Дело № 12-44/2022
RS0009-01-2022-000247-79
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 апреля 2022 года г. Воткинск
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Безушко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОВ ДПС ОГИБДД ММО МВД России «Воткинский» ФИО3№*** от <дата>, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ,
установил:
Постановлением инспектора ДПС ОВ ДПС ОГИБДД ММО МВД России «Воткинский» ФИО3 от <дата>ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
На вышеуказанное постановление ФИО1 подана жалоба. Жалоба мотивирована тем, что с данным постановлением не согласен, так как не совершал вменяемое административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.6 КоАП РФ. Считаю данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Сидел на снегоходе, который был не в движении, т.е. им не управлял в момент, когда подъехали сотрудники ДПС ОВДПС ОГИБДД МО МВД России «Воткинский», которые пояснили, что нарушает административное законодательство, а именно управляет снегоходом без защитного шлема, в связи с чем и было составлено постановление по ст. 12.6 КоАП РФ - управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах. В диспозиции ст. 12. 6 КоАП РФ законодатель четко указал, какими транспортными средствами необходимо управлять без мотошлема либо перевозить пассажиров без мотошлема или в незастегнутых шлемах. Данными транспортными средствами являются - мотоцикл или мопед, иные транспортные средства законодатель не указал, данный перечень транспортных средств исчерпывающий и среди него транспортного средства - снегоход нет. В правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 указано следующее. Мопед - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики. Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт. Анализируя указанные выше термины, понятно, что законодатель снегоход не приравнивает ни к мопеду, ни к мотоциклу. Кроме того, снегоход оборудован гусеницей, что относится к тракторному типу, но никак не к мотоциклетному. В ГОСТе Р 50944-2011 Национального стандарта РФ указано, что снегоход - это самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины закрытого типа или элементов, образующих каркас безопасности вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью лыжи (лыж), находящихся в контакте со снегом. В данном определении также не указано, что снегоход является мотоциклом или мопедом, а описание внешнего вида снегохода (мотоциклетная посадка и руль мотоциклетного типа) не дает права приравнивать транспортное средство снегоход к транспортному средству мотоцикл, так как это два разных самостоятельных транспортных средства у которых по типу лишь схоже рулевое управление и посадка. В ст. 1.5 КоАП РФ указано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Под составом административного правонарушения понимается совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Отсутствие хотя бы одного из данных признаков (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) не может характеризовать деяние как административное правонарушение. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ выражается в следующем: управление мотоциклом или мопедом без мотошлема; перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах. Как указано выше, ФИО1 не управлял ни мотоциклом, ни мопедом, а управлял снегоходом, при этом действительно находился без мотошлема. Законодательно не закреплено, что имеется необходимость в защитном шлеме при управлении снегоходом, административная ответственность за отсутствие защитного шлема при управлении снегоходом не предусмотрена. Учитывая указанные выше обстоятельства, в действиях ФИО1 отсутствует объективная сторона правонарушения, следовательно, в моих действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ (Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении) - производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ, просит постановление по делу об административном правонарушении №*** от <дата> в отношении ФИО1 отменить как незаконное и необоснованное. Дело прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не явился, хотя о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Жалоба рассмотрена в отсутствии заявителя.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО3 в судебное заседание не явился, хотя о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Жалоба рассмотрена в отсутствии должностного лица.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Как указывается в ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу требований ст. 12.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 12.6 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства: <дата> в 13 часов 40 минут на УР, <*****> водитель ФИО1 в нарушение пункта 2.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), управлял транспортным средством снегоходом <***> г.р.з. №*** без мотошлема.
Между тем, объективную сторону данного состава административного правонарушения образуют действия по управлению мотоциклом или мопедом без мотошлема.
В соответствии с п. 2.1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.
В соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения РФ, "мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Под мопедом понимается двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики
В соответствии с ГОСТом 34066-2017 "Межгосударственный стандарт. Снегоходы. Технические требования и методы испытаний", введенным в действие Приказом Росстандарта от 27.07.2017 N 750-ст, снегоход - самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины закрытого типа или элементов, образующих каркас безопасности вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью лыж (лыжи), находящихся в контакте со снегом.
Таким образом, обязанность использования мотошлема при движении транспортного средства налагается правилами дорожного движения РФ (п. 2.1.2) на водителей и пассажиров мотоциклов, и транспортных средств, которые к ним приравниваются: трициклов, квадроциклов с мотоциклетной посадкой. Снегоход не является мотоциклом в понятии ПДД РФ, а является самоходной машиной, предназначенной для внедорожного использования, поэтому требования ПДД РФ, обязывающие использовать мотошлем, к водителям и пассажирам снегохода не относятся.
Кроме того, снегоход <***> которым управлял <дата>ФИО1, под указанные выше понятия не подпадает, поскольку является гусеничным (а не колесным) транспортным средством, обеспечивающим перевозку людей и грузов по снежному бездорожью. По этой причине утверждения должностного лица о том, что ФИО1 своими действиями нарушил требования п. 2.1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, являются несостоятельными.
Указанная норма права, возлагающая обязанность по использованию мотошлемов, на лиц, управляющими снегоходами, не распространяется, а технические характеристики не позволяют отнеси снегоход к категории мотоциклов или мопедов, более того, в материалы дела таковые не представлены.
Таким образом, в действиях ФИО4 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 12.6 КоАП РФ
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ, существо которого изложено в постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном <дата> должностным лицом ГИБДД не доказана, состава правонарушения не установлено, судья, руководствуясь конституционными принципами презумпции невиновности и толкования всех сомнений в пользу правонарушителя, учитывая установленные обстоятельства, приходит к выводу, что вынесенное в отношении ФИО1 постановление должностного лица ГИБДД от <дата> подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление инспектора ДПС ОВ ДПС ОГИБДД ММО МВД России «Воткинский» ФИО3№*** от <дата>, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ, отменить. Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через судью Воткинского районного суда Удмуртской Республики, которым вынесено решение по делу в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.М. Безушко