ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/2016 от 21.03.2016 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

дело № 12-44/2016

РЕШЕНИЕ

г.Сибай 21 марта 2016 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Замановой З.Г.,

с участием представителей МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» Галиакберова Г.А., Азнабаевой А.Ф.,

представителя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Нугмановой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» Галиакберова Г.А. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №10 от 9 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» Галиакберов Г.А. подал жалобу в суд, в которой просит отменить постановление, дело об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает следующее. В штате организации имеется сотрудник ответственный за замену люминесцентных ламп, приказ о назначении ответственного лица не предоставлен - в штате МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» имеется электромонтер но ремонту и обслуживанию электрооборудования Булавин Н.И., который принят на работу ДД.ММ.ГГГГ приказом на 0,5 ставки. В запросах о предоставлении сведений и документов направленных в учреждение не было указано о необходимости предоставления приказа о рдзначении ответственного лица. При осмотре помещений выявлено, что 22 люминесцентные лампы, установленные в плафонах, не работали - лампы вышли из строя, не были заменены в связи с тем, что не был обнаружен факт выхода из строя данных ламп (люминесцентные лампы пришли в негодность в недавнее время, возможно в день проверки в связи со скачком напряжение или по другой не зависящей от Учреждения причины). На момент проверки в электрощитовой выявлено 84 неисправные люминесцентные лампы марки Fhilips - согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" учреждение имеет право хранить отходы - складировать отходы в специально отведенных местах до принятия мер по обезвреживанию не исправных ламп соответствующим «Исполнителем». Согласно договора № СИБ000302 от ДД.ММ.ГГГГ «Исполнителем» является ООО «НПП «НАПТОН» <адрес>. На момент проверки люминесцентные лампы не были сданы - договор по утилизации отходов заключен с ООО «НПП «НАПТОН» № СИБ000302 от ДД.ММ.ГГГГ в электронном варианте. Для того чтобы «Исполнитель» оказал услуги по сбору, обезвреживанию и транспортировки отходов I-IV класса опасности необходимо было получить оригиналы документов, произвести оплату за услуги заключения договора, после заключения договора оплату за услуги по сбору, обезвреживанию и транспортировки отходов I-IV класса опасности. После всех процедур согласно очереди «Исполнителю» были переданы на обезвреживание лампы в количестве 92 штуки (акт приема передач № НПП 00000188 от ДД.ММ.ГГГГ). Паспорта I класса опасности на отработанные люминесцентные лампы, а также на отходы IV класса опасности находятся на стадии разработки. Договор на проведения измерений и анализов на компонентный состав отходов заключен с ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» №ЛА-6/12 от ДД.ММ.ГГГГ. Учет движения отходов не ведется - учет движение отходов ведется. Сибайский территориальный комитет запросил журнал учета движение отходов, но у них учет ведется в иной форме. Предоставлены Акты выполненных работ и Акты принятия ТБО с МУП «Полигон». Считают, что не соответствия формы документа не является серьезным нарушением. Документы в дальнейшем приведут в соответствие с требованиями. Сведения в области обращения с отходами производства и потребления за 2015 год в Сибайский территориальный комитет Минэкологии РБ не предоставлен - сведения в области обращения с отходами производства и потребления ранее Сибайским территориальным комитетом Минэкологии РБ не запрашивались, письма о предоставление сведений в области обращения с отходами производства и потребления не получали. В будущем данные сведения будет предоставляться в Сибайский территориальный комитет Минэкологии РБ. В ходе деятельности буфета Ледового дворца не образуются пищевые отходы, так как торговля ведется привозной выпечкой и напитками, горячие блюда не готовятся. В редких случаях, если кто-то не доел свою выпечку, буфетчица уносит домой для домашних животных. Пищевые отходы относятся к V классу опасности, V класс опасности не лицензируется. Тем более до июня 2016 года вообще использование отходов не лицензируется. Не организовано место для складирования отходов производства и потребления - согласно договора с МУП «Полигон» «Исполнитель» осуществляет вывоз мусора согласно графика, перед вывозом согласно подпункта 2.2.1 пункта 2.2 устанавливает контейнер на время приема ТБО. Для предоставления постоянного контейнера в МУП «Полигон» было направлено письмо, до сегодняшнего дня вопрос положительно не решился. Площадка для хранения мусора организована. Территория огорожена кованым забором, сама площадка огорожена металлическим профлистом, поверхность заасфальтирована, с полиэтиленовых мешков мусор не просыпается, жидких отходов нет. На момент осмотра территории обнаружено 3 мешка с отходами - данное количество мусора недостаточно для формирования транспортной партии, мусор вывозится по графику. Из-за отсутствия инвентаризации отходов производства и потребления, учета образования отходов, предприятием проводится не достоверный расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, суммарный объем образования отходов в 2015 году составил 1,5504 тонны. Образование отходов в 2015 году в объеме 13,035 тонн объясняется тем, что работники Ледового дворца «Ирандык» ежедневно убирают помимо территории Учреждения и не относящиеся к Учреждению прилегающую территорию парка и отдыха им.М.Гафури в пределах зоны видимости. Если ежедневно не убирать территорию парка, то образующийся мусор от отдыхающих людей негативно влияет на эстетический вид прилегающей к учреждению территории парка и на окружающую среду. Общегородские субботники на территории парка проводятся всего 2 раза в год (весной и осенью), в остальное время кроме них никто уборку не производит. Собранный мусор с парка (стеклотара, жестяные банки, пластиковые бутылки, упаковочные обертки из под продуктов питания и т.д.) также складируется вместе с мусором, образовавшимся в Учреждении и вывозится МУП «Полигоном». За вывоз данного мусора оплачивает МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык». Неоднократно ими направлялись письма в МБУ «УЖКХ» о выделение специальной техники для вывоза мусора, положительного ответа не было. Не проведена инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения, отсутствует проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещения - на данный момент заключен договор на проведение инвентаризации отходов разработку проекта нормативов образования отходов и лимиты на их ещения. Считает, что в действиях юридического лица МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» отсутствует состав административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ, так как за работников учреждения ответственность несет директор, то есть должностное лицо. Согласно постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания должностному лицу, а именно в отношении него, директора МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» Галиакберов Г.А. вынесено постановление по той же статье 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в административного штрафа в размере 10 000 рублей. Данное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» по ст. 8.2. КоАП РФ, подлежит отмене.

Предстаивтели МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» Галиакберов Г.А., Азнабаева А.Ф. в судебном заседании жалобу поддержали, просили удовлетворить её по указанным в нем основаниям.

Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, председатель Сибайского территориального комитета Нугманова Г.Ф., считает жалобу не подлежащим удовлетворению.

Выслушав представителей МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык», Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст.8.2 КоАП ПФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» согласно распоряжению /СТК-2016 от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено следующее.

В штате организации имеется сотрудник ответственный за замену люминесцентных ламп, приказ о назначении ответственного лица не представлен. При осмотре помещений выявлено, что 22 люминесцентные лампы, установленные в плафонах, не работали. Неисправные лампы электрик складирует в помещении электрощитовой. Помещение закрывается под ключ, ключ находится у охранника здания Ледового дворца. На момент проверки в электрощитовой выявлено 84 неисправные люминесцентные лампы марки Philips. Как было установлено в ходе проверки, по мере образования несправных ламп, отработанные лампы не сдавались в специализированные объекты для утилизации, а накапливались (складировались) в электрощитовой, так как в МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» отсутствовал договор на утилизацию отходов I-IV класса опасности. На начало проведения проверки МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» заключил договор с ООО «НПП «Наптон», представлен Договор на оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке отходов I-IV класса опасности №СИБ000302 от 15.01.2016г. для сбора и утилизации отходов I-IV класса опасности, однако на момент проверки люминесцентные лампы не были сданы. Представлен журнал учета отработанных ртутьсодержащих ламп, в которой имелись записи, что в декабре 2013 года принято на хранение 21 лампа марки TL-D 36W - 21 ед., в октябре 2014 года - 32 ед. ламп марки TL-D 36W, в декабре 2015 года 23 ед. марки TL-D 36W и 14 ед. марки TL-D 18W. Паспорта класса опасности отходов на отработанные люминесцентные лампы на момент осмотра территорий и помещений отсутствовали. Руководство письменно пояснило, что паспорта находятся на стадии разработки и согласования. Учет движения отходов не ведется. Сведения в области обращения с отходами производства и потребления за 2015 год в Сибайский территориальный комитет Минэкологии РБ не представлены. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее по тексту - ФККО) неисправные люминесцентные лампы относятся к I классу опасности, то есть чрезвычайно опасные отходы и имеют наименование отхода: «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (ФККО 4 71 101 01 52 1). Паспорт, подтверждающий класс опасности на данный вид отходов, не предоставлен, отсутствует. Отработанная люминесцентная лампа марки TL-D 36W весит 138 г., всего было образовано 84 отработанных ламп. Таким образом, с момента осуществления деятельности в МАУ ДО «Ледовый Дворец «Ирандык» образовалось 11,592 кг. «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (ФККО 4 71 101 01 52 1).

В ходе деятельности буфета образуются «Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» (ФККО 73610001305). На противоположной стороне находится кофе-машина, рядом установлена урна, в которой посетители ледового дворца выкидывают отходы, в том числе пластиковые стаканчики, ПЭТ бутылки, бумажные отходы, упаковки от продуктов питания. По мере накопления со слов представителя вывозятся на городскую свалку согласно Договора об оказания услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от 06.01.2015г. В тоже время, в договоре о передаче пищевых отходов на захоронения на городской свалке, данный вид отхода отсутствует, т.е. отсутствует

подтверждающий документ о передаче отходов в специализированных объекта на захоронение.

При осмотре площадки для временного размещения и складирования отходов, выявлено, что, отходы собирают в полипропиленовые мешки и размещают непосредственно на асфальтируемой поверхности, металлические контейнеры отсутствуют, т.е. не организовано место для складирования отходов производства и потребления. На момент осмотра территории было обнаружены 3 мешка с отходами: пластиковые отходы (стаканчики, бутылки), упаковочная бумага из под продуктов питания, стеклянная тара, бумага и картон, целлофановая упаковка и т.д. Объем отходов составил примерно 0,7 куб.м. Согласно ФККО, данный вид отходов относится к IV классу опасности, то есть малоопасные отходы и имеет наименование отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (ФККО 7 33 100 01 72 4). Паспорт, подтверждающий класс опасности на данный вид отходов, не предоставлен, отсутствует.

Учет образования, накопления и передачи отходов IV-V класса опасности не ведется. По данным МУП «Полигон», за 12 месяцев 2014 года было принято на городскую мусоросвалку 39,7 куб.м. твердых коммунальных отходов, в 2015 году 59,25 куб.м. отходов, а за январь месяц 2016 года принято 3,0 куб.м. твердых коммунальных отходов.

Представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за I-IV кварталы 2015 года, в которых отсутствуют вид отхода - «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (ФККО 4 71 101 01 52 1), хотя в журнале учета ртутьсодержащих отходов указано, что в 2015 году образовалось 37 ед. ламп. Отсутствуют сведения об образовании «Отходов (мусора) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий» (ФККО 7 37 100 02 72 5). Из-за отсутствии инвентаризации отходов производства и потребления, учета образования отходов, предприятием проводятся не достоверный расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Согласно Расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 г. образовалось 1,52 т. - мусора от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 73310001724; электрических ламп накаливания отработанных и брак (48241100525) - 0,0004 т.; отхода бумаги и картона от канцелярской деятельности делопроизводства (40512202605) - 0,03 т., при этом подтверждающих справок о передачи отходов сторонним организациям и пояснительных записок не было приложено к расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду. При плотности твердых бытовых отходов - 0,22т/куб.м., при передаче на городскую мусоросвалку за 2015 год 59,25 куб.м., всего образовалось в 2015 году от деятельности МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» 13,035т. Однако, в Расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, суммарный объем образования отходов в 2015 году составил 1,5504т. Из-за отсутствия инвентаризации отходов производства и потребления, учета образования отходов, предприятием проводятся не достоверный расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы: сведения об образовании, использовании. обезвреживания и размещении отходов производства и потребления, сведения об охране атмосферного воздуха МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» за 2015 год не представил в орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны окружающей среды.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» производил ежеквартально, плата за негативное воздействие внесена: 1 квартал 2014 года - 1870-39 рублей (п/п от 16.04.2014г.); 2 квартал 2014 года - 1870-39 рублей (п/п от 18.07.2014г.); 3 квартал 2014 года - 1870-39 рублей (п/п от 02.10.2014г.); 4 квартал 2014 года - 1870-39 рублей (п/п от 15.12.2014г.); 1 квартал 2015 года - 1966-92 рублей (п/п от 06.04.2015г.); 2 квартал 2015 года - 1966-92 рублей (п/п от 03.07.2015г.); 3 квартал 2015 года - 1966-92 рублей (п/п от 01.10.2015г.); 4 квартал 2015 года - 1966-92 рублей (п/п от 23.12.2015г.).

В ходе проведенной проверки и изучении представленных материалов и документов установлено следующее: не проведена инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую природную среду отсутствуют следующие виды отходов: «Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» (ФККО 73610001305), «Лампы ртутные, ртутно- кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (ФККО 4 71 101 01 52 1), «Отходов (мусора) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий» (ФККО 7 37 100 02 72 5); отсутствуют паспорта, подтверждающий класс опасности отхода; не предоставлена информация в области обращения с отходами за 2015 год в установленном порядке в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды; не ведётся учет образования отходов IV-V класса опасности; отсутствует проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.

Факт нарушения и виновность МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» в его совершении подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык»; распоряжением о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ/СТК-2016; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами к указанному протоколу; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Выявив факты нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильность выводов должностного лица подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» наказания.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» является бюджетной организацией, финансируемой за счет местного бюджета, назначенное данной организации административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №10 от 09 февраля 2016 года в отношении МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, подлежат изменению путем снижения назначенного МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №10 от 09 февраля 2016 года в отношении МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, изменить путем снижения назначенного МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» наказания в виде административного штрафа со 100 000 рублей до 50 000 рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №10 от 09 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу директора МАУ ДО «Ледовый дворец «Ирандык» Галиакберов Г.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: подпись Заманова З.Г.

Подлинник решения находится в деле №12-44/2016 Сибайского городского суда РБ.