ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-44/2022640004-01-2022-000466-89 от 15.03.2022 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-44/2022 64RS0004-01-2022-000466-89

РЕШЕНИЕ

15 марта 2022 года город Балаково Саратовской области

Судья Балаковского районного суда Саратовской области Ефремова Т.С.,

при секретаре судебного заседания Хижниковой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Илюшина С. А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Саратовской и Пензенской областям Яшиной Л. К. от 14 января 2022 года № 1-872/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении инженера по охране окружающей среды службы охраны труда и производственного контроля (далее - СОТиПК) филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Саратовская гидроэлектростанция» (далее - ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС») Илюшина С. А.,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Яшиной Л.К. от 14 января 2022 года № 1-872/2021 инженер по охране окружающей среды СОТиПК филиала ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» Илюшин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в районный суд, Илюшин С.А. просил постановление должностного лица отменить как незаконное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывал, что согласно пункту 1 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 изменения в программу вносятся в случае, если произошло изменение технологических процессов, которые привели к изменению объемов сбросов загрязняющих веществ более чем на 10 %. Вместе с тем в результате прекращения сброса сточных вод через водовыпуск № 4 объемы сточных вод изменились (уменьшились) в пределах 0,1 %. При этом технологические процессы на Саратовской ГЭС связаны с производством (выработкой) электроэнергии, которые не влияют на сбросы сточных (ливневых и талых) вод и не могут привести к указанным в пункте 1 названного Приказа изменениям. Законным основанием для осуществления сброса сточных вод в поверхностные водные объекты является получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод с регистрацией в государственном водном реестре. Основанием для ликвидации водовыпуска № 4 является решение о прекращении действия ранее выданного решения, зарегистрированное в государственном водном реестре
18 ноября 2021 года за № 64-11.01.00.022-Х-РСБТ-2019-03771/01. Следовательно, срок для внесения необходимых изменений в программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК) исчисляется не с 15 апреля 2021 года,
а с 19 ноября 2021 года и на период проведения проверки установленный для внесения изменений в программу ПЭК срок 60 рабочих дней не истек. Кроме того, статья 8.5 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень нарушений, предусматривающий административную ответственность, среди которых нарушение, связанное с несвоевременным внесением изменений в программу ПЭК не поименовано. В данном перечне указано на сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение о полной и достоверной информации о о данных полученных при осуществлении производственного экологического контроля. Отчетные сведения по программе ПЭК оформляются один раз в год в виде отчета об организации и осуществлении ПЭК и направляются в надзорный орган в срок
до 25 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, отчетные сведения по программе ПЭК филиала за отчетный период 2021 года будут представлены в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям в срок до 25 марта 2022 года.

В письменных возражениях представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Морозова М.В. полагала жалобу Илюшина С.А. не подлежащей удовлетворению. Указывала, что в содержании Программы ПЭК филиала ПАО «РусГидро» - Саратовская ГЭС»,
не отражены изменения, связанные с ликвидацией водовыпуска № 4, что не отвечает целям осуществления производственного экологического контроля. Соответствующие изменения в установленные Приказом Минприроды России
от 28 февраля 2018 года № 74 порядке и срок в Программу ПЭК не внесены. При этом доводы Илюшина С.А. о том, что срок внесения изменений необходимо исчислять
не с 15 апреля 2021 года, а с 19 ноября 2021 года, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку в соответствии с актом приемки выполненных работ по ликвидации водовыпуска № 4 от 15 апреля 2021 года проведение работ по монтажу заглушки выдовыпуска № 4 проведены 15 апреля 2021 года, что свидетельствует об изменении технологического процесса в деятельности филиала с 15 апреля 2021 года.

В судебном заседании Илюшин С.А. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дал аналогичные объяснения.

Должностное лицо государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Яшина Л.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении.

Выслушав объяснения участника процесса, проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, в том числе административный материал, представленный Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, в полном объеме в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.

В силу статьи 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 67 Закона № 67-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно пункту 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, согласно пункту 1 которых программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10 %, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу
в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение
60 рабочих дней со дня указанных изменений.

Материалами дела установлено, что на основании решения от 02 декабря
2021 года № 1376-ОД в период с 09 декабря 2021 года по 22 декабря 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям проведена плановая выездная проверка в отношении объекта негативного воздействия - филиала ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС», категория объекта III, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково, Саратовская ГЭС, основным направлением деятельности которого является производство электроэнергии гидроэлектростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций.

В ходе проведения проверки филиал ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» представил утвержденную программу ПЭК 2020 года, согласно разделу 3 которой сброс сточных и дренажных вод осуществляется по трем стационарным водовыпускам; Волгоградское водохранилище на реке Волга на 1 129 км от устья реки Волга: от плотины до водовыпуска № 2 - 50 м; до водовыпуска № 54 - 3 700 м; водовыпуск № 4 - в нижний, сухой откос плотины.

Проверкой установлено, что в целях прекращения сброса сточных вод в поверхностный водный объект 15 апреля 2021 года были проведены работы по перекрытию трубопровода, отводящего сточные воды поверхностного стока правого берега из камеры колодца очистных сооружений водовыпуска № 4 и прекращения выпуска сточных вод в нижний бьеф - Волгоградское водохранилище, что подтверждается актом о ликвидации водовыпуска № 4 от 15 апреля 2021 года, решением о прекращении действия зарегистрированного в государственном
водном реестре решения о предоставлении водного объекта в пользование
№ 64-11.01.00.022-Х-РСБХ-Т-2019-03771/22 (дата регистрации 10 сентября 2019 года) от 18 ноября 2021 года и решением о предоставлении водного объекта в пользование № 64-11.01.00.022-Х-РСБХ-Т-2021-04556/00 от 18 ноября 2021 года.

Из акта приемки выполненных работ по ликвидации водовыпуска № 4
от 15 апреля 2021 года следует, что сотрудниками филиала зафиксирован факт монтажа фланцевой заглушки на водоотводящей трубе диаметром 329 мм, в результате которого камера колодца стала герметичной, отток воды из камеры колодца очистных сооружений прекратился. Ливневые и талые сточные воды собираются по мере накопления и передаются по договору № 1300-113-2021 на оказание услуг строительной дорожной техникой от 22 апреля 2021 года, заключенному между ПАО «РусГидро» и муниципальным бюджетным специализированным похоронным учреждением муниципального образования
город Балаково «Комбинат благоустройства».

Вместе с тем программа ПЭК в установленный срок (60 рабочих дней) изменена не была и не соответствует фактическому состоянию объекта, а также не актуализированы сведения в разделе «Выпуски и сбросы сточных вод», не исключен «Выпуск поверхностных талых и ливневых вод в Волгоградское водохранилище» с координатами 47.755557, 52.0518638 и фактическим объемом сброшенных
сточных вод в пределах нормативов 12 248 куб.м/год, который ликвидирован
в апреле 2021 года.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления
24 декабря 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Яшиной Л.М. в отношении должностного лица - инженера по охране окружающей среды СОТиПК филиала ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» Илюшина С.А. (с учетом исполнения им должностных обязанностей по должностной инструкции от 15 апреля, приказа о переводе работника на другую работу
от 03 апреля 2021 года № 15/ЛС) протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, и привлечения его 14 января 2022 года к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения.

При этом должностное лицо административного органа исходило из того, что факт совершения Илюшиным С.А. административного правонарушения и его вина подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела.

С таким выводом должностного лица согласиться нельзя ввиду следующего.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Как указывалось выше, согласно пункту 1 названных Требований к содержанию программы производственного экологического контроля изменения в программу ПЭК должны быть внесены в случае изменения технологических процессов, которые привели к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также к изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10 %.

Привлекая инженера по охране окружающей среды СОТиПК филиала
ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» Илюшина С.А. к административной ответственности, должностное лицо Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям пришло к выводу, что в результате ликвидации выдовыпуска № 4 произошло изменение технологических процессов, которое привело к изменению номенклатуры образующих отходов, к изменению объемов сбросов загрязняющих веществ в водный объект, при этом в нарушение приведенных выше положений действующего законодательства программа ПЭК в установленный срок 60 рабочих дней изменена не была, а также не актуализированы сведения в разделе «Выпуски и сбросы сточных вод», не исключен «Выпуск поверхностных талых и ливневых вод в Волгоградское водохранилище», который ликвидирован в апреле 2021 года.

Вместе с тем указанные обстоятельства должностным лицом административного органа лишь приведены и изложены в соответствии с пунктом 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №, однако их оценка должным образом не произведена.

Так, должностным лицом не установлено, какие технологические процессы юридического лица были изменены в результате ликвидации выдовыпуска № 4, учитывая, что основным направлением деятельности филиала ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» является производство электроэнергии гидроэлектростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций, а также, принимая во внимание то обстоятельство, что через водовыпуск № 4 в Волгоградское водохранилище сбрасывались поверхностные ливневые и талые сточные воды.

При рассмотрении дела должностным лицом не выяснено, каким образом при ликвидации выдовыпуска № 4 изменилась номенклатура образующих отходов и на сколько % при этом изменился объем сбросов загрязняющих веществ в водный объект. Между тем в соответствии с представленным инженером по охране окружающей среды СОТиПК филиала ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» Илюшиным С.А. в судебном заседании расчету объем сброса сточных вод водовыпуска № 4 к общему объему сбросов составил 0,11 %.

В соответствии с пунктом 5 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом
Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74, раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать, в том числе сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.

Вместе с тем должностным лицом при рассмотрении дела не дано оценки тому обстоятельству, что решение о прекращении действия ранее выданного решения о предоставлении водного объекта в пользование и решением о предоставлении водного объекта в пользование № 64-11.01.00.022-Х-РСБХ-Т-2021-04556/00 приняты Нижнее-Волжским бассейновым водным управлением Федарального агентства водных ресурсов 18 ноября 2021 года.

Также, указывая на выявленное при проведении проверки филиала
ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» нарушение, выразившееся в том, что должностным лицом Илюшиным С.А. не актуализированы сведения в разделе «Выпуски и сбросы сточных вод», не исключен «Выпуск поверхностных талых и ливневых вод в Волгоградское водохранилище», который ликвидирован в апреле 2021 года, должностное лицо административного органа не указало, в каком документе не внесены указанные изменения, соответствующий документ в материалы дела не представлен, учитывая, что в программе ПЭК раздел «Выпуски и сбросы сточных вод» отсутствует.

Изложенные выше обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае невыяснение данных обстоятельств повлечет нарушение предусмотренных процессуальным законом требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.

Кроме того, в силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вменяя совершение административного правонарушения инженеру по охране окружающей среды СОТиПК Илюшина С.А. как должностного лица филиала
ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС», государственный инспектор Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Яшина Л.К. сослалась на исполнение Илюшиным С.А. должностных обязанностей по должностной инструкции от 15 апреля и на приказ о переводе работника на другую работу от 03 апреля 2021 года № 15/ЛС. Вместе с тем документов, подтверждающих указанные обстоятельства, в материалах дела Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, не имеется.

Таким образом, должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям не были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства данного дела.

Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении инженера по охране окружающей среды СОТиПК филиала ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» Илюшина С.А., законным и обоснованным, поскольку такое разрешение дела не отвечает задачам производства по делам об административном правонарушениям, установленным статьей 24.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таком положении, принимая во внимание, что должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, учитывая, что предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения инженера по охране окружающей среды СОТиПК филиала ПАО «РусГидро» - «Саратовская ГЭС» Илюшина С.А.
к административной ответственности за совершение вменяемого ему административного правонарушения не истек, полагаю необходимым отменить состоявшееся по делу постановление и возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, - государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Яшиной Л.К.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям Яшиной Л. К. от 14 января 2022 года № 1-872/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении инженера по охране окружающей среды службы охраны труда и производственного контроля филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» - «Саратовская гидроэлектростанция» Илюшина С. А. отменить

Настоящее дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям Яшиной Л. К..

Решение судьи может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Т.С. Ефремова