ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/2022 от 14.09.2022 Новоселовского районного суда (Красноярский край)

дело №12-44/2022

УИД 24RS0039-01-2022-000268-22

Р Е Ш Е Н И Е

14 сентября 2022 года судья Новоселовского районного суда Красноярского края Горбачева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Новоселовского района Красноярского края на постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 от 05.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 от 05.07.2022 администрация Новоселовского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, глава района ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от 05.07.2022 , вынесенное заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что п.10 Правил пожарной безопасности в лесах срок исполнения обязанности не установлен. Сроком исполнения обязанности может считаться период установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова либо срок, установленный в предписании должностных лиц. Нарушение администрацией Новоселовского района, выявленное в мае 2022 года, не может считаться оконченным правонарушением, предусмотренным ст.8.32 КоАП РФ, поскольку срок исполнения обязанности, предусмотренной п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, не истек. Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05.04.2022 №86-758-ол объявлен пожароопасный сезон с 06.04.2022 «в связи с частичным сходом снежного покрова», то есть на момент вынесения приказа снежный покров в лесах не сошел, следовательно, не наступили обстоятельства для выполнения п.10 Правил пожарной безопасности. На земельном участке с кадастровым номером в 2021 году были проведены мероприятия по скосу и уборке травы. Должностное лицо при вынесении решения ссылается на недействующий нормативный акт: Постановление правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме». 17.06.2022 государственному инспектору, ведущему административное расследование, заявлено ходатайство об опросе лиц, которые могут подтвердить факт скоса травы и о проведении дополнительного осмотра места административного правонарушения. Данное ходатайство не удовлетворено, с определением об отказе в удовлетворении ходатайства представитель администрации Новоселовского района не ознакомлен. 30.06.2022 представителем администрации должностному лицу было заявлено ходатайство в письменной форме, которое не удовлетворено. С определением об отказе в удовлетворении ходатайства представитель администрации Новоселовского района не ознакомлен. Учитывая вышеуказанное, постановление подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В судебном заседании представитель администрации Новоселовского района ФИО3 (доверенность от 12.01.2022) жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. Также пояснил, что траву выкашивали в прошлом году ближе к осени – в августе, а в 2022 году не успели. Когда был объявлен пожароопасный сезон – 06.04.2022, местами был снег. С момента схода снежного покрова не успели обеспечить очистку от сухой травянистой растительности.

Представитель КГКУ «Лесная орана» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия их представителя.

Выслушав представителя администрации Новоселовского района Красноярского края, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

В силу п.10 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Из буквального содержания данной нормы следует, что соответствующая обязанность возлагается на лиц владеющих, пользующиеся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, которыми могут быть, в том числе, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11.50 часов лесничим Анашенского участкового лесничества обнаружен низовой, беглый, средней интенсивности лесной пожар на площади 1 га, произошедший в 2,2 км от населенного пункта Куллог, азимут , от Новоселовской ЛПС – 20 км, на территории государственного лесного фонда в квартале выделе Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский), КГБУ «Новоселовское лесничество», который ликвидирован 05.05.2022 в 20.00 часов в квартале , выделах № Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский), КГБУ «Новоселовское лесничество» на площади 12 га.

Причиной пожара явился переход огня с земель иных категорий. Земельный участок, с которого огонь перешел в лесной фонд, находится между выделами №№ квартала Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский) КГБУ «Новоселовское лесничество». На указанном земельном участке горела сухая травянистая растительность прошлого года, видны её обугленные остатки.

Беспрепятственному переходу огня в лесной фонд послужила неочистка прилегающей к лесу территории земельного участка от сухой травянистой растительности и других горючих материалов, а также отсутствие других противопожарных барьеров, в частности отделения земельного участка от леса противопожарной минерализованной полосой. Преобладающая произрастающая порода на участке лесного фонда пройденного огнем представлена березой. Нагар на стволах деревьев, со стороны земельного участка до 1 м.

Согласно Приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05.04.2022 N 86-758-од "Об определении начала пожароопасного сезона в 2022 году на территории Абанского, Ачинского, Балахтинского, Боготольского, Большемуртинского, Большеулуйского, Верхнеманского, Даурского, Дзержинского, Долгомостовского, Емельяновского, Иланского, Ирбейского, Казачинского, Канского, Козульского, Красноярского, Маганского, Манского, Мининского, Назаровского, Новоселовского, Пировского, Пойменского, Рыбинского, Саянского, Сухобузимского, Таежинского, Тинского, Тюхтетского, Ужурского, Усольского, Уярского, Шарыповского лесничеств", в связи с частичным сходом снежного покрова на территории Новоселовского лесничества определен пожароопасный сезон с 06.04.2022.

Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты, земельный участок, расположенный между выделами № квартала Подтаежного участкового лесничества (совхоз Анашенский) КГБУ «Новоселовское лесничество», имеет кадастровый (л.д.40).

Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу:, площадью 2868670+/-1185,6 относится к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и на праве собственности принадлежит муниципальному образованию - Новоселовский район (л.д.62-69).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Новоселовского района Красноярского края к административной ответственности: постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 от 05.07.2022 администрация Новоселовского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей (л.д.17-20).

В подтверждение доводов о виновности администрации Новоселовского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, а именно п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, должностное лицо ссылалось на следующие доказательства: акт натурного осмотра лесного участка от 05.05.2022 ; схему к акту натурного осмотра лесного участка от 05.05.2022 ; фототаблицу к акту натурного осмотра лесного участка от 05.05.2022 ; объяснение руководителя Новоселовской ПХС ФИО5 от 11.05.2022; объяснение тракториста Новоселовской ПХС ФИО6 от 11.05.2022; акт о лесном пожаре от 06.05.2022; выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 27.05.2022 №КУВИ-; информацию администрации Новоселовского района от 17.06.2022 ; протокол об административном правонарушении от 17.06.2022 .

05.07.2022 заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» юридическому лицу - администрации Новоселовского района Красноярского края было внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства: не допускать нарушений требований Правил пожарной безопасности в лесах; усилить контроль за соблюдением в текущей деятельности предприятия требований лесного законодательства (л.д.15).

Каких-либо доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат, что свидетельствует о виновности администрации в совершении вменяемого правонарушения.

Оценка представленных в дело доказательств с точки зрения соответствия их требованиям закона и достаточности для установления вины администрации в совершении инкриминируемого правонарушения, изложена в обжалуемом постановлении, содержащиеся в нем выводы сомнения не вызывают.

Довод заявителя о том, что срок исполнения обязанности, предусмотренный п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, не истек, так как на момент вынесения приказа снежный покров не сошел, следовательно, не наступили обстоятельства выполнения п.10 Правил, основаны на неверном толковании закона.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров.

В силу ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

В соответствии с ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ, меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

На основании изложенного, в целях предупреждения лесных пожаров, уже при частичном сходе снежного покрова, администрация Новоселовского района должна была принять меры пожарной безопасности, то есть до наступления пожароопасного периода, который согласно Приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05.04.2022 N 86-758-од определен с 06.04.2022.

Доводы заявителя о том, что на земельном участке с кадастровым номером в 2021 году были проведены мероприятия по скосу и уборке травы являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Кроме того, согласно объяснению представителя администрации, данному в судебном заседании, траву они выкашивали в прошлом году ближе к осени – в августе, а в 2022 году с момента схода снежного покрова они не успели обеспечить очистку от сухой травянистой растительности.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом не удовлетворены ходатайства: об опросе лиц, которые могут подтвердить факт скоса травы и о проведении дополнительного осмотра места административного правонарушения, и о прекращении производства по делу, а также, что с определениями об отказе в удовлетворении данных ходатайств представитель администрации не ознакомлен, также не влечет отмену постановления должностного лица, поскольку по смыслу части 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, заявленного лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). В данном случае, принимая во внимание наличие письменных доказательств, подтверждающих вину администрации Новоселовского района Красноярского края в совершении административного правонарушения, такой необходимости должностным лицом не усмотрено.

Отсутствие отдельного процессуального документа - определения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу об административном правонарушении при вынесении мотивированного постановления о назначении административного наказания, не свидетельствует о существенном нарушении требований КоАП РФ, влекущем отмену принятого решения.

Также заявитель в жалобе ссылается, что должностное лицо при вынесении решения ссылается на недействующий нормативный акт: Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, вместо указанного постановления, были утверждены новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п.74 которых содержит идентичные требования, а именно: на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.

Таким образом, ссылка должностного лица при вынесении постановления на недействующий нормативный акт – Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", утратившего силу с 01 января 2021 года не влечет отмену постановления должностного лица административного органа.

Вина администрации Новоселовского района Красноярского края в совершенном правонарушении выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, какого-либо ограничения прав администрации Новоселовского района Красноярского края не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, так как в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ составляет 1 год.

Действия администрации Новоселовского района Красноярского края квалифицированы правильно. Наказание назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 от 05.07.2022 не имеется, жалоба администрации Новоселовского района удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 от 05.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении администрации Новоселовского района Красноярского края – оставить без изменения, а жалобу администрации Новоселовского района Красноярского края - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд Красноярского края в течение 10 дней со дня его вынесения или вручения копии решения.

Судья Е.В. Горбачева