ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/2016 от 29.03.2016 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

12-44/2016

РЕШЕНИЕ

г.Воркута

29 марта 2016 года

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Екимова Н.И., рассмотрев в г.Воркута по адресу ул.Яновского, д.4 (каб.21), с участием представителя НДОУ «Детский сад № 85 ОАО «РЖД»– ФИО1, жалобу представителя НДОУ «Детский сад № 85 ОАО «РЖД»– ФИО2 на постановление мирового судьи Тундрового судебного участка города Воркуты Республики Коми от 05 февраля 2016 года о назначении Негосударственному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №85 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» наказания по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 05.02.2016 НДОУ «Детский сад №85 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

В жалобе представитель НДОУ «Детский сад №85 ОАО «РЖД» не согласен с данным постановлением и просит его отменить, ссылаясь на незаконность п.1.1-1.4 предписания №026 ПП от 17.09.2015 об устранении выявленных нарушений.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, на рассмотрение дела не явилась, извещена надлежаще, имеется ходатайство начальника Управления по надзору и контролю в сфере образования о рассмотрении дела без участия представителей в связи с командировкой специалистов.

Выслушав объяснения представителя подателя жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что НДОУ «Детский сад №85 ОАО «РЖД» вменялось невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства при следующих обстоятельствах.

В срок до 14.12.2015 по адресу г.Воркута, пгт Елецкий, ул.Школьная, дом №8, НДОУ «Детский сад №85 ОАО «РЖД» не выполнило законное предписание Главного специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере образования Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми от 17.09.2015 №026 ПП об устранении выявленных нарушений:

1) в нарушение ст.65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в п.19 Устава НДОУ «Детский сад №85 ОАО «РЖД» предусмотрено право образовательной организации взимать плату за оказание образовательных услуг в пределах федеральных государственных требований (п.1.1 предписания);

2) в нарушение ст.5, ч.7 ст.28, ст.54, ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.26, 27, 37 Устава содержат положения, ограничивающие положения обучающихся на образование: неправомерно определены основания для отчисления воспитанников, основания для сохранения за воспитанником места в образовательной организации, процедура ежегодного подтверждения договора об образовании, его перезаключения (п.1.2 предписания);

3) в нарушение ст.26, 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе родительский комитет определен как коллегиальный орган управления образовательной организацией, однако не определена его компетенция как коллегиального органа управления; Уставом на родительский комитет возложены функции учредителя в части оказания посильной помощи в укреплении материальной базы, благоустройстве помещений, территории и детских игровых площадок (п.1.3 предписания);

4) в нарушение ч.21 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией не обеспечено ведение официального сайта в сети «Интернет».

Усмотрев в действиях образовательной организации состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования составил протокол об административном правонарушении и направил дело мировому судье.

Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, в связи с чем для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ мировому судье следовало проверить законность выданного предписания и привести в своем постановлении убедительные мотивы, по которым он пришел к выводу о его законности.

Вместе с тем в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела мировым судьей не была проверена законность предписания главного специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере образования от 17.09.2015, не истребован и не исследован Устав образовательной организации.

Содержание предписания административного органа предполагает указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Предписание административного органа должно быть исполнимым.

В соответствии с п.п.2 и 4 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

В свою очередь, надзорным органом не указано, каким образом статья 65 Закона об образовании соотносится с образовательным учреждением, которое не имеет статуса государственного или муниципального.

В отношении пункта 1.2 Предписания надзорным органом не указано, какие именно, по сравнению с предусмотренными законом основания для отчисления воспитанников (расторжения договора) включены неправомерно; в какой мере подтверждение или перезаключения договоров, основания, предусмотренные Уставом, для сохранения за воспитанником мест в образовательной организации снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании.

Кроме того, поскольку мировым судьей не был исследован Устав Учреждения, невозможно установить статус и полномочия родительского комитета, изложенные в нем.

Таким образом, материалы дела и имеющиеся по делу доказательства не свидетельствуют о безусловной виновности НДОУ «Детский сад № 85 ОАО «РЖД» в инкриминируемом ему административном правонарушении.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Обстоятельства, на основании которых вынесено постановление об административном правонарушении, не доказаны. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отмене оспариваемого постановления мирового судьи Тундрового судебного участка, поскольку обстоятельства, на основании которых оно вынесено, не доказаны.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что сроком исполнения предписания от 17.09.2015 установлено 14 декабря 2015 года.

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 15 декабря 2015 г. и истек 15 марта 2016 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи Тундрового судебного участка города Воркуты Республики Коми от 05 февраля 2016 года о назначении Негосударственному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №85 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» наказания по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ отменить, производство по делу административном правонарушении прекратить.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья