации «Технические регламенты на улавливание пыли мокрой газоочистки в цехах фабрики окускования Р-ФОК-44-2017 и в цехах обогатительной фабрики Р-ЦД-45-2017» не требуется заключение государственной экологической экспертизы, поскольку технология по улавливанию пыли на предприятии не является новой технологией, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АО «ЕВРАЗ КГОК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по УрФО, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по УрФО ФИО2 от 18.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «ЕВРАЗ КГОК» отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, жалобу защитника юридического лица – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Качканарский городской суд Свердловской области.

Судья Качканарского

городского суда Е.А. Кунева