ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4513/2015 от 25.01.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Качур С.В. дело № 12-86/2016

РЕШЕНИЕ

25 января 2016 года город Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Кривцов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Сочи В.С. <...> от 17.09.2015 г. по делу об административном правонарушении должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Обжалуемым решением судьи Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2015 года постановление административного органа оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, ФИО1 просит решение судьи Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2015 года отменить, признать незаконным и отменить постановление <...> от 17.09.2015 г. по делу об административном правонарушении, принятое заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи В.С. В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района совместно со специалистами ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Сочи и Сочинского инспекторского отделения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю" в рамках проведения проверки по подготовке к летнему курортному сезону 2015 года, с 13.07.2015 г. по 31.07.2015 г. проведена проверка в отношении организаций, эксплуатирующих водную технику на территории Центрального района города Сочи.

В ходе проведения проверки, при эксплуатации водной аттракционной техники - Аквапарк "Маяк" ООО "Солидус" были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно:

- согласно журналу ежедневных инструктажей инструкторов водных аттракционов, 22.07.2015 г. отсутствовал инструктор на "детском бассейне", 21.07.2015 г. на аттракционе "Свободное падение", 20.07.2015 г. на аттракционе "Камикадзе", 09.07.2015 г. на "Семейной горке", 06.07.2015 г. бассейн "Желтая горка", 04.07.2015 г. аттракцион "Свободное падение", в нарушение п. 5.3 Правил №536 от 30.06.2006 г.

- сотрудники ООО "Солиус" ФИО2, не прошли в установленном порядке обучение и инструктаж по технике безопасности, а также в журнале ежедневных инструктажей их подписи отсутствуют, в нарушение п. 5.7 Правил.

По результатам проверки, должностным лицом - заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Сочи В.С. , в действиях ответственного за организацию безопасной эксплуатации водных горок Аквапарк "Маяк" ООО "Солидус" ФИО1 установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Однако с данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 50 Водного кодекса РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса. Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 5.3. Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае (утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 г. N 536, приложение N 1) на период купального сезона водопользователь (владелец аттракциона), эксплуатирующий водный аттракцион, с учетом особенностей расположения, размеров береговой территории и акватории водного аттракциона организует развертывание одного или нескольких спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением в соответствии с рекомендуемым табелем оснащенности, на которых организует дежурство матросов-спасателей и медицинского персонала для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи.

Матросы-спасатели спасательных постов (станций) допускаются к спасательным работам в соответствии с действующим законодательством.

Расписание работы спасательного поста, график дежурства матросов-спасателей устанавливаются водопользователем (владельцем аттракциона), эксплуатирующим водный аттракцион.

В соответствии с пунктом 5.7 Правил к обслуживанию водных аттракционов допускается только специально подготовленный персонал, прошедший инструктаж по технике безопасности.

По мнению административного органа, отсутствие записей в «журнале ежедневных инструктажей инструкторов водных аттракционов», а именно: 22.07.2015 года - водный аттракцион «Детский бассейн», 21.07.2015 года - водный аттракцион-горка «Свободное падение», 20.07.2015 года - водный аттракцион-горка «Камикадзе», 09.07.2015 года - водный аттракцион-горка «Семейная», 06.07.2015 года - бассейн водного аттракциона-горки «Желтая горка», 04.07.2015 года - водный аттракцион-горка «Свободное падение» свидетельствует об отсутствии на указанных водных аттракционах в обозначенные дни оперативного персонала (инструкторов), обеспечивающих безопасность потребителей.

Однако указанный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам и не подтвержден соответствующими доказательствами, а также не основан на положениях законов и иных правовых актов, устанавливающих общеобязательные требования при оказании услуг (выполнении работ), так как отсутствие или наличие записей в журналах учета ежедневных инструктажей не может являться доказательством наличия или отсутствия работников ООО «Солидус» на своих рабочих местах, а может лишь свидетельствовать либо о ненадлежащем контроле со стороны ответственных должностных лиц за ведением соответствующих журналов, либо о не проведении ежедневного инструктажа.

Вместе с тем, правовые нормы, содержащиеся в пункте 5.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае, утвержденных постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 года № 536, нарушение которых, по мнению административного органа, допущено должностным лицом ООО «Солидус», не регламентируют порядок ведения журналов и/или проведения инструктажей персонала аквапарков.

Правила обеспечения безопасности посетителей и обслуживающего персонала аттракционов в Краснодарском крае, утвержденные постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.08.2010 г. № 721, не содержат требований о необходимости проведения ежедневных инструктажей и, соответственно, не содержат требований о необходимости ведения журналов ежедневных инструктажей. Поскольку общеобязательные требования обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах, не содержат требований по ведению журналов учета ежедневных инструктажей оперативного персонала (инструкторов водных аттракционов), сведения, содержащиеся в указанных журналах, не могут быть положены в основу выводов о наличии или отсутствии инструкторов водных аттракционов на своих рабочих местах.

Следовательно, факт отсутствия инструкторов водных аттракционов на своих рабочих местах не подтвержден материалами прокурорской проверки и надлежащими доказательствами.

Требования к системе инструктажей и обучению безопасности труда обслуживающего персонала аттракционов регламентированы разделом 4 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов.

Согласно пункту 4.1 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов инструктажи по охране труда на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый.

Водный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу. О проведенных вводных инструктажах делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа (пункт 4.2 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов).

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на работу и прошедшими вводный инструктаж работниками, а также другими лицами, допускаемыми к работе с аттракционами впервые. О проведенных инструктажах на рабочем месте делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (пункт 4.3 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов).

После первичного инструктажа на рабочем месте обслуживающий персонал должен пройти обучение, а также стажировку под руководством заведующего аттракционным комплексом. Проверка знаний работающих должна проводиться постоянно действующей комиссией, назначенной приказом по организации. Знания лиц, прошедших обучение, должны проверяться в индивидуальном порядке и оформляться протоколом заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда (пункт 4.3 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов).

После проведения инструктажа, завершения обучения, стажировки и проверки знаний оформляется допуск к самостоятельной работе, который фиксируется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (пункт 4.3 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов).

Повторный инструктаж на рабочем месте проводится с целью закрепления знаний по безопасности труда и профилактике производственного травматизма не реже одного раза в 3 месяца и перед открытием каждого сезона эксплуатации аттракционов (пункт 4.4 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов).

Внеплановый инструктаж проводится в случае введения новых правил и стандартов по охране труда, внесения изменений в них, замене или модернизации оборудования, грубых нарушений требований безопасности, при перерывах в работе более 3 месяцев, а также по требованию инспекции Гостехнадзора (пункт 4.5 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов).

Результаты повторного, внепланового инструктажей фиксируются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (пункт 4.6 Правил обеспечения безопасной эксплуатации аттракционов).

ФИО1 был принят в ООО "Солиус" на должность старшего смены инструкторов водных аттракционов.

Во исполнение требований Правил обеспечения безопасности аттракционов, с указанным лицом при приеме на работу проведен вводный инструктаж, а также первичный инструктаж на рабочем месте, что подтверждается соответствующими записями в журнале вводного инструктажа и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

После проведения первичного инструктажа на рабочем месте ФИО1 прошел обучение и стажировку. Итоги проверки знаний ФИО1 оформлены соответствующими протоколами заседаний комиссии по проверке знаний по безопасности труда.

После проведения инструктажа, завершения обучения, стажировки и проверки знаний ФИО1 допущен к самостоятельной работе, что подтверждается записью в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

С учетом отсутствия установленных требований по ведению журнала ежедневных инструктажей инструкторов водных аттракционов (административного персонала), содержащийся в оспариваемом постановлении о допуске к обслуживанию водных аттракционов ФИО3, как не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по технике безопасности, не подтвержден соответствующими доказательствами, противоречит доказательствам, имеющимся в деле об административном правонарушении, и не соответствует фактическим обстоятельствам.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, установлено, что в действиях должностного лица ООО "Солиус" ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, решение судьи Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2015 года и постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Сочи В.С. . <...> от 17.09.2015 г. подлежат отмене, а дело об административном правонарушении прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2015 года отменить.

Постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Сочи В.С. <...> от 17.09.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Солидус» ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Солидус» ФИО1 прекратить.

Судья Краснодарского краевого суда А.С. Кривцов

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>