дело № 12-9/2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
с. Богородское 14 мая 2021 года
Судья Ульчского районного суда Хабаровского края Василькова Т.В., с участием представителя административного органа ФИО1, представителя привлекаемого лица ФИО2
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» ИНН <***>, КПП 271901001, расположенного по адресу: <...> по жалобе ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю и республике Саха (Якутия) Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о назначении административного наказания, -
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю и республике Саха (Якутия) Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 юридическое лицо ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представителем ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» подана жалоба, в которой выражают не согласие, с вынесенным постановлением, полагают, что фактически была проведена внеплановая проверка конкретного юридического лица ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» которая формально именуется рейдовым осмотром. По своей природе проверка не является плановой. До проведения проверки органу контроля было известно юридическое лицо, осуществляющее деятельность на проверяемом земельном участке, так как в акте осмотра был указан только кадастровый номер земельного участка принадлежащего ОАО Де-Кастринская ТЭЦ». Таким образом, орган контроля, обладая данными о потенциальном нарушителе, в нарушение предусмотренного Федеральным законом №294-ФЗ порядка осуществил рейдовый осмотр вместо внеплановой проверки. С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и акт отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ получены вне процессуальных требований, установленных как Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ являются недопустимыми доказательствами по делу и не могут быть использованы в качестве надлежащих доказательств по делу об административном правонарушении. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о лице в отношении которого возбуждается дело протокол должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ предусматриваются отдельные правила возбуждения дела, если сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены в ходе проведения проверки и осуществлении государственного или муниципального контроля. В этом случае дело может быть возбуждено после оформления акта проверки. Таким образом если в ходе рейдового осмотра должностные лица органа контроля выявляют нарушения обязательных требований, образующие состав административного правонарушения, то орган контроля в силу прямых предписаний Федерального закона №294-ФЗ и КоАП РФ должен одновременно возбудить дело об административном правонарушение и назначить внеплановую проверку. Между тем акт осмотра датирован ДД.ММ.ГГГГ, а дело об административном правонарушении возбуждено только ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ДФО» произведен отбор проб почвы на земельном участке с кадастровым номером №. Отбор проб проводился с нарушениями, пробы земли помещались в неспециализированную тару, отобранные пробы не были опечатаны (не опломбированы), что ставит под сомнение результаты экспертизы. Также просит учесть, что фактически все нарушения были устранены на следующий день после составления акта. Считают, то данный факт является смягчающим обстоятельством и основанием к уменьшению размера административной ответственности. Кроме того административным органом той же датой по аналогичным основаниям вынесено еще два постановления, о привлечении к административной ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ со штрафом в 40000,00р., и по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ со штрафом в 100000,00р., по тем же основаниям, что и указаны выше. Просят постановление № признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель административного органа ФИО1 доводы, изложенные в постановлении о назначении административного наказания, поддержал. С доводами, изложенными в жалобе привлекаемого лица, не согласился.
Представитель привлекаемого лица ФИО2, изложенные в жалобе доводы поддержал в полном объеме. Настаивал на ее удовлетворении. Суду пояснил, что запрашиваемый отчет на предприятии действительно отсутствовал. Однако ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» регулярно производит оплату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, плату за размещение отходов производства и потребление.
Заслушав представителя административного органа, представителя юридического лица, исследовав доказательства, не связывая себя доводами жалобы и проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Согласно обжалуемого постановления в период с 14.00ч. до 14.40ч. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 проведено обследование водоохраной зоны на территории населенного пункта п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края – территории водоохраной зоны водного объекта – морской акватории залива ФИО3, бухт Сомон. В ходе осмотра на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес> обнаружены три контейнера для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) установленные на растительный слой почвы, без защиты атмосферных осадков, вокруг которых разбросаны ТКО (пластиковые пакеты, бутылки, упаковочные материалы и т.д.). Контейнеры имеют следы термического воздействия, что указывает на регулярное сжигание отходов непосредственно на месте. Территория земельного участка захламлена отходами производства потребления, размещены электротнасформаторы с которых наблюдается утечка нефтепродуктов на почву (установлено органолептическим методом). На территории участка установлена ёмкость предположительно с отработанными нефтепродуктами (установлено по органолептическим свойствам). Из крана, врезанного в емкость, происходит утечка нефтепродуктов непосредственно в почву. Указанная территория не оборудована в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, отсутствуют искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Кроме того на земельном участке осуществляется обработка стволов деревьев (окорка) под опоры ЛЭП кора разбросана по территории участка. Общая площадь земельного участка, захламленная отходами производства потребления, а также загрязненная отработанными нефтепродуктами составила ориентировочно 120-130 кв.м. Хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номер № осуществляет ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль», ДД.ММ.ГГГГ с целью выяснения всех обстоятельств административного правонарушения в отношении ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» определением № возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3. настоящего Кодекса. ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль было направлено определение № об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. В ответ на которое привлекаемое лицо прислало письмо с документами и материалами из которых следует, что отчет об организации и результатах производственного экологического контроля на предприятии отсутствует, чем нарушены ч, 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39, ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, ч. 1,2 ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998, Приказ Минприроды России от 28.02.2018 ;74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», Приказ Минприроды России 3 261 от 14.08.2018 «об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля»
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка, и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» определен порядок и сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно которому, Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ подтверждается:
- актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно которому, государственным инспектором РФ проведено обследование территории (акватории) водоохранной зоны, береговой полосы и морской акватории водного объекта Северной части Татарского пролива мыса Средний до мыса ФИО4 залив ФИО3, в ходе которого установлено, при проведении обследования водоохраной зоны, береговой полосы на территории населенного пункта п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края территория водоохранной зоны водного объекта – морской акватории залива ФИО3 бухты Сомон зафиксирован факт нарушения природоохранного и водного законодательства на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) на земельном участке расположены контейнеры для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, которые расположены непосредственно на растительном слое почвы, отсутствует защита от атмосферных осадков (крыши, навес), вокруг контейнеров разбросаны твердые коммунальные отходы - пластиковые пакеты, бутылки, упаковочные материалы и т.д. Контейнеры имеют следы термического воздействия, что указывает на регулярное сжигание отходов непосредственно на месте. Территория участка не имеет ограждения (забора), захламлена отходами производства и потребления на участке непосредственно на растительном слое почвы размещены электротансформаторы, с которых наблюдается утечка нефтепродуктов (установлено по органолептическим свойствам) на почву. Также на земельном участке осуществляется окорка стволов деревьев под опоры ЛЭП, кора от окорки разбросана на территории участка. На территории участка установлена емкость предположительно с отработанными нефтепродуктами (установлено по органолептическим свойствам) из крана, врезанного в емкость происходит утечка нефтепродуктов непосредственно на почву. Территория земельного участка не оборудована защитной обваловкой, твердым покрытием ливневой канализацией и другими сооружениями, обеспечивающие защиту водного объема от загрязнения заиления, засорения и истощения вод в соответствии с требованиями по охране водных объектов. Общая площадь территории земельного участка захламленная, отходами производства и потребления, а также загрязненная отработанными нефтепродуктами составляет ориентировочно 120-130 кв.м.
- фотоматериал к акту № от ДД.ММ.ГГГГ.
- определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому у ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» запрошен ряд документов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в числе которых отчет об организации и о результатах производственного экологического контроля на предприятии за 2019 год.
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ составленным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю и республике Саха (Якутия) ФИО1, в котором указано время, место и событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
-сведения из ЕГРН согласно которым ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» является собственником участка земли с кадастровым номером № расположенного по адрес: <адрес>.
-ответом на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ «об истребовании сведений» согласно которым отчеты об организации и результатах производственного экологического контроля на предприятии ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ»» отсутствуют.
Выводы административного органа о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтвер-ждаются совокупностью исследованных и приведенных в обжалуемом постановлении доказательств, в том числе прото-колом об административном правонарушении.
Все процессуальные документы составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подписаны должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении,
Всем доказательствам по делу административным органом дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом их относимости, достоверности, допустимости, а в целом достаточности для признания виновным в совершении правонарушения, ответственность за ко-торое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» у которого имелась возможность для соблюдения указанных требований законодательства, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, прихожу к выводу об обоснованности привлечения общества к административной ответственности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Анализируя доводы представителя привлекаемого лица, в части порядка проведения обследования прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних мор-ских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Проведение проверки осуществлялось на основании приказа от 02.07.2020 №881 «Об утверждении планового рейдового задания отдела по надзору на море по Хабаровскому краю и республике Саха (Якутия), согласно которому утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, и указано в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ провести плановые (рейдовые) осмотры земельных участков, расположенных в водоохранной зоне водного объекта (Охотское море, Татарский пролив Японского моря) омывающие границы Хабаровского края. Согласно приложению № 1 к приказу основанием проведения планового (рейдового) осмотра является систематическое наблюдение за исполнением требований установленных в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иным нормативными правовыми актам РФ, законами и иными нормативными правовыми акта субъектов РФ в области охраны окружающей среды
Из исследованных в ходе судебного заседания материалов дела об административном правонарушении установлено, что объектом вышеуказанной проверки являлась водоохранная зона на территории населенного пункта п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края – территория водоохраной зоны водного объекта - морской акватории залива ФИО3 бухты Сомон, в ходе проведения которого на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>, принадлежащем ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» были выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Таким образом, прихожу к выводу, что доводы представителя юридического лица о проведении внеплановой проверки конкретного юридического лица ОАО Де-Кастринская ТЭЦ не состоятельны и опровергаются установленными в ходе судебного заседания обстоятельствами.
Наказание юридическому лицу назначено по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, в пределах, установленных санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Основания для изменения, либо отмены обжалуемого постановления не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, -
Р Е Ш И Л:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю и республике Саха (Якутия) Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись:
<данные изъяты> Судья: Т.В. Василькова