ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/20 от 30.12.2020 Большереченского районного суда (Омская область)

Дело № 12-44/2020

55RS0009-01-2020-001122-86

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Большереченского районного суда Омской области Страшко Т.В., при секретаре Майер И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 декабря 2020 года в р.<...>, жалобу законного представителя юридического лица Администрации муниципального образования Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Главы поселения ФИО1 на постановление №76 о назначении административного наказания от 13.11.2020 по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, вынесенного главным государственным инспектором Большереченского района по пожарному надзору ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №76 от 13.11.2020г. юридическое лицо – администрация муниципального образования Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В постановлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе визуального осмотра территории населенных пунктов Евгащинского сельского поселения Большереченского района: с.Евгащино, д.Колбышево, д.Мешково, д.Михайловка, и территорий, прилегающих к населенным пунктам, установлено наличие густой высокой травяной растительности вдоль автомобильных дорог, за пределами земельных участков частных домовладений, на пустырях, на открытой территории, между жилыми и нежилыми домами, а также вокруг данных населенных пунктов. Регулярная уборка или кошение травяной растительности на данных участках не производится. Администрацией Евгащинского сельского поселения не приняты меры по очистке населенных пунктов и прилегающих к ним территорий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения и очистки, чем нарушены п.17.1 и п.77 Правил противопожарного режима в РФ.

В жалобе законный представитель юридического лица глава Евгащинского сельского поселения ФИО1 указал, что с вынесенным постановлением не согласен. Считает, что постановление не содержит конкретных адресов земельных участков, пустырей, мест, на территории которых установлено наличие гутой травяной растительности, их правообладатели инспектором не устанавливались. Также в постановлении указано о наличии растительности вдоль автомобильных дорог, однако обслуживание автомобильных дорог местного значения не отнесено к компетенции сельского поселения. Считает, что в связи с указанным, производство по делу необходимо прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В случае, если суд не усмотрит оснований для прекращения производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения, просит применить положения ст.4.1 КоАП РФ и снизить наказание до размера менее минимального штрафа.

Глава администрации муниципального образования Евгащинского сельского поселения ФИО1 в настоящем судебном заседании не участвовал при надлежащем уведомлении, в предыдущем судебном заседании жалобу поддержал, пояснив, что администрация поселения не имеет финансовой возможности для того, чтобы на всех землях поселения была скошена трава, у них нет необходимой техники и денег. Сумма штрафа также является чрезмерной, учитывая дотационность бюджета. Считает, что обозначенные в акте земельные участки не находятся в ведении поселения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Большереченского района по пожарному надзору ФИО3 в настоящем судебном заседании не участвовал при надлежащем уведомлении.

Представитель ГУ МЧС России по Омской области по доверенности ФИО4 в предыдущем судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, представленные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Согласно п.77 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Из представленных материалов усматривается, что Территориальным отделением надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> МЧС России по <адрес> в период планового (рейдового) осмотра территорий общего пользования Евгащинского сельского поселения: <адрес>, д.Колбышево, д.Мешково, д.Михайловка, на указанных территориях выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в нарушение п.17 (1) Правил противопожарного режима на земельных участках в границах населенных пунктов Евгащинского сельского поселения не производится покос травы.

Согласно акта осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию, проведенному ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором по пожарному надзору Большереченского района установлено, что Администрацией Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области не приняты меры по очистке населенных пунктов и прилегающих к ним территорий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения и очистке. Установлено наличие сухой высокой травяной растительности вдоль автомобильных дорог, за пределами земельных участков частных домовладений, на пустырях, на открытой территории, между жилыми и нежилыми домами, а также вокруг данных населенных пунктов по следующим адресам:

с.Евгащино: напротив <адрес>, пустырь напротив <адрес>, водораздаточная колонка по <адрес>, пустырь слева от Евгащинского дома культуры, около водонапорной башни, напротив <адрес>, пустырь напротив <адрес>, вдоль по <адрес>, вдоль по <адрес>, между домами и по <адрес>, пустырь напротив <адрес>, напротив мусорных баков по <адрес>, напротив домов и по <адрес>, сверток с трассы Омск-Тара;

д.Колбышево: въезд в деревню с северной стороны, вдоль по <адрес>, пустырь около неэксплуатируемого здания по <адрес>, вокруг заброшенной фермы;

д.Мешково по <адрес>: слева от домов и , напротив <адрес>, справа от <адрес>, пустырь от <адрес>, пустырь слева от <адрес>, слева от <адрес>, слева от <адрес>, между домами и ;

д.Михайловка: въезд в деревню, вдоль по <адрес>, со всех сторон д.Михайловки, вокруг жилых домов.

К указанному акту приложена фототаблица всех мест, обозначенных в акте.

Указанные населенные пункты входят в состав Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района, являются территориями общего пользования, что дополнительно подтверждено данными из публичной кадастровой карты Евгащинского сельского поселения

В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении юридического лица – Администрации муниципального образования Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, как видно из указанного протокола об административном правонарушении , при его составлении присутствовал законный представитель юридического лица ФИО1, в протоколе перечислены места, где допущено зарастание травой в границах поселения, приложением к протоколу является задание на проведение планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей. Также представителю юридического лица разъяснены права, в том числе на ознакомление со всеми материалами дела, каких-либо возражений ФИО1 не выражено. Согласно объяснению главы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, он вину в совершении инкриминируемого деяния признает, при этом пояснял, что специальная техника в администрации поселения отсутствует. Профилактическая работа с населением по поводу необходимости очистки ими придомовых участков ведется. Вместе с тем, территории населенных пунктов Евгащинского сельского поселения вокруг пока очищены не полностью, внутри населенных пунктов также имеются неочищенные пустыри. Для полной очистки территорий от травяной растительности необходимы денежные средства и соответствующая техника, которой у администрации нет.

По результатам рассмотрения указанного протокола и материалов юридическое лицо – администрация муниципального образования Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области привлечена к административной ответственности.

Обстоятельства нарушения указанным юридическим лицом требований пожарной безопасности подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, заданием на проведение планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, а также иными материалами дела, в том числе, выкопировкой из публичной кадастровой карты и карты градостроительного зонирования, показаниями представителя ГУ МЧС по Омской области ФИО4 и законного представителя юридического лица ФИО1 в судебном заседании.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо при вынесении обжалуемого постановления обоснованно пришло к выводу о виновности администрации МО Евгащинского сельского поселения в совершении вмененных ему нарушений.

Место совершения административных правонарушений, вопреки позиции заявителя установлены: земельные участки в границах населенных пунктов с. Евгащино, д.Колбышево, д.Мешково, д.Михайловка. Судом при рассмотрении доводов заявителя из фототаблицы, акта, кадастровых карт, показаний ФИО4 и ФИО1 установлено, что земельные участки с выявленными нарушениями относятся к местам общего пользования в границах указанных населенных пунктов, при таких обстоятельствах именно на администрацию МО Евгащинского сельского поселения возложена обязанность по покосу травы, которая не выполнена.

Доводы об отсутствии финансовых возможностей, при отсутствии доказательств предпринимаемых мер к исполнению указанной обязанности, не могут быть сами по себе приняты во внимание судом как освобождающие от ответственности. Приведенные доводы не освобождали от нормативно закрепленной обязанности соблюдения требований пожарной безопасности в части покоса травы на земельных участках в границах населенных пунктов.

Вина юридического лица в совершении правонарушения административным органом установлена на основании совокупности представленных доказательств, оно является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица о наличии в действиях администрации Евгащинского сельского поселения признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом обстоятельств выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия юридического лица правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Согласно ст.2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст.4.1 ч.3 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем, при вынесении постановления, наряду со смягчающим наказание обстоятельством – раскаянием, не было учтено финансовое положение администрации муниципального образования Евгащинского сельского поселения, дотационность бюджета, имеющего незначительные поступления. Указанные обстоятельства суд признает исключительными в соответствии со ст.4.1 п.3.2 КоАП РФ, в связи с чем назначенный административный штраф в размере 150 000 руб. подлежит снижению до менее минимального, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, размер которого составит 75 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.2, ст. 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору №76 от 13.11.2020, которым администрация муниципального образования Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области признана виновным в совершении административного правонарушения по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей изменить, снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем принесения жалоб через Большереченский районный суд в течение 10 суток со дня получения.

Судья Т.В.Страшко