Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
<.....> 12 октября 2021 года
Судья Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) Федорова А.Н., при секретаре Даниловой Л.Г., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по РС(Я) от ../../.... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера Сунтарского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» ФИО2,
у с т а н о в и л:
:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по РС(Я) вынесено постановление № о признании главного инженера Сунтарского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой указывает на несогласие с постановлением, в обоснование указав, что он не согласен с протоколом об административном правонарушении № от ../../...., в связи с тем, что ссылка Управления о нарушении им ст. 25 и п. 2 ст. 28 Федерального закона от ../../.... № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не соответствует фактам и не доказана материалами дела. В соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ../../....№, пункт указанного перечня 0320 – Уголь и продукты переработки угля, исключен из перечня Постановлением Правительства РФ от ../../....№. Привлечение его как должностного лица за нарушение ст. 25 и п. 2 ст. 28 Федерального закона от ../../.... № 184-ФЗ «О техническом регулировании» незаконно и противоречит принципу презумпции невиновности. В связи с чем, просит отменить постановление № от ../../.....
В судебном заседании главный инженер Сунтарского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» ФИО2 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил отменить постановление и прекратить производство по делу.
Судья, выслушав пояснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: - сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; - размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; - захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; - ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; - ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; - захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Из протокола об административном правонарушении № от ../../.... и материалов дела следует, что гр. ФИО4 обратилась о несоблюдении Сунтарским филиалом ГУП «ЖКХ РС(Я)» требований по защите населения от воздействия вредных химических выбросов в атмосферный воздух при эксплуатации объекта – Квартальная котельная №<.....>. В Сунтарском филиале ГУП «ЖХК РС(Я)» деятельность по обращению с отходами осуществляется в виде накопления и транспортирования. Согласно рабочему проекту: «Реконструкция котельной № с оптимизацией котельных №№, 6, 10 переводом с нефти на местные бурые угли в <.....> улуса Республики Саха (Якутия)», при эксплуатации котельной № образуют 6 видов отходов: обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов 15 % и более) (91920401603), смет с территории предприятий малоопасный (73339001714), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724), золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная (61140002205), отходы при очистке котлов от накипи (61890101205), растительные отходы при уходе за газонами, цветниками (73130001205). Из информации ГУП «ЖКХ РС(Я)» и журналу учета образования движения отходов Сунтарского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» за 2020 год, отход «золошлаковая смесь от сжигания углей» отнесен к V классу опасности. На момент проверки у ГУП «ЖКХ РС(Я)» отсутствует технический регламент на использование отхода – золошлаковая смесь от сжигания углей и сертификат соответствия на сырье золошлаковая смесь от сжигания углей.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от ../../.... № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ../../.... № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
В силу ст. 20 Федерального закона от ../../.... № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 23 Федерального закона от ../../.... № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ../../.... № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Постановлением Правительства РФ от ../../....№ утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Между тем, Постановлением Правительства РФ от ../../....№ «раздел 0320 Уголь и продукты переработки угля» исключен из единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ../../....№, в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, вовсе отсутствует.
Признавая должностного лица – главного инженера Сунтарского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ должностное лицо исходил из исследованных по делу доказательств и указал о допущении главным инженером ФИО1 требований п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона от ../../.... № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25, п. 2 ст. 28 Федерального закона от ../../.... № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Вместе с тем такие выводы должностного лица не находят объективного подтверждения в материалах дела.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Таким образом, собранные доказательства не являются достаточными для обоснования вывода о наличии в действиях генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный сервис» ФИО5 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по РС(Я) от ../../.... подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление № главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Росприроднадзора по РС(Я) от ../../...., вынесенное в отношении должностного лица главного инженера Сунтарского филиала Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня его вручения.
Судья п/п А.Н. Федорова
Копия верна
Судья А.Н. Федорова