ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/19 от 25.04.2019 Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан)

Решение

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с. Аскарово РБ 25 апреля 2019 г.

Судья Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан Янузакова Д.К., рассмотрев с участием законного представителя ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» директора ФИО1, представителя Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4, жалобу директора ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» на постановление государственного инспектора ведущего специалиста – эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ ФИО4 № 73-ТА от 19.12.2018 г., которым юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» привлекается к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за совершение правонарушения при следующих обстоятельствах: при проведении проверки установлено, что на территории производственного участка, расположенного по адресу: РБ<адрес>, было выявлено, что произведено складирование отходов деревообработки, образовавшиеся в результате распиловки древесины (срезки, горбыль) на ленточной пилораме на земельном участке площадью 500 кв.м., общий объем 150 куб.м. Складирование отходов производится без соблюдения требований СанПин 2.1.7.1322-03.

Постановлением государственного инспектора ведущего специалиста – эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ ФИО4 №73-ТА от 19.12.2018 г., ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, указав, что остатки производства горбыль, срезки не являются отходами, они используются для дальнейшей реализации и переработки. В течение года остатки лесопиления уменьшились на 120 м.куб. Указывает, что заявитель не был надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Законный представитель ГАО «Абзелиловский лесхоз» при рассмотрении жалобы ее доводы поддержал, просил удовлетворить.

Присутствующий при рассмотрении жалобы государственный инспектор ведущий специалист – эксперт Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ ФИО3 пояснил, что он присутствовал на проверке, на площадке, которая огорожена забором, хранились отходы от пилорамы, обмер объема производился с учетом коэффициентов при измерении рулеткой.

Выслушав законного представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, позицию иных лиц, участвующих в деле, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот определен в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать, в частности, требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Пунктами 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Из материалов дела следует, что на основании решения прокурора Абзелиловского района РБ от 28.11.2019 г. проведена проверка законности и правопорядка исполнения законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту древесины и экологического законодательства.

В ходе проведения проверки 28.11.2019 было установлено, что ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» при осуществлении деятельности по распиловке древесины, на земельном участке, расположенном по адресу: РБ, <...>, производит складирование отходов деревообработки, образовавшиеся в результате распиловки древесины (срезки, горбыль) на ленточной пилораме на земельном участке площадью 500 кв.м., общий объем 150 куб.м. Складирование отходов производится без соблюдения требований СанПин 2.1.7.1322-03.

По выявленным нарушениям в отношении юридического лица ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» прокурором Абзелиловского района РБ 04.12.2018 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Событие вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждено совокупностью доказательств: решением о проведении проверки №8 от 28.11.2018 г.; справкой от 28.11.2018 г.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.12.2018 г., объяснением ФИО2 и иными доказательствами.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт нарушения ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» требований, установленных приведенными выше нормами закона экологических правил и требований при обращении с отходами производства и потребления 5 класса опасности, а именно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.

Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом всесторонне исследованы собранные по делу доказательств в их совокупности, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины юридического лица ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» в его совершении.

Указание заявителем на уменьшение объемов имеющихся на производственном участке по сравнению с 2017 годом на 120 куб.м. не может свидетельствовать об отсутствии состава правонарушения, поскольку проверкой установлено складирование отходов в нарушение требований СанПин 2.1.7.1322-03, как и довод об отсутствии объективной возможности вывезти данные отходы ввиду отсутствия специальной техники.

Ссылка заявителя на то, что горбыль и опилки не являются отходами производства лесопиления, является безосновательной и противоречит положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". То обстоятельство, что учреждение осуществляет реализацию возвратных отходов производства третьим лицам, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения.

Довод жалобы о том, что представитель ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» не был извещен о дне рассмотрения дела об административном правонарушении, суд находит несостоятельным, поскольку определение о назначении времени и места рассмотрения от 18.12.2018 г. было получено ФИО2 в день вынесения данного определения 18.12.2018 г., что подтверждается его подписью.

Также суд учитывает, что постановление прокурора от 04.12.2018 г. о возбуждении дела об административном правонарушении было получено ФИО2

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Привлекаемому лицу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, учреждение привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд усматривает основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного учреждению наказания.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Частью 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 60 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора ведущего специалиста – эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ ФИО4 № 73-ТА от 19.12.2018г., которым ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.8.2. КоАП РФ, изменить, снизив назначенное ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз» административное наказание со 100 000 рублей до 60 000 рублей, чем частично удовлетворить жалобу директора ГАУ РБ «Абзелиловский лесхоз».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Абзелиловский районный суд РБ.

Судья Д.К. Янузакова