ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/2013 от 08.11.2013 Барышского городского суда (Ульяновская область)

         Дело № 12-44 / 2013 год

          РЕШЕНИЕ

                  по жалобе на постановление по делу об административном

                                               правонарушении

08 ноября 2013 года                                                г. Барыш Ульяновской области

Судья Барышского городского суда Ульяновской области Зотова Л.И.

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев жалобу должностного лица ООО «Ассоциация лесопромышленников» ФИО1 на постановление директора государственного казённого учреждения Ульяновской области «Барышское лесничество» ФИО2 № 65 от 09 октября 2013 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП Российской Федерации и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей

УСТАНОВИЛ:

Постановлением директора государственного казённого учреждения Ульяновской области «Барышское лесничество» ФИО2 № 65 от 09 октября 2013 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП Российской Федерации и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

ФИО1 привлечен к административной ответственности за то, что он в августе месяце 2013 года, являясь должностным лицом- директором ООО «Ассоциация лесопромышленников», по договору аренды от 23.12.2008 года, по которому лесной участок, в том числе Барышское участковое лесничество<...>, часть 22, 23-130, переданы в аренду для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства, допустил нарушения законодательства в области пожарной безопасности в лесах и охраны окружающей среды. А именно: при проведении санитарно- оздоровительных мероприятий: уборке захламленности, вырубке погибших и поврежденных деревьев вдоль автодороги Барыш- Николаевка, проходящей через лесные квартала Барышского участкового лесничества государственного казённого учреждения Ульяновской области «Барышское лесничество» № 79 выдела 8,9,10,16,17,19,21; № 88 выдела 1,2,3,5,10,13; № 97 выдела 2,3,9,11,22, допущено захламление лесного участка остатками, оставленными на местах рубки.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Ассоциация лесопромышленников» ФИО1 подал на него жалобу, в которой просит отменить данное постановление утверждая, что в соответствии с дополнением № 5 к лесной декларации от 12 июля 2013 года ООО «Ассоциация лесопромышленников» имеет право заготовки древесины с 24 июля по 31 декабря 2013 года, вид использования лесов: заготовка древесины, в том числе прочие рубки (уборка захламлённости). Вместе с тем, в августе месяце 2013 года ООО «Ассоциация лесопромышленников» рубок лесных насаждений в выше указанных кварталах, выделах, не производило. Договор подряда № 614 на выполнение подрядных работ: вид использования -заготовка древесины, прочие рубки (уборка захламлённости) ООО «Ассоциация лесопромышленников» был заключён с индивидуальным предпринимателем ФИО1 1 октября 2013 года. Срок действия договора установлен до 31 декабря 2013 года. Из чего следует, что работы по уборке захламлённости по договору № 614 от 01.10.2013 года могут производиться вплоть до 31 декабря 2013 года. Полагает, что наказание в виде административного штрафа за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, вынесено без учёта всех обстоятельств дела и преждевременно. Кроме того утверждает, что протокол № 02-63 от 03 октября 2013 года был составлен в его отсутствие. При составлении протокола он участия не принимал, и никаких подписей в протоколе не совершал.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, но его представитель ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объёме, также обращая внимание суда на преждевременность составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, а также на нарушение процессуальных норм, допущенных при его составлении. Настаивает на утверждениях ФИО1 о том, что он не был своевременно извещен о дне составления протокола, следовательно, был лишен возможности надлежащим образом защищать свои права, в том числе и право на защиту.

В судебном заседании лицо составившее протокол В*Б.И.., представители государственного казённого учреждения Ульяновской области «Барышское лесничество» Ч*Г.Н. и Г*И.В.. возражая против доводов жалобы, просили оставить постановление № 65 от 09 октября 2013 года без изменения. При этом пояснили, что лесные участки площадью 96307га., расположенные по адресу: Ульяновская
область, Муниципальное образование "Барышский район", в том числе лесной участок
Барышского участкового лесничества, кварталы № 1-21, часть квартала № 22, кварталы
№ 23-130 в 2008 году были переданы в аренду для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства (договор аренды лесного участка № 193 от 23 декабря 2008 года) ООО "Ассоциация лесопромышленников" (далее «арендатор»), директором которого является ФИО1 Согласно договору «арендатор» в своей деятельности должен руководствоваться Лесным законодательством и иными регулирующими лесные отношения нормативными правовыми актами, в частности Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины в Барышском лесничестве Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. В связи с ухудшением санитарного состояния лесных насаждений вдоль автомобильных дорог в Ульяновской области, по поручению Правительства Ульяновской области (протокол №163-ПС от 28.06.2013г.), специалистами ГКУ Ульяновской области «Барышское лесничество» было проведено санитарное
обследование лесных насаждений вдоль автомобильной дороги Барыш - Николаевка и
назначены санитарно - оздоровительные мероприятия, а именно: уборка захламленности,
вырубка погибших и поврежденных деревьев, о чём составлен Акт проверки санитарного
и лесопатологического состояния лесного участка в лесных насаждениях в Барышском
лесничестве от 10.07.2013 года и План-корректировка проведения санитарно-
оздоровительных мероприятий в лесных насаждениях на 3 квартал 2013года, на
основании которых «арендатор» 12.07.2013 года вынес Дополнение № 5 к лесной декларации
№ 1 от 11.12.2012 года. В соответствии с указанным дополнением «арендатор» должен был, и
осуществил в период с июля по август 2013 года санитарно-оздоровительные
мероприятия: вырубку погибших и поврежденных деревьев вдоль автомобильной дороги
Барыш - Николаевка, проходящей через лесные квартала Барышского участкового
лесничества № 79 выдела 8,9,10,16,17,19,21; № 88 выдела 1,2,3,5,10,13; № 97 выдела
2,3,9,11,22. При выполнении мероприятий в названных кварталах было допущено захламление лесных насаждений порубочными остатками, которые длительное время не убирались, тем самым ухудшалось санитарное состояние лесов и их пожарная безопасность. Хотя Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2007г. № 414 предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков (п.4). Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке (п.32). Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.07.2007г. № 417 также предписывают, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует проводить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (п.16). Утверждают, что указанные требования лесного законодательства директором ООО "Ассоциация лесопромышленников" ФИО1 были нарушены. Кроме того, утверждают, что протокол об административном правонарушении № 02-63 в отношении директора ООО "Ассоциация лесопромышленников" ФИО1 составлялся в его присутствии, с разъяснением прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. ФИО1 подписывать протокол об административном правонарушении отказался, что также отражено в протоколе. Факт отказа подтверждён свидетелями ФИО4 и ФИО5

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП Российской Федерации судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, судья должен проверить дело в полном объеме.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. Объективная сторона правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Согласно п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (арендодатель) и ООО "Ассоциация лесопромышленников" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 193 в составе земель лесного фонда от 23 декабря 2008 года, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок площадью 96307,0 га, в том числе, лесной участок Барышского участкового лесничества, кварталы № 1-21, часть квартала № 22, кварталы №23-130, имеющий местоположение: Ульяновская область, Муниципальное образование "Барышский район", Барышское лесничество.

Как установлено в суде, в июне месяце 2013 года по поручению Правительства Ульяновской области специалистами ГКУ Ульяновской области «Барышское лесничество» было проведено санитарное обследование лесных насаждений вдоль автомобильной дороги Барыш - Николаевка и
назначены санитарно - оздоровительные мероприятия. В частности, уборка захламленности,
вырубка погибших и поврежденных деревьев. Во исполнение указанных мероприятий, 12 июля 2013 года ООО "Ассоциация лесопромышленников" было вынесено Дополнение № 5 к лесной декларации № 1 от 11.12.2012 года, согласованное с директором ГКУ Ульяновской области «Барышское лесничество» ФИО2 Для проведения санитарно-оздоровительных
мероприятий- вырубки погибших и поврежденных деревьев вдоль автомобильной дороги
Барыш - Николаевка, проходящей через лесные квартала Барышского участкового
лесничества № 79 выдела 8,9,10,16,17,19,21; № 88 выдела 1,2,3,5,10,13; № 97 выдела
2,3,9,11,22 был установлен срок- с 24 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года.

Иными словами, указанные выше оздоровительные мероприятия ООО "Ассоциация лесопромышленников" в лице директора ФИО1 должно производить исключительно в определенный срок, начало которого оговорено- 24 июля 2013 года, срок окончания работ установлен- 31 декабря 2013 года.

Из материалов дела усматривается, что для осуществления принятых на себя обязательств по Дополнению № 5 к лесной декларации от 12.07.2013 года, между ООО "Ассоциация лесопромышленников" и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен Договор подряда № 614 от 1 октября 2013 года, выполнение подрядных работ: вид использования -заготовка древесины, прочие рубки (уборка захламлённости). Срок действия данного договора также установлен до 31 декабря 2013 года.

В качестве события правонарушения и основания для привлечения заявителя к административной ответственности по ст.8.32 ч. 1 КоАП Российской Федерации послужило допущенное в августе месяце 2013 года захламление лесного участка остатками, оставленными на местах рубки погибших и поврежденных деревьев вдоль автодороги Барыш- Николаевка, проходящей через лесные квартала Барышского участкового лесничества государственного казённого учреждения Ульяновской области «Барышское лесничество» № 79 выдела 8,9,10,16,17,19,21; № 88 выдела 1,2,3,5,10,13; № 97 выдела 2,3,9,11,22. Это отражено как в протоколе об административном правонарушении от 03 октября 2013 года, так и в оспариваемом постановлении от 09 октября 2013 года № 65. При этом оспариваемое постановление в части описания события правонарушения, доказательств по делу, квалификации правонарушения по существу дублирует протокол об административном правонарушении. Каких-либо иных причин несоблюдения Правил пожарной безопасности в оспариваемом постановлении не указано.

Вместе с тем, из доводов заявителя, его представителя установлено, что в августе месяце 2013 года ни ООО "Ассоциация лесопромышленников", ни индивидуальным предпринимателем ФИО1 работ по уборке захламленности, вырубке погибших и поврежденных деревьев вдоль автодороги Барыш- Николаевка, проходящей через лесные квартала Барышского участкового лесничества государственного казённого учреждения Ульяновской области «Барышское лесничество» № 79 выдела 8,9,10,16,17,19,21; № 88 выдела 1,2,3,5,10,13; № 97 выдела 2,3,9,11,22. не производилось. Кроме того, в материалах административного производства имеется выписка из журнала регистрации договоров подряда заключенных между ООО "Ассоциация лесопромышленников" и подрядчиками (ООО, ИП) за период с июля месяца 2013 года по сентябрь месяц 2013 года, в котором зафиксировано, что указанные выше работы в данных кварталах не производились. Доказательств обратного в суд не представлено.

Исходя из анализа предоставленных в суд доказательств следует, что работы по вырубке погибших и поврежденных деревьев, уборке захламлённости могут производиться вплоть до 31 декабря 2013 года. В частности, судом установлено, и сторонами не оспаривается, что указанные выше работы начали производиться практически сразу же после заключения Договора подряда. Работы по уборке захламлённости проводятся до настоящего времени. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 03 октября 2013 года, а как следствие и оспариваемое постановление от 09 октября 2013 года № 65 составлены необоснованно и преждевременно.

Более того, заслуживают внимания и доводы заявителя о существенных нарушениях норм процессуального права, а именно, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие заявителя, не извещенного о времени и месте его составления.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ФИО1, то есть лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о времени и месте его составления не извещался. Следовательно, непосредственного участия в его составлении не принимал. Доказательств обратного в суд не представлено. Утверждения ФИО6 об извещении ФИО1 о времени и месте его составления протокола посредством телефонной связи, не нашли достоверного и достаточного подтверждения в суде.

Кроме того, текст представленного протокола об административном правонарушении дает суду основание согласиться с доводами ФИО1, поскольку в указанном протоколе отсутствует указание на то, что он принимал участие в составлении протокола, что ему разъяснялись какие-либо процессуальные права либо предлагалось дать объяснение. Исходя из принципа невиновности, предусмотренного ст. 1.5 КоАП Российской Федерации, судом доводы лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении ФИО1 принимаются.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", к существенным недостаткам протокола относит отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 ч. 1 п.п. 1 КоАП Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление директора государственного казённого учреждения Ульяновской области «Барышское лесничество» ФИО2 № 65 от 09 октября 2013 года, по которому ФИО1  признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.32 ч.1 КоАП Российской Федерации и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей отменить, а дело производством прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии данного решения.

Судья                                                          Л.И. Зотова