Дело № 12-44/2020
УИД: 61RS0059-01-2020-001064-79
Р Е Ш Е Н И Е
04 декабря 2020 года г. Цимлянск
Судья Цимлянского районного суда Ростовской области Степанова И.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству В.Ф. от 09.11.2020 № по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – рыбака рыбодобывающей организации ООО «Дары Дона» ФИО1,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушенииврио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству В.Ф. от 09.11.2020 № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Цимлянский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству В.Ф.№ от 09 октября 2020 года и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что обстоятельств, связанных с непосредственным участием вспомогательного судна, используемого заявителем в добыче (вылове) биоресурсов, не установлено.
Сведения, указанные в обжалуемом постановлении, что в ходе осуществления рыболовства использовалось маломерное судно, не указывают на факт добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием маломерного судна мотолодки «Прогресс-4» с регистрационным (бортовым) номером №, а сам факт того, что указанное выше маломерное судно принимает участие в стадиях рыболовства (приемка, обработка, перегрузка, транспортировка, выгрузка и хранение биоресурсов, доставка лиц, участвующих в добыче (вылове) водных биоресурсов, в район добычи (вылова) водных биоресурсов и обратно, перевозка орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и проведение операций по управлению ими) не является доказательством тому, что указанное маломерное судно, является орудием лова, так как не оборудовано механизмами для проведения промысловых операций, и вылов биоресурсов не осуществляется посредством указанного маломерного судна. Кроме этого, сведений о том, что на зафиксированном в обжалуемом постановлении судне, имелось промысловое оборудование для осуществления рыболовства, в материалах административного дела не содержится.
Разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 05.03.2020 года установлено, что орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов являются пассивные орудия лова – ставные сети.
Доказательств того, что заявителем добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется какими-либо иными орудиями или способом, материалы административного дела не содержат. Такие обстоятельства врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не установлены.
Заявитель ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, на требованиях настаивает.
Нижнедонской отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил. От старшего госинспектора Нижнедонского отдела госконтроля, надзора и охраны ВБР Р.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Материалами дела установлено, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – рыбака рыбодобывающей организации ООО «Дары Дона» ФИО1 послужил факт промышленного рыболовства по разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 05.03.2020, а, именно, с использованием маломерного судна мотолодки «Прогресс-4» с регистрационным (бортовым) номером №, то есть способом, не указанным в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 05.03.2020 года, при следующих обстоятельствах.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий должностным лицом Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на территории Ростовской области Дубовского района на акватории Цимлянского водохранилища к северу от станицы Подгоринской и около 4 км. на запад от хутора Харсеев Дубовского района Ростовской области 05.11.2020 года в 10 часов 25 минут по московскому времени был обнаружен ФИО1, который являясь должностным лицом – рыбаком рыбодобывающей организации ООО «Дары Дона», на рыболовном участке № осуществлял промышленное рыболовство по разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 05.03.2020 г., а, именно, с использованием маломерного судна – мотолодки «Прогресс-4» с регистрационным (бортовым) номером №, не зарегистрированного в установленном порядке.
Должностное лицо, рыбак рыбодобывающей организации ООО «Дары Дона» ФИО1, 05.11.2020 года при осуществлении промышленного рыболовства по разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов № произвел доставку себя на акваторию рыболовного участка в целях установки, выборки (снятия) орудий, транспортировки, доставки, выгрузки уловов добытых водных биоресурсов с применением маломерного судна, зарегистрированного в реестре маломерных судов ГИМС МЧС России по Ростовской области.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, в соответствии со статьей 43.1 указанного Федерального закона.
Частями 1, 2, 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным данным Законом.
В силу пункта 19 части 1 статьи 1 и статьи 33.4 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», основанием для возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов является договор пользования водными биоресурсами, при этом документом, удостоверяющим право на их добычу (вылов), является разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, в частности виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, а также количество и типы (мощность) судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство одновременно в одном районе добычи (вылова) водных биоресурсов (статья 26 Закона № 166-ФЗ).
Положениями статьи 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении, в том числе промышленного рыболовства. Подлинники разрешений и документ, позволяющий достоверно установить внесение изменений в такие разрешения посредством телеграфной, электронной и иной связи, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, должны находиться на каждом судне, а также у лиц, осуществляющих добычу (вылов) таких водных биоресурсов без использования судов.
Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 № 775 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений».
Из анализа пунктов 10, 11 и 15 указанных Правил следует, что разрешение может быть выдано для добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием судна, а также без его использования. В зависимости от указанного критерия установлены различные требования к заявлению на выдачу разрешения, а также различные требования к содержанию самого разрешения.
Из разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить, что лицом, осуществляющим рыболовство добыча (вылов) биоресурсов осуществляется не указанными в разрешении орудиями или способом.
Согласно разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 05.03.2020 года, выданного Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, ООО «Дары Дона» получено разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов в течение 2020 года. Орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, являются: ставные сети, способ добычи - сетной.
Запрета на применение плавательных средств, не имеющих промыслового оборудования, данное разрешение не содержит.
Согласно пункта 12 вышеуказанного постановления, к судам, которые следует признавать орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, относятся лишь те плавучие сооружения, которые применялись при незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов вне зависимости от обнаружения на них таких ресурсов. При этом факт использования судна для добычи (вылова) водных биоресурсов должен быть подтвержден указанными в части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами.
Таким образом, анализ приведенных положений свидетельствует о том, что в рассматриваемой ситуации для привлечения должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, что добыча (вылов) биоресурсов осуществляется не указанными в разрешении орудиями или способом вылова водных биологических ресурсов.
Административным органом должностному лицу ФИО1 вменено то, что в нарушение требований законодательства на основании выданного ему разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 05.03.2020 года № в течение 2020 года в акватории Цимлянского водохранилища при осуществлении промышленного рыболовства произвело доставку себя на акваторию рыболовного участка в целях установки, выборки (снятии) орудий, транспортировки, доставки, выгрузки уловов добытых водных биоресурсов с применением маломерного судна.
Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирование разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов предусматривается выдача разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов как с использованием судов, так и без использования судов, в соответствии с заявлением на выдачу разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, предоставленных пользователем.
Материалами дела установлено, что ФИО1 - рыбаку выдано разрешение № на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в котором указаны вид рыболовства – промышленное рыболовство, а также условия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, включающие ставные сети.
При этом, в жалобе ФИО1 ссылался на то, что он осуществляет добычу биологических ресурсов, в соответствии с выданным разрешением без использования судов, поскольку плавательные средства применялись исключительно для доставки бригады и оборудования к месту вылова, а также для доставки выловленных биоресурсов на берег. Более того, данные плавательные средства не оборудованы механизмами для осуществления вылова водных биологических ресурсов.
То обстоятельство, что маломерные суда принимают участие в иных стадиях рыболовства, в том числе в деятельности по перегрузке, транспортировке, выгрузке выловленных водных биологических ресурсов, не может быть признано нарушением правил, регламентирующих рыболовство, в части, касающейся осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов, не указанными в разрешении орудиями или способом вылова, поскольку из буквального толкования положений главы 4 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следует, что разрешение выдается не на осуществление промышленного рыболовства в целом, а непосредственно на добычу (вылов) водных биоресурсов, что включает в себя изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (статья 1 Закона).
Осуществление же других операций промышленного рыболовства, в том числе по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке и выгрузке добытых (выловленных) водных биологических ресурсов условиями данного разрешения не регулируется.
В связи с чем, следует признать, что использование судов для вспомогательных операций, в частности, для транспортировки бригад и улова, не может быть квалифицировано, как добыча (вылов) водных биоресурсов с использованием судов, поскольку последнее непосредственного участия в изъятии водных биоресурсов из среды их обитания не принимает.
Из ответа заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству от 30.04.2020 № «О использовании вспомогательных маломерных судов», данного на обращение Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, следует, что разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаётся не на осуществление промышленного рыболовства в целом, а лишь на добычу (вылов) водных биоресурсов, т.е. на их изъятие из естественной среды обитания. Осуществление других операций, относящихся к понятию промышленного рыболовства, в том числе по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, доставка лиц, участвующих в добыче (вылове) водных биоресурсов, в район добычи (вылова) водных биоресурсов и обратно, перевозка орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и проведение операций по управлению ими (в частности, по их установке и снятию) данным разрешением не регулируется. При этом Законом № 166-ФЗ не предусмотрена выдача разрешений судам, осуществляющим приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, доставку лиц, участвующих в добыче (вылове) водных биоресурсов, в район добычи (вылова) водных биоресурсов и обратно, перевозку орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и проведение операций по управлению ими (в частности, по их установке и снятию), производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Добыча (вылов) водных биоресурсов пассивными орудиями добычи (вылова) водными биоресурсами (ставными сетями, ставными неводами, вентерями, каравками, подъёмными ловушками, наживными крючьями и др.) может осуществляться без использования судна, в том числе и в тех случаях, когда судно, включая маломерное судно, или плавучее средство не имеет на борту промысловых механизмов для производства промысловых операций по добыче (вылову) водных биоресурсов, а является лишь средством перевозки орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и проведения операций по управлению ими (в частности, по их установке и снятию), а также средством доставки лиц, участвующих в добыче (вылове) водных биоресурсов, в район добычи (вылова) водных биоресурсов и обратно, доставки уловов водных биоресурсов к местам их приёмки, выгрузки, перегрузки.
В таких случаях пользователи вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов при наличии разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов без использования судна.
Данная позиция заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству, основана и согласуется с положениями главы 4 Закона № 166-ФЗ, в силу которого следует, что разрешение выдается не на осуществление промышленного рыболовства в целом, а непосредственно на добычу (вылов) водных биоресурсов, что включает в себя изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (статья 1 Закона № 166-ФЗ). Осуществление других операций промышленного рыболовства, в том числе по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке и выгрузке добытых (выловленных) водных биоресурсов, доставка лиц, участвующих в добыче (вылове) водных биоресурсов, в район добычи (вылова) водных биоресурсов и обратно, перевозка орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и проведение операций по управлению ими (в частности, по их установке и снятию), условиями данного разрешения не регулируется.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству В.Ф. обстоятельств, связанных с непосредственным участием вспомогательного судна, используемого заявителем в добыче (вылове) биоресурсов, не установлено. Доказательств обратного материалы административного дела, не содержат.
Сведения, указанные в обжалуемом постановлении, что в ходе осуществления рыболовства использовалось маломерное судно, не указывают на факт добычи (вылова) водных биоресурсов с использованием маломерного судна мотолодки «Прогресс-4» с регистрационным (бортовым) номером №, а сам факт того, что указанное выше маломерное судно принимает участие в стадиях рыболовства (приемка, обработка, перегрузка, транспортировка, выгрузка и хранение биоресурсов, доставка лиц, участвующих в добыче (вылове) водных биоресурсов, в район добычи (вылова) водных биоресурсов и обратно, перевозка орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и проведение операций по управлению ими) не является доказательством тому, что указанное маломерное судно, является орудием лова. Так как не оборудовано механизмами для проведения промысловых операций, и вылов биоресурсов не осуществляется посредством указанного маломерного судна. Кроме этого, сведений о том, что на зафиксированном в обжалуемом постановлении судне, имелось промысловое оборудование для осуществления рыболовства, в материалах административного дела не содержится.
Кроме того, разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 05.03.2020 год, установлено, что орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов являются пассивные орудия лова – ставные сети.
Доказательств того, что ФИО1 добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется какими-либо иными орудиями или способом, материалы административного дела не содержат, такие обстоятельства врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству не установлены.
Иных доказательств о выявлении врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству нарушений ФИО1 законодательства и Правил, регламентирующих рыболовство, в материалах административного дела не содержится.
По результатам оценки в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленных в материалы дела доказательств следует признать, что факт вмененных ФИО1 нарушений имеющимися в материалах дела надлежащими доказательствами не подтвержден.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, вынесенный административным органом процессуальный акт подлежит отмене с прекращением производства по делу по пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 на постановление врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству В.Ф. от 09.11.2020 № по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица, рыбака рыбодобывающей организации ООО «Дары Дона», ФИО1 – удовлетворить.
Постановление врио старшего государственного инспектора Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству В.Ф. от 09.11.2020 № по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица, рыбака рыбодобывающей организации ООО «Дары Дона», ФИО1 – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица, рыбака рыбодобывающей организации ООО «Дары Дона», ФИО1 - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись И.В. Степанова