Р Е Ш Е Н И Е
По делу об административном правонарушении
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Светлоярского районного суда <адрес> Моляров А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> жалобу директора ООО «торговый карьер» ФИО2 на постановление начальника отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, и решение главного государственного инспектора <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении постановления в силе, а жалобы без удовлетворения.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Торновский карьер» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Торновский карьер» ФИО2 обратилась с жалобой к главному государственному инспектору <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО9, который по результатам рассмотрения жалобы принял решение об оставлении постановления в силе, а жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с данными решениями, директор ООО «Торновский карьер» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в котором просит отменить данные решения, ссылаясь на их необоснованность. В обоснование жалобы указано, что в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания ошибочно указано, что недропользователь - ООО «Торновский карьер», не выполнив существенные условия лицензии на недропользование по Торновскому месторождению, своевременно не воспользовался предоставленными правами: не обратился в уполномоченный орган по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. По мнению должностного лица административного органа, указанное мое действие (бездействие) как директора юридического лица представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере охраны окружающей среды. Вместе с тем письмом № от ДД.ММ.ГГГГ она от имени 000 «Торновский карьер» сообщала Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, что в непосредственной близости от горного отвода Торновского месторождения строительных песков проходит межпоселковый газопровод без установленной охранной зоны. Разработка карьера в таких условиях может негативно отразиться на безопасности производства работ. В письме излагалась просьба, уделить особое внимание данному факту и проинформировать о возможности дальнейших работ по разработке карьера, что относится к существенным условиям лицензии на недропользование. Однако, принимая решение о наложении административного наказания, начальник отдела государственного экологического надзора - старший государственный инспектор <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО1 указал в своем постановлении, что упомянутое письмо якобы не содержало информации о пересмотре условий лицензии вследствие возникновения обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия на пользование недрами серия № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена. Полагает, что получив письмо от 000 «Торновский карьер», Комитет, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, должен был либо рассмотреть ее обращение по существу и, как надзорный орган, принять законные меры по устранению препятствий лицензиату в разработке месторождения, либо направить обращение 000 «Торновский карьер» по подведомственности - непосредственно Распорядителю недр, либо предложить недропользователю рассмотреть вопрос о пересмотре условий лицензии, ввиду возникновения обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Однако этого сделано не было. В ходе производства по делу об административном правонарушении ею были представлены материалы, свидетельствующие о наличии межпоселкового газопровода в пределах Торновского месторождения, препятствующего началу законной и безопасной разработки месторождения. При указанных обстоятельствах действие (бездействие) ООО «Торновский карьер» и ее лично, выразившееся в несоблюдении уровней добычи строительных песков, установленных техническим проектом на разработку Торновского месторождения, причинили существенно меньший вред интересам государства, как собственника недр, чем возможное проведение незаконной разработки опасного производственного объекта -Торновского месторождения строительных песков, находящегося в опасной близости (5 метрах) от межпоселкового газопровода, без установленной охранной зоны.
Разработка карьера в таких условиях была сопряжена с реальной угрозой причинения большего вреда государственным и общественным интересам, могла быть квалифицирована как преступления, предусмотренные ст. 215.3, ст. 216 УК РФ, поэтому ее действие (бездействие) в данном конкретном случае нужно расценивать как действие (бездействие), совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть исключающее признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В связи с чем просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела государственного экологического надзора - старшего государственного инспектора <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО1 о назначении административногонаказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей в отношении должностного лица -директора ООО «Торновский карьер» ФИО2, а также решение главного государственного инспектора <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО9 об оставлении постановления в силе, а жалобы без удовлетворения от ДД.ММ.ГГГГ №, - признать незаконными и отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Директор ООО «Торновский карьер» ФИО2 в судебном заседании доводы изложенные поддержала и просила их удовлетворить, дополнив, что в соответствии с пунктом 3.1.1 лицензионного соглашения Общество должно было начать добычу строительных песков не позднее 5 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ) и обеспечить выход на проектную мощность не позднее августа 2012 года. В соответствии с пунктом 3.2 лицензионного соглашения Общество обязано было обеспечить своевременное проектирование опасного производственного объекта, его декларирование, экспертизу промышленной безопасности. Однако провести эти процедуры и в итоге получить от Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору свидетельство о регистрации Торновского карьера в государственном реестре опасных производственных объектов, позволяющее Обществу и ей избежать административной ответственности, предусмотренной статьей 9.1 КоАП РФ, Общество смогло только ДД.ММ.ГГГГ, когда наступила зима, и выполнять вскрышные работы стало невозможно.
В пункте 3.1.2 и 3.4 лицензионного соглашения предусматривалось, что добыча песка разрешается Обществу только при наличии оформленных в установленном порядке разрешений на пользование земельными участками для проведения соответствующих видов работ. Чтобы не допустить нарушения прав землевладельцев, ДД.ММ.ГГГГ Общество арендовало у ФИО3 два земельных участка (из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения):
- земельный участок площадью 145000 кв.м (кадастровый номер №
- земельный участок площадью 145000 кв.м (кадастровый номер №
Получив согласие ФИО10 на передачу этих земельных участков в аренду Обществу еще в 2011 году, заключить с ФИО10 договор аренды Общество смогло только после получения решения Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 3.2 лицензионного соглашения при проведении работ Общество обязано было обеспечить безопасную эксплуатацию объектов промышленной и хозяйственной деятельности, расположенных вблизи границ лицензионного участка. В отношении части арендованного Обществом земельного участка (кадастровый номер №) установлен особый режим использования земли, обусловленный охранной зоной линии электропередач ВЛ 110 кВ. Сведения об обременении этих земельных участков другими правами третьих лиц, в т.ч. правами ООО «Газпром межрегионгаз», в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. При подготовке к проведению Обществом запланированных работ по разработке и добыче строительных песков выяснилось, что по арендуемому Обществом земельному участку (кадастровый номер №) и/или вблизи него проходит (помимо линии электропередач) распределительный газопровод – газопровод межпоселковый к селу Солянка, станции Канальная, селу Червленое с отводом к селу Дубовый овраг <адрес> протяженностью 42378,0 м (инвентарный номер №). Данное обстоятельство существенно отличалось от тех условий, которые учитывались при заключении лицензионного соглашения. Об обнаружении газопровода Общество официально проинформировало Комитет охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, собственником этого газопровода является ООО «Газпром межрегионгаз», причем запись № о государственной регистрации права собственности ООО «Газпром межрегионгаз» на этот газопровод была сделана только ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с пунктами 5-6 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №, -
- указанный газопровод относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по нему газа,
- любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
Охранная зона газопровода, проходящего по земельному участку (кадастровый номер №), до настоящего времени никем не установлена. Данное обстоятельство послужило причиной обращения ФИО10 в Светлоярский районный суд за судебной защитой от неправомерных действий ООО «Газпром межрегионгаз» или ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
При проведении Обществом запланированных работ по разработке и добыче строительных песков Торновского месторождения (работ, не предусматривающих сейчас нарушение поверхности земельного участка и обработку почвы на глубину более 0,3 метра) на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода, проходящего по земельному участку (кадастровый номер №), этот газопровод будет завален породными отвалами, что может создать для ООО «Газпром межрегионгаз» и для ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» трудности в обеспечении безопасной для работников Общества эксплуатации указанного газопровода. Кроме того, будет постоянно происходить пересечение газопровода большегрузными автомобилями Общества, перевозящими породу, что может негативно отразиться на техническом состоянии газопровода. В связи с изложенным ДД.ММ.ГГГГ Общество, официально обратилось к ООО «Газпром межрегионгаз» как собственнику газораспределительной сети с предложением выполнить императивные требования, содержащиеся в пунктах 17-21 «Правил охраны газораспределительных сетей»:
- провести межевание границ охранной зоны газопровода,
-организовать утверждение органами исполнительной власти <адрес> границ охранной зоны газопровода и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки;
- направить в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку на проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону газопровода, с приложением решения органа исполнительной власти <адрес> об установлении охранной зоны газопровода и материалов по межеванию границ этой зоны;
- организовать проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону газопровода, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель;
- получить кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону газопровода;
- организовать государственную регистрацию ограничений (обременений) на строительство в охранной зоне газопровода в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- высказать предложения ООО «Газпром межрегионгаз» по возмещению Обществу убытков, вызванных перемещением или смещением породных отвалов, а также внесением необходимых изменений в проектную документацию.
До настоящего времени никакого ответа на обращение Общества не поступило. Чтобы не допустить аварий на трассе газопровода, Общество планирует в июле 2013 года обратиться в Арбитражный суд <адрес> с иском о понуждении ООО «Газпром межрегионгаз» установить и зарегистрировать охранную зону этого газопровода.
Разработка Торновского месторождения в соответствии с проектной документацией и планами развития горных работ потребовала выполнения Обществом вскрышных работ на части (30130 кв.м) земельного участка общей площадью 850000 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер №). По неофициальной (недокументированной) информации, указанный земельный участок находится в пожизненном наследуемом владении ФИО4 и в настоящее время якобы оформляется в собственность ФИО4. Однако из официального уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о чьих-либо зарегистрированных правах на этот земельный участок (в т.ч. о правах ФИО4) отсутствуют.
Общество исходит из того, что недра и земельный участок, под которым залегают полезные ископаемые, не рассматриваются государством в качестве единого природного объекта, а, наоборот, имеют разные правовые режимы. Особенностью правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых является возможность наличия права на земельный участок при наличии соответствующего права на горный отвод, в связи с чем право на земельный участок подчинено праву пользования недрами. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ Общество, обратилось к ФИО4 с предложением (офертой) заключить соглашение об установлении частного сервитута для временного пользования Обществом частью земельного участка площадью 30130 кв.м (в границах, установленных лицензией на пользование недрами, горноотводным актом и планами развития горных работ) в целях проведения работ по разработке и добыче строительных песков. В соответствии с пунктом 5 статьи 274 ГК РФ и «Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденными Федеральной службы земельного кадастра России ДД.ММ.ГГГГ, Общество готово выплачивать ФИО4 соразмерную плату за сервитут: в размере убытков, причиненных ФИО4 в связи с ограничением его прав и исчисляемых в соответствии со статьей 15 ГК РФ и "Временной методикой определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров". К оферте Общества был приложен проект соглашения об установлении сервитута. Однако до настоящего времени никакого ответа на предложение Общества ФИО4 не дал. Чтобы не допустить нарушения Обществом законодательства о недрах, ДД.ММ.ГГГГ Общество обратилось в Светлоярский районный суд <адрес> с иском об установлении частного сервитута на часть указанного земельного участка. Не исключено, что в судебном заседании вновь возникнет вопрос о необходимости перевода земельного участка (кадастровый номер №) из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в порядке, установленном статьей 8 ЗК РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
При изложенных обстоятельствах очевидно, что в 2013 году Общество тоже объективно (по уважительным причинам, не по ее вине!) не сможет обеспечить добычу песка в заявленном объеме 150000-200000 куб.м. Для того, чтобы не допустить новых обвинений в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ, Общество приступило к выполнению работ на этом земельном участке без оформления в установленном порядке разрешений на пользование земельным участком («из двух зол выбирают меньшее») и объявило, что готово компенсировать любому обладателю прав на этот земельный участок все нанесенные убытки. Кроме того, Общество, ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Комитет охраны окружающей среды и природопользования <адрес> с предложением (офертой) об изменении абзаца 4 пункта 3.1.1 соглашения об условиях использования Торновского месторождения строительных песков, изложив этот пункт в следующей редакции: «выход горнодобывающего предприятия на проектную мощность – не позднее августа 2014 года». Если предложение Общества будет принято, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 453 ГК РФ условие лицензионного соглашения о выходе горнодобывающего предприятия на проектную мощность будет действовать в измененном виде («не позднее августа 2014 года»), и событие инкриминируемого Обществу и мне административного правонарушения окажется ненаступившим (отсутствующим).
Из обжалуемого постановления начальника отдела государственного экологического надзора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении ей административного наказания следует, что инкриминируемое административное правонарушение выразилось только в следующем: «При этом недропользователь (ООО «Торновский карьер») не выполняя существенные условия имеющейся лицензии на недропользование по Торновскому месторождению своевременно и на момент рассмотрения форм федерального государственного статистического наблюдения, поступивших в Комитет от ООО «Торновский карьер» ДД.ММ.ГГГГ., не воспользовался предоставленными правами: не отказался от права пользования недрами; не обратился в органы, предоставившие лицензию, с инициативой досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами; не обратился в уполномоченный орган по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена».
Однако «необращение в уполномоченный орган по поводу пересмотра условий лицензии» не является:
- ни нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта – проектной документации на разработку Торновского месторождения, которая была разработана для правопредшественника Общества (ЗАО «Желдоркомплекс») лицензированной организацией – ООО «ГЕО», прошла экспертизу промышленной безопасности в ООО «Инженерно-технический центр "ИНТЕЛЛЕКТ"» и получила заключение (рег.№), утвержденное решением Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ. №,
- ни «несоблюдением уровней добычи строительных песков, установленных техническим проектом на разработку Торновского месторождения».
В лицензии на пользование недрами № выданной Обществу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, и в соглашении об условиях использования Торновского месторождения строительных песков, заключенном Обществом с <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, про обязанность Общества «обратиться в уполномоченный орган по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена», ни словом не говорится. При таких обстоятельствах поэтому нарушить несуществующие «существенные условия имеющейся лицензии на недропользование» (тем более – путем «невоспользования предоставленными правами») она в принципе не могла.
Судя по обжалуемому постановлению, в ее действиях отсутствует не только субективная, но и объективная сторона инкриминируемого мне административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Представитель ФИО2 – ФИО11 жалобу и доводы в в ее обоснование поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель Комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного производства, содержание жалобы, судья приходит к следующему.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения в отношении которых установлена его вина.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ госинспектором комитета в присутствии директора ООО «Торновский карьер» в отношении директора составлен протокол № об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № начальника отдела государственного экологического надзора - старший государственный инспектор <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, директор ООО «Торновский карьер» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 7.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в ходе изучения форм федерального государственного статистического наблюдения 5-гр, 70-тп, 2-ЛС по Торновскому месторождению строительных песков, находящегося в 5-ти километрах к юго-востоку от <адрес> <адрес>, поступивших в комитет от ООО «Торновский карьер» ДД.ММ.ГГГГ, вх. №, установлен факт несоблюдения ООО «Торновский карьер» существенных условий лицензии на пользование недрами серия № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт З.1.1.), выданной ООО «Торновский карьер» Управлением промышленности и ресурсов аппарата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в части несоблюдения уровней добычи строительных песков, установленных техническим проектом на разработку Ториовского месторождения.
В ходе рассмотрения форм федерального государственного статистического наблюдения 5-гр, 70-тп, 2-лс по Торновскому месторождению строительных песков, поступивших в комитет от ООО «Торновский карьер» ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что за 2012 год ООО «Торновский карьер» не осуществляло добычу строительного песка на Торновском месторождении, при этом согласно сведениям раздела 4 твёрдых полезных ископаемых формы государственной статистической отчетности 2-лс, установленный объём добычи строительного песка (проектная мощность) составляет 200000 мЗ в год.
В соответствии с п. З.1.1., относящимся к существенным условиям лицензии на пользование недрами серия №. выданной ООО «Торновский карьер» Управлением промышленности и ресурсов аппарата <адрес>, общество должно было обеспечить соблюдение уровней добычи строительных песков, в соответствии с техническим проектом на разработку вышеуказанного месторождения, при этом ООО «Торновский карьер» в пояснительной записке к отчету по форме 5-гр за 2012 года проинформировало комитет о том, что ООО «Торновский карьер» не осуществляет добычу песка на Торновском месторождении, расположенном в 5-ти километрах к юго-востоку от <адрес>.
Статьей 12 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды.
Кроме того, вышеуказанной статьей установлено, что в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Однако доказательств принятия всех зависящих от директора общества мер, для обеспечения выполнения условий лицензии на пользование недрами серия №, выданной ООО «Торновский карьер» Управлением промышленности и ресурсов аппарата <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, директором ООО «Торновский карьер» на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не представлено.
Не согласившись с указанным постановлением, директором ООО «Торновский карьер» ФИО2 обратилась с жалобой к главному государственному инспектору <адрес> <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО9, который по результатам рассмотрения жалобы принял решение об оставлении постановления в силе, а жалобы без удовлетворения.
Частью 2 ст. 7.3 Кодекса установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе пользования недрами.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02. 1992 «№ «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Торновский карьер» получило лицензию на пользование недрами.
Согласно п.3.1.1. лицензионного соглашения ООО «Торновский карьер» приняло на себя обязательство по объемам, основным видам работ и срокам их проведения Владелец лицензии обязуется обеспечить:
переоформление горноотводного акта - не позднее четырёх месяцев со дня государственной регистрации лицензии;
начало добычи строительных песков в соответствии с утвержденными в установленном порядке технологическими документами, имеющими необходимые согласования и экспертизы - не позднее пяти месяцев со дня государственной регистрации лицензии;
выход горнодобывающего предприятия на проектную мощность - не позднее августа 2012 года;
соблюдение требований утвержденной технической документации по разработке месторождения;
соблюдение уровней добычи строительных песков, в соответствии с техническим проектом на разработку месторождения, годовыми планами работ;
подготовку и согласование в установленном порядке проекта на ликвидацию (консервацию) добывающего предприятия, объектов обустройства и инфраструктуры, проекта мероприятий по приведению их в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую природную среду, не позднее 6 месяцев до установленного срока завершения отработки месторождения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что государственная регистрация лицензии и прилагаемого к нему лицензионного соглашения выданных ООО «Торновский карьер» прошла ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, исходя из представленных директором ООО «Торновский карьер» ФИО2 и ее представителем в судебное заседание пояснений следует, что общество получило только от ФИО12 согласия на перевод земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности.
Доказательство об иных действий по исполнению лицензии директором ООО «Торновский карьер» не представлено.
Согласно п.п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований тексте проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах» предусмотрены основания для изменения условий недропользования, а также прекращение права пользования недрами по инициативе пользователя недр.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 вышеуказанного закона, право пользования недрами прекращается при отказе владельца лицензии от права пользования недрами.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию по инициативе недропользователя но его заявлению (п. 9 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах).
Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона «О недрах», одной из его обязанностей, согласно пункту 10 части 2 названной статьи, является выполнение условий, оговоренных в лицензии.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр имеет право обращаться в органы предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия предоставлена.
Вместе с тем, с октября 2011г. т.е. с момента нарушения лицензионного соглашения, директор ООО «Торновский карьер» не обращалась в уполномоченные органы исполнительной власти <адрес> с заявлением о внесении изменений в установленные лицензионным соглашением сроки.
Доводы директора ООО «Торновский карьер» и его представителя, о том, что ДД.ММ.ГГГГ директором было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она от имени 000 «Торновский карьер» сообщала Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, что в непосредственной близости от горного отвода Торновского месторождения строительных песков проходит межпоселковый газопровод без установленной охранной зоны. Разработка карьера в таких условиях может негативно отразиться на безопасности производства работ. В письме излагалась просьба, уделить особое внимание данному факту и проинформировать о возможности дальнейших работ по разработке карьера, что относится к существенным условиям лицензии на недропользование, суд находит неубедительными, поскольку данное письмо было направлено спустя более года с момента нарушения сроков лицензионного соглашения и суд не усматривает просьбы о пересмотре условий лицензии, в том числе и сроков исполнения лицензионного соглашения, вследствие возникновения обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия на пользование недрами серия № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена.
В качестве обстоятельств, исключающих вину директора ООО «Торновский карьер» указывается, на невозможность приступить к освоению Торновского месторождения и выйти на проектную мощность, тем самым исполнить в полной мере условия лицензии ввиду наличия межпоселкового газопровода в границах Торновского месторождения.
Вместе с тем в ходе рассмотрения административного дела установлено, что межпоселковый газопровод располагается в 5 метрах от границ горного отвода, установленных горноотводным актом от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается директором Общества ФИО2
Поскольку государственная регистрация лицензии выданной ООО «Торновский карьер» прошла ДД.ММ.ГГГГ переоформление горноотводного акта надлежало осуществить до ДД.ММ.ГГГГ, приступить к добыче песков не позднее ноября 2011г., выйти на проектную мощность не позднее августа 2012г.
Вместе с тем доказательств о том, что директор ООО «Торновский карьер» в полной мере выполнило свои обязанности, в том числе и по обращению об изменении условий соглашения суду не представлено.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества, в том числе и у директора Общества ФИО2, реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях директора ООО «Торновский карьер» ФИО2 состава вменяемого правонарушения.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных ст. 4.1 Кодекса.
Директору ООО «Торновский Карьер» назначено минимальное наказание в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса, с учетом с учетом личности правонарушителя и обстоятельств совершенного правонарушения.
Доводы директора ООО «Торновский карьер» и его представителя, указанные в жалобе и дополнительном объяснении, не могут служить основанием для признании оспариваемых решений незаконными и их отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Постановление начальника отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, и решение главного государственного инспектора <адрес> по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении постановления в силе, а жалобы без удовлетворения, оставить без изменения, жалобу директора ООО «Торновский карьер» ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Моляров