ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/2022 от 05.04.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

12-551/2021

Р Е Ш Е Н И Е

5 апреля 2022 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8

Судья Всеволожского городского суда <адрес>ФИО8, с участием защитника ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на постановление Ленинградского УФАС России о назначении административного наказания по делу .32.4-421/2021 от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.32.4-421/2021 от 07.04.2021должностное лицо администрации муниципального образования «Дубровское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО4 виновной по ч.6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 30000 рублей.

В жалобе на постановление лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО4, просит его отменить, дело об административном правонарушении прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку в полном объеме копии всех 20 страниц паспорта гражданина РФ, которые требуются для подтверждения действительности паспорта, представлено Дубинцом не было, то есть ее действия являются правомерными.

В судебном заседаниизащитник поддержала жалобу. ФИО4, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявил. Судья счел возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Судья, исследовав материалы дела в полном объеме,доводы жалобы, приходит к следующему.

Согласно ч.6 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС России поступила жалоба ФИО5 (далее - Заявитель) (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) на действия Организатора торгов - администрации муниципального образования «Дубровское городское поселение» муниципального образования Всеволожский муниципальный район <адрес> (далее - Администрация, Организатор торгов) при организации и проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1250 кв.м, с кадастровым номером-7:07:0801034:230, расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>, г.<адрес>, уч. (изв. от ДД.ММ.ГГГГ, лот ).

По мнению Заявителя, рассматриваемые торги проводились Организатором торгов с нарушениями требований Закона о защите конкуренции, в части необоснованного отказа в допуске к участию в электронном аукционе заявке ФИО5

Ознакомившись с доводами жалобы Заявителя, выслушав правовую позицию сторон, проанализировав представленные документы и информацию, Комиссия ФИО9 ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам. ДД.ММ.ГГГГ Организатором торгов на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru размещено извещение 190121/0116684/03 при организации и проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1250 кв.м, с кадастровым номером 47:07:0801034:230, расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>, г.<адрес>, уч. (изв. от ДД.ММ.ГГГГ, лот ).

Установлено, что информация о продаже земельных участков и заключении договоров аренды земельных участков размещается в соответствии с требованиями статей 39.11-39.13 и 39.18 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ).

Согласно части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В извещении о проведении торгов Организатором торгов установлено: «Для участия в аукционе претендент представляет Организатору торгов (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой Организатором торгов, с обязательным приложением копии паспорта, платежного поручения о внесении задатка и реквизиты счета для рублевых и валютных зачислений на карту №Х или расчетного счета».

Также установлено, что согласно части 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Установлено, что аукционная документация содержит, среди прочего, следующее: «Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: - представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации».

Установлено, что в извещении Организатором торгов установлено: «Определение участников аукциона с составлением протоколов производится ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>, г.<адрес>».

Из составленного ДД.ММ.ГГГГ протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе по извещению о проведении торгов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявка , поданная ФИО5, не допущена до участия в рассматриваемом аукционе в силу нарушения Заявителем требований пункта 1 части 8 статьи 9.12 Земельного кодекса РФ.

Представитель Организатора торгов пояснил, что согласно части 1 раздела 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее - Положение), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 раздела «Описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации» Положения бланк паспорта гражданина Российской Федерации (далее - паспорт гражданина РФ) имеет размер 88 х 125 мм, состоит из обложки, приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц, из них 14страниц имеют нумерацию в орнаментальном оформлении, продублированную в центре страницы в фоновой сетке.

Представитель Организатора торгов пояснил, что в соответствии с пунктом 23 части 3 ФИО10 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» копия документа - это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.

Представитель Организатора торгов также пояснил, что на основании указанных норм действующего законодательства аукционная комиссия пришла к выводу, что копия паспорта гражданина РФ ФИО5, представленная в составе заявки Заявителя, не содержит обложку паспорта гражданина РФ, следовательно, копия паспорта не является надлежащим образом представленной и не может быть принята аукционной комиссией в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, принимая решение об отклонении заявки ФИО5, Организатор торгов не учел следующего.

Исходя из положений пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ, требование о представлении копии паспорта установлено в целях возможности идентификации личности.

Заявка ФИО5 содержит копию паспорта со страницами: 02-19, позволяющую идентифицировать личность Заявителя (гр. ФИО5).

При этом, представленные ФИО5 сведения позволяют подтвердить его личность, поскольку для участия в аукционе представлены копии всех листов паспорта, удостоверяющих его личность.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что действия Администрации, выразившиеся в отказе в допуске заявке Заявителя к участию в аукционе, являются неправомерными, так как в заявке Заявителя представлена копия паспорта, согласно которой представляется возможность однозначно идентифицировать личность гр. ФИО5

Кроме того, из 3 заявок для участия в торгах, 2 из них были отклонены Организатором торгов именно по причине непредставления обложки паспорта.

Позиция Управления подтверждается судебной практикой, а именно, в рамках дела А66-17240/2017 Арбитражный суд <адрес> указывает: «Довод подателя жалобы о том, что представленная ФИО6 копия паспорта без первого и второго форзацев, а также без первой и последней страницы не может считаться документом, полностью воспроизводящим информацию подлинника документа и его внешние признаки, в связи с чем Комитет правомерно отклонил заявку лица, не представившего необходимые для участия в аукционе документы, суды оценили и отклонили.

Как правильно отметили суды, указанное в пункте 1 статьи 39.12 ЗК РФ требование о предоставлении копии паспорта установлено в целях идентификации личности. Представленные ФИО6 копии страниц 2 - 1 9паспорта в бесспорном порядке позволяют идентифицировать его личность, обложка паспорта никакого информационного характера о личности не содержит.

Таким образом, фактически для участия в аукционе ФИО6 представлены все необходимые документы, в том числе копия документа, удостоверяющего личность.

Учитывая изложенное, придя к правильному выводу о соответствии заявки ФИО6 всем предъявляемым к участникам аукциона требованиям, об отсутствии у Комитета оснований для ее отклонения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ, суды отказали в удовлетворении заявленных требований».

Таким образом, действия аукционной комиссии, выразившиеся в отказе в допуске заявке Заявителя к участию в аукционе, являются неправомерными, так как в заявке Заявителя представлена копия паспорта, согласно которой представляется возможность однозначно идентифицировать личность гр. ФИО5

Согласно части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии Администрации установлено нарушение требований части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

По информации, представленной Администрацией в материалы дела, постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении в новом составе комиссии для проведения аукционов по продаже земельных участков и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков» (далее - Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден следующий состав аукционной комиссии по рассмотрению заявок участников открытого аукциона с номером извещения 190121/0116684/03 от ДД.ММ.ГГГГ: «Председатель комиссии: глава администрации ФИО4

Заместитель председателя комиссии: главный специалист по общим вопросам ЖКХ, муниципальному имуществу, рынку и агропромышленному комплексу ФИО7

Члены комиссии: сотрудники администрации - ФИО1, ФИО2, ФИО3».

При этом, согласно постановлению Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия создана для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков. Комиссия в своей деятельности имеет право присутствовать на аукционах, составлять и подписывать протоколы, выбирать из своего состава аукциониста для проведения аукционов, осуществлять иные необходимые действия в рамках действующего законодательства».

При таких обстоятельствах, ФИО4, являясь председателем комиссии, неправомерно не допустив заявку ФИО5 к участию в торгах, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Таким образом с доводами жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО7 согласиться не представляется возможным.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Вместе с тем судья городского суда учитывает следующее.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу данной статьи оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая фактические обстоятельства дела то обстоятельство, что формально совершенное правонарушение не повлекло возникновение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в указанной сфере, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и не воспрепятствовало нормальной деятельности государства, судья городского суда приходит к выводу о квалификации правонарушения как малозначительного.

Данный подход соответствует позиции Европейского Суда по правам человека о справедливом равновесии между общим интересом и необходимостью защитить индивидуальные права в вопросе применения соразмерных санкций (Постановление ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Грифхорст (Grifhorst) против Франции").

В связи с вышеуказанным обжалованное постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению в связи малозначительностью.

С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.32.4-421/2021 от 07.04.2021в отношении ФИО4 по ч.6 ст. 7.32.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вынесения или получения его копии.

Судья: