Дело № 12-450/2013
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2013 г. г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.А.,
при секретаре Баклановой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу БУК Омской области «Омский государственный музыкальный театр» на постановление мирового судьи судебного участка № 87 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 г., которым постановлено: «Признать Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омский государственный музыкальный театр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. …»,.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 87 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 г. БУКОО «Омский государственный музыкальный театр», расположенное по адресу: <адрес>, признано виновным в том, что в ходе проведения Отделом надзорной деятельности ЦАО г. Омска 12.08.2013 г. в 12.00 час. внеплановой проверки в помещениях БУКОО «Омский государственный музыкальный театр» по адресу: <адрес>, установлен факт нарушения требований законодательства в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, а именно: не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - на момент проверки резерв материальных ресурсов не укомплектован в полном объеме, не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Не согласившись с данным постановлением БУКОО «Омский государственный музыкальный театр» обратилось в районный суд с апелляционной жалобой в которой указал, что вина учреждения в совершении административного правонарушения отсутствует, так как создание как материального, так и финансового резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций требуют значительных финансовых зaтрат. БУК «Омский государственный музыкальный театр» не располагает денежными средствами в количестве дocтаточном для создания в полном объеме как материального, так и финансового резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Учреждением было направлено письмо в адрес Министерства культуры Омской области как учредителю учреждения о выделении дополнительных бюджeтных ассигнований, необходимых для создания вышеуказанных резервов. Ответом на данное обращение был отказ с предложением направить на данные нужды средства, полученные учреждением от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
При этом резерв материальных ресурсов в учреждении создан и продолжает доукомплектовываться и обновляться по мере поступления денежных средств.
Учреждение в соответствии с Уставом, является некоммерческой организацией, финансируемой за счет cpeдств областного бюджета, Учредителем Учреждения является Омская область, функции Учредителя от имени Омской облacти осущecтвляют: Миниcтepcтвo культуры Омской облacти как отpacлевой орган исполнительной влacти Омской облacти и Миниcтepcтвo имущественных отношений Омской области как орган исполнительной влacти Омской области в сфере управления coбcтвенностью Омской области. Также, в cooтвeтствии с Уставом, Учреждение имеет право оказывать платные уcлyги и осуществлять иную, приносящую доходы деятельность в cooтвeтствии с законодaтeльcтвом, уставом Учреждения.
Во исполнение целей, указанных в Уставе, театр осущecтвляет создание и показ спектаклей, организацию гacтpoлей, концepтoв и дрyгих мероприятий художественно-творческого характера.
Доходы, получаемые от платных услуг и иной приносящей доход деятeльности, расходуются на постановки спектaклей, выплату заработной платы paбoтникaм тeaтpa, выплату вознаграждений авторам, режиссерам и другим лицам, приглашаемым для постановки спектаклей. Так как в тeaтpe работает много apтистов, которые приезжают из дрyгих городов, для создания хороших условий работы, тeaтр осущecтвляет аренду жилой площади (47) квapтир, оплата которой осущecтвляется в малой доле из средств бюджета, оставшиеся суммы арендных платежей осущecтвляются из внебюджетных средств тeатра.
Так же из вне6юджегных средств тeaтp осущecтвляет oплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работы и услуги по содержанию имущества тeaтpa и иные работы и уcлyги тeaтpa.
Таким образом, БУК «Омский государственный музыкальный тeaтp» не может осуществить создание резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и создание резерва материальных ресурсов в полном объеме только за счет собcтвенных cpeдств.
БУК «Омский государственный музыкальный тeaтp» осущecтвляет свою деятельность в cooтвeтcтвии финансовыми документaми, предусматривающими cтатьи расходов учреждения на текущий год и yчреждаемыми Министерством культуры Омской облacти. Тем самым, не целевое использование бюджетных денежных средств не допустимо, в противном случае, учреждение полежит административной oтвeтственности по ч. 1. ст. 15.14 КоАП РФ. В финансовых документах на 2013 год, не содержится статей расходов, предусматривающих финансирование денежных обязaтельств учреждения по гражданской обороне и ликвидации ЧС.
Аналогичным образом o6cтoят дела с денежными средcтвaми, полученными учреждением от платных услуг и иной приносящей доход деятельнocти - данные денежные средства сдаются театром в департамент казначейского исполнения бюджета Министерства финансов Омской области и используются театром только с согласия Миниcтepcтвa культуры Омской области на цепи, предусмотpeнные финансовым документом на очередной год.
В мaтeриалах дела отсyтствуют какие-либо докaзaтeльства, свидетельствующие о финансовой возможности учреждения исполнить требования законодaтeльcтвa в сфере зaщиты от чрезвычайных ситуаций, а именно по созданию резерва мaтeриального ресурса для ликвидации чрезвычайных ситуаций в полном объеме и созданию резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основанием для привлечения БУК «Омский государственный музыкальный тeатр» к админиcтpaтивной ответственности является лишь факт невыполнения требований законодaтeльcтвa в сфере защиты от ЧС, а именно: не укомплектован в полном объеме резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС, не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признaeтcя виновным в совершении админиcтpaтивного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушения которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена админиcтpaтивная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Но согласно всему вышеперечисленному, учреждением неоднократно предпринимались необходимые меры по соблюдению норм законодательства в сфере гражданской обороны и защиты от ЧС.
Просили отменить постановление мирового судьи судебного участка N 87 ЦАО г. Омска в отношении БУКОО «Омский государственный музыкальный театр» от 30 сентября 2013 года, прекратив производство по делу.
В судебном заседании защитник Учреждения Волкотруб. М.В., действующая по доверенности (л.д.83), поддержала доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе на постановление по основаниям, изложенным в ней, указав также, что учреждение принимает все возможные меры для устранения нарушений в области гражданской обороны, продолжает писать письма в Министерство культуры Омской области по вопросу финансирования данных расходов, подало заявку на следующий 2014 г. финансовый год. Надеются что вопрос будет разрешен. Однако до настоящего времени резерв финансовых ресурсов не создан вообще, резерв материальных ресурсов не доукомплектован.
Защитник Учреждения ФИО1, действующий по доверенности (л.д.84), также поддержал изложенное в апелляционной жалобе на постановление мирового судьи, а также позицию прежнего доверителя.
Должностное лицо ОНД ЦАО г. Омска, составившее протокол по делу об административном правонарушении - заместитель начальника отдела - заместитель главного государственного инспектора ЦАО г. Омска по пожарному надзору ФИО2, с доводами апелляционной жалобы и защитников юридического лица в ходе ее рассмотрения, не согласился, просил оставить без изменения постановление мирового судьи, находя его законным и обоснованным, указав также, что поскольку законодательно минимальный объем финансовых ресурсов не установлен, юридическое лицо может создать его для начала даже в сумме 10 000 руб., что им так и не сделано и даже нет попыток создать этот резерв.
Выслушав участников административного производства, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного приказом МЧС РФ от 26.06.2012 № 359,определено, что предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении любых организаций независимо от количества работников. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяются.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями), согласно пункту «ж» которой, организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями и дополнениями)утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Согласно пункту 20 названного положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Омский государственный музыкальный театр открыт в 1947 году. Учреждение создано на неопределенный срок, место его нахождения: <адрес>.
В соответствии с уставом учреждения, оно является некоммерческой организацией, созданной Омской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий отраслевого органа (Министерство культуры Омской области - учредитель) (л.д.32).
Для достижения целей, указанных в п. 2.1 Устава, Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе: создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, шоу-представлений, детских новогодних представлений; предоставление сцен-площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, творческих коллективов исполнителей. Помимо основных видов деятельности Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе, приносящие доходы, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, указанных в пункте 2.1 Устава.
Приказом директора БУКОО «Омский государственный музыкальный театр» № 178 от 14.11.2012 г. создано объектовое звено территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в БУК «Омский государственный музыкальный театр» (л.д.13).
Из постановления мирового судьи следует, что 07.09.2012 в 16часов 00 минут в ходе проведения Отделом надзорной деятельности ЦАО г. Омска 12.08.2013 г. в 12.00 час. внеплановой проверки в помещениях БУКОО «Омский государственный музыкальный театр» по адресу: <адрес>, установлен факт нарушения требований законодательства в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, а именно: не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - на момент проверки резерв материальных ресурсов не укомплектован в полном объеме, не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (л.д.60).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, мировым судьей, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требование действующего законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выводы, изложенные в постановлении о назначении БУКОО «Омский государственный музыкальный театр» административного наказания, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, сделаны мировым судьей на основании всестороннего полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, а, именно:
-протокола № 17 об административном правонарушении, составленного 12.08.2013 г., составленного заместителем начальника территориального отдела надзорной деятельности ЦАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по омской области (л.д. 2);
-копии акта проверки от 12.08.2013 (л.д.4), из которой следует, что проверка проводилась в отношении БУК ОО «Омский государственный музыкальный театр», при проведении проверки присутствовал начальник штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций БУК ОО «Омский государственный музыкальный театр» -ФИО1;
Кроме перечисленных доказательств, вина Учреждения также подтверждается копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 25.06.2013 № 38/ЧС, из которой следует, что проверка проводится с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок ГУ МЧС России по Омской области на 2013 год. К проведению проверки приступить 19.07.2013, проверку окончить не позднее 15.08.2013 г. В процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: анализ документов в период с 19.07.2013 г. по 15.08.2013 г.; визуальный осмотр объекта надзора в период с 19.07.2013 г. по 15.08.2013 г.; проверка готовности сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций с 19.907.29013 г. по 15.08.2013 г. С копией распоряжения ознакомлен законный представитель Учреждения - директор Учреждения ФИО3
Как установлено при рассмотрении жалобы судом апелляционной инстанции, срок окончания проверки определен распоряжением о проведении проверки, которое было получено представителем юридического лица, представитель юридического лица в ходе проверки присутствовал, с копией акта проверки директор Учреждения был ознакомлен 12.08.2013 г., в связи с чем, суд считает, что нарушений прав юридического лица при проведении административным органом проверки допущено не было.
Также в ходе рассмотрения апелляционной жалобы установлено и подтверждается представленными материалами, а также пояснениями защитников юридического лица, что на момент проведения проверки резерв материальных ресурсов не укомплектован в полном объеме, резерв финансовых ресурсов не создан, что свидетельствует о наличии в действиях учреждения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено БУК ОО «Омский государственный музыкальный театр» в соответствии с санкцией части 1стаьи 20.6 КоАП РФ и требованиями ст. 4.2. КоАП РФ.
Доводы жалобы и защитников в ходе ее рассмотрения о том, что учредитель учреждения не достаточно финансирует его, что препятствует Учреждению устранить нарушения законодательства в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, суд находит не состоятельными, поскольку последним в подтверждение указанных доводов представлены лишь письмо в Министерство культуры Омской области от 17.05.2005 г. и письмо от 19.03.2010 г. с просьбой о выделении денежных средств, с ответом Министерства от 31.03.2010 г., в котором последнее предлагает Учреждению представить предложения по включению в проект бюджета на 2011 г. стоимости средств индивидуальной защиты работников театра, а кроме того, предусмотреть расходы, в рамках средств, полученных непосредственно учреждением от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Иные действия, явно указывающие на принятие Учреждением мер по укомплектованию в полном объеме материальных ресурсов и созданию финансовых ресурсов, не представлены. Кроме того, ранее 24.02.2010 г. Учреждению уж выдавалось предписание № 22, которым вопросы по созданию материальных и финансовых ресурсов перед Учреждением уже были поставлены. При этом суд отмечает, что законодательство, регулирующее отношения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, не устанавливает конкретный размер финансовых резервов, необходимых для создания в каждом учреждении или организации, учреждение до настоящего времени указанный вид ресурсов вообще не создало.
Доводы защитников о том, что Учреждением подана заявка на финансирование мероприятий на 2014 г., не являются основанием для изменения или отмены постановления мирового судьи.
Из представленных материалов не усматривается, чтобы при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировым судьей были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
При этом суд разъясняет заявителю право на обращение к мировому судье с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи с/у № 87 ЦАО г. Омска от 30.09.2013 г. о привлечении БУК ОО «Омский государственный музыкальный театр» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья