ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/20 от 09.09.2020 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)

УИД 05RS0013-01-2020-002920-95 12-44/2020г

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2020г. г. Дербент

Судья Дербентского районного суда Республики Дагестан Сурхаев Мугутдин Ризванович,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дербенте жалобу Администрации МР «Дербентский район», расположенной по адресу: <адрес>, на постановление начальника отдела государственного и земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее - Управление Россельхознадзора по РД) от 21 июля 2020 года, вынесенное в отношении администрации МР «Дербентский район» РД по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях,

установил:

Постановлением №901 от 21.07.2020 г. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Дагестан Администрация МР «Дербентский район» привлечена к административной ответственности по ч. ст.8.13 КоАП РФ, и подвергнута административ-ному наказанию в виде административного штрафа, в размере 150000 рубле 400000 рублей.

03.08.2020 года, Администрация МР «Дербентский район» не соглас-ная с указанным постановлением, обратилась в Дербентский районный суд РД с жалобой. Указывая на то, что Администрация МР «Дербентский район» РД является органом местного самоуправления, осуществляющим функции по управлению имуществом, а никак не лицом, осуществляющая сельскохозяйственную деятельность.

Доказательств того, Администрация МР «Дербентский район» осуществляет хозяйственную деятельность в области земельных отношений, либо использует земельные участки, в соответствии со ст. 42 ЗК РФ, в материалы дела не представлено. Виды деятельности, обозначенные в ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, также не относятся к полномочиям Администрации МР «Дербентский район».

Следовательно, не является субъектом административного правона-рушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Аналогичные доводы содержатся в Решении Верховного суда Республики Дагестан от 09.10.2018 № 21-907/2018 и в Постановлении Верховного суда Республики Дагестан № а-103/19, которыми были отменены Постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по РД по аналогичным административным правонарушениям.

В постановлении не указано, в течение какого срока земельный участок не использовался, не производился анализ почвы. Постановление основано лишь на визуальном наблюдении без каких-либо подтверждающих документов. В постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, какие конкретно виновные действия (бездействия) совершила Администрация МР «Дербентский район».

Таким образом, административным органом не были исследованы все обстоятельства дела и принято незаконное решение о привлечение к административной ответственности.

В судебном заседании представитель Администрации МР «Дербентский район» по доверенности Исаев А.Р. жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. Просил постановление № 901 от 21.07.2020 г., вынесенное Управление Россельхознадзора по РД, отменить и прекратить производство по делу.

Представитель Управления Россельхознадзора по РД по доверенности Раджабов Я.М. просил в удовлетворении жалобы отказать. Пояснил, что в рамках проведенной внеплановой проверки 19.06.2020г., в <адрес>, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:07:000058: 144 общей площадью 15га, находящегося в собственности Администрации МР "Дербентский район", выявлен факт невыполнения обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов ухудшающих качественное состояние земель, оборот которого регулируется ФЗ от 24 июля 2002 г. №101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства.

Тем самым нарушены положения ст. ст. 12, 13, 42, 79 Земельного кодекса РФ административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Администрацией МР "Дербентский район", не выполня-ются установленные требования и обязательные мероприятия по улучше-нию, защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, то есть ее действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

При осуществлении деятельности по использованию земель у Администрации МР "Дербентский район", имелась возможность использовать земельный участок, предназначенный для сельскохозяйствен-ного использования, выполнять установленные требования, а равно обяза-тельные мероприятия по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качес-твенное состояние земель. Однако, Администрацией МР "Дербентский район" не были приняты все зависящие меры для недопущения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в ее действиях вины.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничто-жение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, при проведении должностными лицами Управления Россельхознадзора РД внеплановой проверки 19.06. 2020г. в <адрес>, на земельном участке сельскохозяй-ственного назначения с кадастровым номером : 144 общей пло-щадью 15га, находящегося в собственности Администрации МР "Дербент-ский район", выявлен факт невыполнения обязательных меропри-ятий по улучшению, защите и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвра-щению других процессов ухудшающих качественное состояние земель, оборот которого регулируется ФЗ от 24 июля 2002 г. №101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйствен-ного производства.

Вследствие чего, по факту выявленных нарушений и было возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об админи-стративном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события админи-стративного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к админи-стративной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значе-ние для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются прото-колом об административном правонарушении, иными протоколами, преду-смотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правона-рушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на осно-вании данных, зафиксированных в протоколе об административном правона-рушении, иных протоколах, предусмотренных КоАП РФ, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях потерпевшего, свидетелей, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.

По результатам проверки, в действиях (бездействии) Администрации МР «Дербентский район», выявлены нарушения требований ст. ст. 12, 13, 42, 79 Земельного кодекса РФ, ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Оценив доказательства в их совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, начальник отдела государственного и земельного надзора Управления Россельхознадзора РД пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Администрации МР «Дербентский район» в совершении администра-тивного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств уста-новлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия администрации МР «Дербентский район», не выполнившей установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природополь-зования, квалифицированы по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях, в соответствии с установ-ленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федераль-ным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации" и вступившей в силу с 01.03.2015, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, органом местного самоуправ-ления поселения муниципального района.

Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером , относящийся к землям сельскохозяйственного назначения без разграничения права собственности, расположеы на терри-тории <адрес>, что администрацией МР «Дербент-ский район не оспаривается.

Поскольку на спорном земельном участке, с кадастровым номером требования законодательных норм в области природополь-зования администрацией не выполнялись, должностное лицо администра-тивного органа пришел к выводу о том, что совершенное администрацией деяние образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблю-дению.

Доказательств, подтверждающих принятие Администрацией МР «Дербентский район» всех зависящих от нее мер для предотвращения совершенных действий, соблюдения природоохранного законодательства, равно как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законом обязанностей, суду не представлено.

В рассматриваемом случае начальником отдела государственного и земельного надзора Управления Россельхознадзора РД установлено, что администрация МР «Дербентский район» имела возможность для соблю-дения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена админи-стративная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что в действиях Администрации МР «Дербент-ский район», не содержится состава административного правонарушения, ввиду того, что Администрация МР «Дербентский район» не осуществляет хозяйственную деятельность в области земельных отношений, и не использует земельный участок, суд считает необоснованными.

Иные изложенные в жалобе доводы также не влекут отмены обжалуемого акта, так как существенных нарушений процессуальных требо-ваний, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.

Таким образом, выводы административного органа о наличии в действиях Администрации МР «Дербентский район» состава вмененного им административного правонарушения являются верными.

Ссылка заявителя на судебный акт, принятый по другому делу, является несостоятельной, так как в данном деле рассматривалась иная сово-купность конкретных обстоятельств.

Срок давности и порядок привлечения администрации к администра-тивной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено администрации в виде административного штрафа в размере, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление начальника отдела государственного и земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору по Республике Дагестан от 21 июля 2020 года, в отношении администрации МР «Дербентский район» РД по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу администрации МР «Дербентский район» РД - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья М.Р. Сурхаев