ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-451/20 от 16.10.2020 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело №12-451/2020

(43RS0003-01-2020-002627-69)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. ФИО4 16 октября 2020 года

Судья Первомайского районного суда г. Кирова Юсупов Т.Ф.,

представителя Федеральной антимонопольной службы Управление по Кировской области – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в Кирове ФИО2 на постановление УФАС по Кировской области №043/04/9.21-501/2020 от 29.06.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

29.06.2020 постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС ФИО3 №043/04/9.21-521/2020, директор филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в Кирове ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. В обоснование доводов указывает, что 10.05.2018 между АО «(Данные деперсонифицированы)» и ФИО6 был заключен договор о подключении объекта капитального строительства. Во исполнение требований Правил подключения исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий. Указывает, что пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования после подписания газораспределительной организацией акта о готовности сетей газопотребления. Вывод о готовности сети газопотребления и газопускающего оборудования к подключению невозможно сделать без предоставления соответствующих документов. Не предоставление исполнительно-технической документации на сети газопотребления заявителя внутри границ земельного участка лишает газораспределительную организацию возможности проверить соответствие построенного газопровода техническим требованиям и подписать акт о готовности сетей к подключению. Предоставление документации является необходимым, т.к. у АО «(Данные деперсонифицированы)» имеется обязанность подтвердить соответствие технической документации и проведенных строительно-монтажных работ. Указывает, что АО «Газпром газораспределение ФИО4» имело право на получение исполнительно-технической документации с целью ее проверки на соответствие выданным техническим условиям. Просит постановление по делу об административном правонарушении от 29.06.2020 года отменить, производство по делу прекратить.

В дополнениях к жалобе заявитель указал, что 11.02.2020 истек срок давности привлечения к ответственности, а обжалуемое постановление вынесено 15.06.2020.

В судебном заседании ФИО2 и его представитель, отсутствовали.

Представитель Федеральной антимонопольной службы Управление по Кировской области просит постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменений, а жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Заслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как усматривается из представленных материалов дела, в Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление ФИО6 (представитель по доверенности ФИО7) от 19.08.2019 (входящий {Номер} от 19.08.2019) на действия АО «(Данные деперсонифицированы)» о нарушении Правил подключения к сетям газораспределения.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила подключения).

В п. 2 Правил указаны основные понятия, используемые в Правилах подключения: под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

заявителем является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;

под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

Согласно п. 59 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

В соответствии с п. 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

Пункт 97 Правил подключения устанавливает, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;

д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

Из представленных суду материалов следует, что между АО «(Данные деперсонифицированы)» и ФИО6 заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения № 18-147-ЛН (КГ) от 10.05.2018 (далее - Договор).

Согласно п. 1 Договора исполнитель принимает на себя обязательства по мониторингу выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению объекта капитального строительства строящегося индивидуального жилого дома к сети газораспределения, принадлежащего заявителю на праве собственности или ином законном основании. Заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: {Адрес}, г. ФИО4, {Адрес}, в соответствии с условиями договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

В соответствии с п. 2 Договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение), являющимися неотъемлемой частью Договора.

Пунктом 3 Договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуска газа составляет 10 рабочих дней со дня подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

По смыслу абз. п. 5 Договора исполнитель обязан осуществить мониторинг выполнения заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объектам капитального строительства в срок не позднее чем за 14 дней до дня подключения к сетям газораспределения и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Пунктом 12 Договора предусмотрено, что порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливаются в следующем порядке: не реже двух раз в период действия договора в согласованные сторонами дни заявитель обеспечивает исполнителю доступ к объектам капительного строительства заявителя в целях, установленных данным пунктом договора.

Подпункт «н» пункта 83 Правил подключения устанавливает, что договор о подключении должен содержать порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.

В нарушение указанной нормы, заключенным между сторонами Договором не установлен порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга (п. 11 Договора определена лишь обязанность заявителя обеспечить исполнителю доступ к объекту капитального строительства не реже двух раз).

Из пп. «б» п. 98 Правил подключения следует, что осуществление мониторинга выполнения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Представитель ФИО6ФИО7 направил в адрес филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове уведомление (получено 28.06.2019) в котором сообщил, что мероприятия по созданию сети газопотребления и монтажа газоиспользующего оборудования, в пределах границ земельного участка заявителя, в том числе скрытых работ – закончены. Сеть газораспределения и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому подключению) готовы. Также в указанном уведомлении содержится просьба осуществить мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении по адресу: г. ФИО4, {Адрес}, 01.07.2019 в 10 часов 00 минут.

АО «Газпром газораспределение» указало, что мониторинг выполнения технических условий о присоединении в отношении вышеуказанного объекта был произведен специалистом Общества в согласованную с заявителем дату, а именно 01.07.2019 (представлена копия из журнала регистраций).

Представитель ФИО6ФИО7 02.07.2019 у АО «(Данные деперсонифицированы)» запросил перечень мероприятий, которые были проведены специалистом АО «(Данные деперсонифицированы)» в ходе проведения мониторинга 01.07.2019 на вышеуказанном объекте, а именно - информацию по осуществлению мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении, назначить дату подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капительного строительства к подключению (технологическому присоединению).

Письмом от 03.07.2019 №КГ-ВЛ-26/2805 АО «(Данные деперсонифицированы)» сообщило, что в рамках мониторинга выполнения заявителем технических условий в соответствии с Правилами подключения не представлена исполнительная документация на сеть законченный строительством объект (сеть газопотребления), расположенный по адресу: {Адрес}, г. ФИО4, {Адрес}. В рамках мероприятий по подключению к сети газораспределения газорапрседелительная организация сообщила о необходимости представить исполнительную документацию с целью дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Представитель ФИО6 - ФИО7 в ответ на письмо АО «Газпром газораспределение ФИО4» от 03.07.2019 № КГ-ВЛ-26/2805 направил в адрес общества уведомление от 04.07.2019, в котором повторно сообщил, что мероприятия по созданию сети газопотребления и монтажа газоиспользующего оборудования, в пределах границ земельного участка заявителя, в том числе скрытых работ - закончены. Сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) готовы.

АО «(Данные деперсонифицированы)» указало, что мониторинг выполнения технических условий о присоединении в отношении вышеуказанного объекта был произведен повторно специалистом Общества в согласованную с заявителем дату, а именно 08.07.2019 (представлена копия из журнала регистрации).

По результатам проведенного мониторинга АО «(Данные деперсонифицированы)» в письме от 10.07.2019 № КГ-ВЛ-26/2944, направленном в адрес ФИО6 сообщило о необходимости предоставить исполнительную документацию с целью дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

В заявлении, направленном в адрес Кировского УФАС России, представитель заявителя указал, что АО «(Данные деперсонифицированы)» требует направления в адрес газораспределительной организации исполнительно-технической документации, обязанность по предоставлению которой не предусмотрена Правилами подключения. Данные действия ущемляют права и законные интересы ФИО6 и нарушают Правила подключения.

Вместе с тем, акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), как того требует пп. «б» п. 98 Правил подключения, составлен не был. Никаких замечаний, либо рекомендаций в связи с осуществлением мониторинга исполнителем указано не было.

Определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.09.2019 у АО «(Данные деперсонифицированы)» запрашивался, в том числе перечень исполнительной документации в отношении объекта по адресу: {Адрес}, г. ФИО4, {Адрес}, которую заявитель должен был представить в соответствии с письмом АО «(Данные деперсонифицированы)» от 03.07.2019 г. № КГ-ВЛ-26/2805, а также запрашивалась информация о том, для проверки на соответствие каким пунктам технических условий, выданных ФИО8, потребовалась данная документация.

АО «(Данные деперсонифицированы)» письмом от 16.09.2019 г. № КГ-ВЛ-26/4446 представило перечень исполнительной документации, который включал в себя ссылки, в том числе на СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», ГОСТ 51872-2002 «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», ФИО9 58095.0-2018 «Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 0. Общие положения», СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем их металлических и полиэтиленовых труб», ФИО9 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация».

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Перечень № 1521). В примечании к Перечню № 1521 указаноф что нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в перечне.

Вместе с тем, вышеуказанные нормативные документы, включенные АО «Газпром газораспределение ФИО4» в состав исполнительной документации, не содержатся в Перечне № 1521, а, следовательно, не должны применяться на обязательной основе.

Информация о том, на соответствие каким пунктам технических условий, выданных ФИО8, запрашивается данная документация, АО «Газпром газораспределение ФИО4» не представлена в Кировское УФАС России.

Таким образом, в материалы дела от АО «(Данные деперсонифицированы)» не представлена информация о том, какие требования, включенные в технические условия, хотел проверить исполнитель после получения документации.

По смыслу положений Правил подключения (пп. «б» п. 98, пп. «н» п. 83, пп. «а» п. 99, пп. «б» п. 100, пп. «г» п. 100 Правил подключения) определены следующие права и обязанности сторон в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий:

исполнитель может участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения;

заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);

- заявитель обязан обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий.

Иных прав и обязанностей сторон при осуществлении исполнителем мониторинга выполнения технических условий, в том числе право исполнителя запрашивать исполнительную документацию, а равно обязанность заявителя направлять в газораспределительную организацию данную документацию. Правилами подключения не предусмотрено.

Кроме того, как следует из нормы пп «н» п. 83 Правил подключения, исполнитель может давать лишь рекомендации в связи с осуществлением мониторинга. При этом, отказ в подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по причине не направления в газораспределительную организацию исполнительной документации на сеть газопотребления объекта капитального строительства Правилами подключения не предусмотрено.

Пункт 12 Договора устанавливает, что заявитель обеспечивает исполнителю доступ к объектам капитального строительства в целях осуществления мониторинга не реже 2 раз в период действия договора в согласованные сторонами дни.

Исходя из указанного условия Договора и подп. «г» п. 100 Правил подключения следует вывод, что мониторинг исполнения заявителем технических условий производится газораспределительной организацией непосредственно на объекте капитального строительства после обеспечения заявителем доступа к данному объекту.

Таким образом, газораспределительная организация обязана осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий, который производится на объекте капитального строительства после обеспечения заявителем доступа к данному объекту (а не путем требования исполнителя о направлении заявителем в адрес газораспределительной организации исполнительной документации и последующей проверки данной документации) и заканчивается составлением акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). При этом, Положениями Правил подключения не предусмотрено право исполнителя требовать направления в газораспределительную организацию исполнительно-техническую документацию сети газопотребления, а равно обязанность заявителя направлять в адрес газораспределительной организации данную исполнительно - техническую документацию.

Подпунктом «б» пункта 98 Правил подключения предусмотрено, что акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) должен быть составлен по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713. Данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения объекта капитального строительства.

Включение в типовую форму акта о готовности вышеуказанного заключения не свидетельствует о правомерности газораспределительной организации требовать у заявителя направление технической документации в адрес исполнителя и об обязанности заявителя направлять данную документацию исполнителю. Газораспределительная организация вправе проверять документацию непосредственно в ходе мониторинга после обеспечения заявителем доступа к объектам капитального строительства (а не путем требования о направлении данной документации в газораспределительную организацию) и только на соответствие выданным техническим условиям (т.е. на соответствие конкретным требованиям, включенным в технические условия) (как это следует из типовой формы акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713).

При этом, газораспределительная организация в ходе осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий после обеспечения заявителем доступа к объекту капитального строительства вправе проверять не любую техническую документацию, а только ту, которая необходима для проверки выполнения заявителем конкретных пунктов технических условий.

Состав исполнительной документации в отношении объекта ФИО6, который АО «(Данные деперсонифицированы)» представило в Кировское УФАС России письмом от 16.09.2019, содержит документы, которые не относятся к выданным техническим условиям (не связаны с проверкой требований, включенных в технические условия), и не являются обязательными для предоставления.

В действиях АО «(Данные деперсонифицированы)», выразившихся в требовании от заявителя документов (исполнительной документации на сеть газопотребления), не предусмотренных Правилами подключения, содержится нарушение п. 104 Правил подключения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

По данному факту в отношении директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 043/04/9.21-501/2020 от 11.06.2020. Действия ФИО2 квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено, что письмо о необходимости предоставить исполнительную документацию в отношении объекта ФИО6 подписано директором филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО2

Приказом от 19.03.2018 № 50л/с ФИО2 назначен на должность директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове.

Таким образом, на директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО2 возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Факт совершения директором АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину ФИО2 в совершении правонарушения и являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим виновность заявителя, у суда оснований не имеется. В тоже время, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невиновности заявителя.

Оснований требовать дополнительную документацию у ФИО5 у Общества не имелось.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что действия директора АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО2 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления должностным лицом УФАС Кировской области не допущено.

Доводы, изложенные в дополнениях к жалобе с приложением судебной практики иных судебных органов, о незаконности обжалуемого постановления не свидетельствуют, поскольку фактически договор расторгнут не был и имело место его продолжение его исполнения и после 11.02.2019, а позиции судов, изложенные в прилагаемых актах представляют собой решения по конкретным делам и практикообразующими не являются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление {Номер}.21-501/2020 от 29.06.2020, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО3 о привлечении директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г. Кирове ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.

Судья Т.Ф. Юсупов