ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/20 от 16.09.2020 Дюртюлинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-44/2020

Р Е Ш Е Н И Е

16 сентября 2020 г. г.ФИО1

Судья Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан Галяутдинов Р.Р., с участием защитника Канаева Е.В., прокурора Ильясовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Дюртюлимелиоводстрой» на постановление № 08/301 от 18 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении предусмотренным ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ в отношении ООО «Дюртюлимелиоводстрой»,

у с т а н о в и л:

Постановлением ст. гос. инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 08/301 от 18 июня 2020 г. (далее гос. инспектор) ООО «Дюртюлимелиоводстрой» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

ООО «Дюртюлимелиоводстрой» признано виновным в том, что Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан 01.09.2016
ООО «Дюртюлимелиоводстрой» выдана лицензия серии 02 № 00355 на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности по следующему адресу осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>.

На основании договора аренды №158-50-13 зем находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 24 октября 2013 года, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» арендует у администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ земельный участок с кадастровым номером № , находящийся по вышеуказанному адресу, для размещения полигона твердых бытовых отходов и подъездной дороги к нему, общей площадью 92993 кв.м.

На основании Соглашения от 28.04.2018 № 4/2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора, заключенного с Минэкологии Республики Башкортостан, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» наделено полномочиями Регионального оператора по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора № 2.

Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» захоронение: лома и отходов заготовок и изделий из алюминия незагрязненных (кроме лома электротехнических изделий)(код по ФККО - 46220001515), отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненных (код по ФККО - 43411002295), отходов упаковочного картона незагрязненных (код по ФККО - 40518301605), тары стеклянной незагрязненной (код по ФККО - 45110200205), шин пневматических автомобильных отработанных (код по ФККО - 92111001504), камер пневматических шин автомобильных отработанных (код по ФККО - 92112001504), запрещается.

Однако, вопреки названным требований законодательства в ходе проведенного осмотра карты складирования отходов выявлено захоронение вышеуказанных отходов.

Кроме того, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» разработан и утвержден Технологический регламент по приему, разгрузке и захоронению отходов на полигоне ТБО от 15 января 2019 года.

В соответствии с ч. 1 данного Технологического регламента: категорически запрещается вывоз на полигоны отходов, пригодных к использованию в народном хозяйстве в качестве вторичных ресурсов, а также токсичных, радиоактивных и биологически опасных отходов.

В Технологическом регламенте также предусмотрен алгоритм действий работников полигона ТБО в случае обнаружения в составе привезенных отходов запрещенных к захоронению видов отходов.

Согласно п. 5.6 ч. 10 Технологического регламента при обнаружении сотрудниками полигона ТБО в составе выгруженных из транспортного средства на эксплуатируемую рабочую карту отходов, запрещенных к захоронению видов отходов, представитель Заказчика обязан самостоятельно произвести погрузку в транспортное средство указанных сотрудником полигона ТБО видов отходов и вывезти их с территории полигона ТБО. В этом случае составляется «Акт выявленных отходов, запрещенных к захоронению на полигоне ТБО» по форме согласно Приложению №1.

Однако, не смотря на наличие на теле полигона ТБО отходов, запрещенных к захоронению, акты выявленных отходов, запрещенных к захоронению на полигоне ТБО, работниками ООО «Дюртюлимелиоводстрой» не составлялись.

Кроме этого, согласно п.п. 4.4.2, 4.4.7, 4.4.8 вышеуказанного договора аренды полигона ТБО ООО «Дюртюлимелиоводстрой» обязано: использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, т.е. для размещения именно бытовых (коммунальных) отходов; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории; повышать плодородие почв и не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях.

Таким образом, захоронение вышеуказанных отходов на территории полигона ТБО создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» обратилось в Дюртюлинский районный суд РБ с жалобой, указывая, что ООО «Дюртюлимелиоводетрой» является региональным оператором в зоне деятельности РО № 2. Согласно разъяснениям Росприроднадзора от 06.12.2017г №АА-10-04-36/26733, к ТКО относятся все виды отходов подтипа «Отходы коммунальные твердые» (код.731 000 00 00 0), а также другие отходы типа «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код.730 000 00 00 0), в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. На полигон ООО «Дюртюлимелиоводстрой» поступают ТКО от юридических и физических лиц 4-5 класса опасности, а именно:
• отходы из жилищ несортированные (ФККО 73111 001 72 4) - 4 класса;
• мусор от офисных и бытовых помещений организаций
несортированный, исключая крупногабаритный (ФККО 733 100 01 72 4) - 4 класса;
• отходы (мусор) от уборки территории и помещений оптово-розничной
торговли продовольственными и промышленными товарами (ФККО
735 100 01 72 5, 735 100 02 72 5) - 5 класса и т.д.
Компонентный состав несортируемых ТКО, завозимых от контрагентов по
договорам на полигон ООО «Дюртюлимелиоводстрой», содержит в процентном соотношении отходы, в виде: бумаги, пластмассы, полиэтилена, металла, картона, стекла, пищевых отходов, древесины и механической примеси, что наглядно видно из приложенных паспортов на отходы 4 класса опасности. В разделе 2 отчета по форме 2-ТП (отход) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства» за 2019 год, о принятых на размещение отходах, отсутствуют сведения о запрещенных видах отходов, в состав которых входят полезные компоненты, согласно распоряжению Правительства РФ от 25.07.2017г №1589-р. Расчет класса опасности отхода выполняется в соответствии с «Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.12.20 14 № 536.
На основании 2.5.2. приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 компонентный состав отхода указывается на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, а также сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки. В соответствии с пунктом 17 приказа Минприроды России от 04.12.2014 N 536 для установления класса опасности отхода применяются критерии: определение кратности разведения водной вытяжки из отхода основано на биотестировании водной вытяжки отходов.
Биотестирование отходов также применяется для подтверждения отходов 5 класса опасности. Разница заключается в том, что для отходов 1-4 класса опасности используется разбавленная водная вытяжка, а для 5 класса - сама водная вытяжка без разбавления. Количественный химический анализ (10(А) - это экспериментальное определение содержания массовой или объемной доли одного или нескольких компонентов в пробе физическими, химическими и физико-химическими методами. Лабораторные исследования отходов может проводиться только аккредитованной лабораторией по аттестованным методикам измерений, которая у них имеется. Учитывая изложенное полагают необоснованным отнесение к отходам конкретного класса опасности, соответствующим федеральному классификационному каталогу отходов отходов, указанных в 6
абзаце Постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 19.03.2020. В лицензии серии 02 № 00355 от 01.09.2016 на осуществление деятельности по
сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданной ООО «Дюртюлимелиоводстрой», указан разрешенный вид выполняемых (оказываемых) услуг, в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно «сбор отходов 4 класса опасности и размещение отходов 4 класса опасности», поэтому сортировка - разделение поступающих отходов на полигон, не предусмотрена и будет являться нарушением Федерального закона от 04.05.2011 № 99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062. Технологический регламент по приему, разгрузке и захоронению отходов на полигоне ТБО ООО «Дюртюлимелиоводстрой» соблюдается работниками предприятия. Фактов запрещенных отходов при выгрузке на полигон не обнаружено.
Также считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении, допущены процессуальные ошибки.
Так, проверка Дюртюлинской межрайонной прокуратуры проведена
04.03.2019, тогда как Постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ вынесено только 19.03.2020 г. Просит суд признать незаконным и отменить Постановление о назначении административного наказания от 18.06.2020 № 08/301 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» к ответственности по части 1 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

На судебном заседании защитник ООО «Дюртюлимелиоводстрой» - Канаев Е.В. жалобу поддержал в полном объёме и дал пояснения аналогичные её содержанию.

Прокурор РБ Ильясова А.Р. в судебном заседании полагала необходимым в удовлетворении жалобы ООО «Дюртюлимелиоводстрой» отказать, считает, что в действиях ООО «Дюртюлимелиоводстрой» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явились в связи с чем, судья полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судья считает необходимым постановление Гос. инспектора изменить, чем частично удовлетворить жалобу по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с изложенными в ней доводами и проверяет дело в полном объеме.

Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, при этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1589 от 25.07.2017 г. с 1 января 2019 г. в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается включены также шины пневматические и покрышки пневматические автомобильные отработанные, камеры пневматических шин отработанные, отходы пленки полиэтилена, полиэтиленовой и полипропиленовой тары и изделий из нее незагрязненные, тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненная, Тара стеклянная незагрязненная, Тара стеклянная от химических реактивов незагрязненная, Тара стеклянная, загрязненная соляной кислотой и ее солями, Тара стеклянная, загрязненная органическими растворителями, включая галогенсодержащие (содержание не более 2%), Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная органическими веществами, в том числе галогенсодержащими (содержание растворителей не более 10%), Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная преимущественно неорганическими солями, Тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная неорганическими кислотами и органическими растворителями, Тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание растворителей менее 15%).

Между тем из актов проверки и протокола об административном правонарушении следует, что в ходе проверки объективно нашли своё подтверждение факт захоронения на полигоне ТБО ООО «Дюртюлимелиоводстрой» твердых бытовых отходов в виде незагрязненной стеклотары и пластика, шин пневматических автомобильных отработанных.

При таких обстоятельствах факт совершения ООО «Дюртюлимелиоводстрой» несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства объективно нашёл свое подтверждение, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Каких-либо существенных нарушений КоАП РФ, являющихся основанием к отмене состоявшегося по делу постановления не допущено.

Доводы о нарушении процессуальных сроков при рассмотрении данного дела, с учётом соблюдения установленного ст. 4.5. КоАП РФ, годичного срока давности привлечения к ответственности не являются основанием к отмене обжалуемого постановления.

Вместе с тем по мнению судьи имеются основания для изменения постановления в части назначения наказания.

Санкция ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ предусматривает возможность назначения юридическим лицам за совершение данного правонарушения наказания в виде штрафа от 100 000 до 200 000 рублей.

Анализ вышеупомянутого постановления свидетельствует, что гос. инспектором отягчающих наказание обстоятельств не выявлено и назначено минимальное наказание предусмотренное санкцией ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ.

Согласно требований ч. 3.2., 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учётом доводов представителя о тяжелом финансовом состоянии предприятия, необходимости больших финансовых затрат для сортировки отходов, отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание, характера совершенного административного правонарушения и его последствий, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья в соответствии с ч. 3.1.- 3.3. КоАП РФ полагает данные обстоятельства исключительными и возможным снизить назначенный ООО «Дюртюлимелиоводстрой» штраф до 50 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление ст. гос. инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 08/301 от 18 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении предусмотренным ст. 8.2. КоАП РФ в отношении ООО «Дюртюлимелиоводстрой» изменить, снизив назначенное наказание в виде штрафа до 50 000 руб., чем частично удовлетворить жалобу.

В остальной части постановление оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней с момента получения его копии.

Судья /подпись/ Р.Р. Галяутдинов

Копия верна. Подлинник подшит в дело № 12-44/2020.

Судья Р.Р. Галяутдинов