ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-451/2013 от 27.01.2014 Бежицкого районного суда г. Брянска (Брянская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

27 января 2014 года Дело № 12-73/14

 Судья Бежицкого районного суда г. Брянска И.В. Моисеева (г. Брянск, Бежицкий район, ул. Майской Стачки, д. 9) рассмотрев с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО2, должностного лица – представителя Государственной инспекции труда в Брянской области – ФИО3, жалобу ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» на постановление главного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Брянской области от 11.12.2013 года о привлечении к административной ответственности юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов»,   юридический адрес: <адрес> по ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

УСТАНОВИЛ:

 Согласно протоколу № от 10.12.2013 года, составленному главным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Брянской области ФИО4, ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» (далее ООО «ЦТСП и РИ») совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ. Правонарушение выразилось в том, что государственной инспекцией труда в Брянской области 10.12.2013 года по обращению ФИО1 проведена проверка в ООО «ЦТСП и РИ», расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. В ходе проведения проверки установлено, что 21.10.2013 года в адрес ООО «ЦТСП и РИ» поступило письмо от ФИО1 с вложенными оригиналами листков нетрудоспособности от 10.04.2013 года № и от 17.09.2013 года №. Согласно положению об оплате труда организации от 01.10.2012 г., заработная плата начисляется до 21 числа каждого месяца. Следовательно, указанные листки нетрудоспособности должны быть оплачены ФИО1 не позднее 21.11.2013 года. В нарушение вышеуказанных требований по состоянию на 10.12.2013 года листки нетрудоспособности ФИО1 не оплачены работодателем.

 Постановлением № от 11.12.2013 года ООО «ЦТСП и РИ» на основании вышеназванного протокола привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (Сорок тысяч) рублей.

 Директором ООО «ЦТСП и РИ» обжаловано указанное постановление, со ссылкой на несогласие с назначением административного наказания. Так, указал в жалобе, что 21.10.2013 года от ФИО1 поступило письмо вложенными оригиналами листков нетрудоспособности. В ООО «ЦТСП и РИ» заработная плата выплачивается работникам в бухгалтерии общества и, соответственно, перечисление денежных средств на расчетные счета работников не производится (в том числе в обществе отсутствуют данные о наличии расчетных счетов работником их реквизиты). Работник приходит в бухгалтерию общества за заработной платой. Пособие ФИО1 было начислено работниками бухгалтерии общества 30.10.2013 года, что подтверждается расчетом пособия. Соответственно, ООО «ЦТСП и РИ» не превысило 10-дневный срок для назначения пособия. Также ФИО1 направлено письмо с просьбой выслать платежные реквизиты для перечисления ей пособия по беременности и родам на расчетный счет. При получении реквизитов ФИО1 будут отправлены все денежные средства, причитающиеся ей, если ФИО1 не явится на работу за их получение нарочно. Указывает, что нарушений трудового законодательство ООО «ЦТСП и РИ» не допускало, а указанные факты не были приняты инспекцией во внимание.

 При рассмотрении жалобы представитель ООО «ЦТСП и РИ» ФИО2 ее доводы поддержала. Пояснила суду, что ФИО1 было направлено письмо с просьбой выслать в адрес общества сведения о банковских реквизитах 09.12.2013 года. 24.12.2013 года такие сведения были получены и все пособия в тот же день были начислены на счет ФИО1 Считает, что нарушения законодательства о труде со стороны общества допущено не было, денежные средства были начислены в установленный законом срок, а своевременно не выплачены по причине отсутствия ФИО1 на рабочем месте и отсутствием сведений о ее банковском счета.

 Представитель Государственной инспекции труда в Брянской области – ФИО3 жалобу обоснованной не признал. Пояснил, что он проводил проверку в отношении ООО «ЦТСП и РИ» по обращению ФИО1 Указал, что при отсутствии сведений о банковском счете работника и отсутствии его на рабочем месте общество направило письмо ФИО1 с просьбой о сообщении реквизитов только 23.12.2013 года и 24.12.2013 года такие сведения ФИО1 были предоставлены. Считает, что своевременная выплата не была произведена по вине общества.

 Выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя должностного лица, изучив материалы административного производства, прихожу к следующему.

 Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, но беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (с изменениями) предусмотрено, что работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

 Данная норма права подлежит применению с учетом ч. 4, 5 ст. 13 того же Федерального закона, в соответствии с которыми для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования. Работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы.

 Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

 В силу статьи 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

 Материалами производства подтверждено, что ФИО1 обратилась к работодателю 21.10.2013 года с заявлением о выплате ей пособия по временной нетрудоспособности, наступившей в апреле 2013года.

 Согласно ведомости, пособие ей было начислено 30.10.2013 года.

 В государственную инспекцию по труду ФИО1 по факту невыплаты пособия обратилась 12.11.2013 года.

 Проверка в отношении общества инспекцией производила 17 рабочих дней и была окончена 10.12.2013 года, на момент окончания проверки пособие ФИО1 не было выплачено.

 В соответствии с Положением об оплате труда ООО «ЦТСП и РИ», утвержденным 01.10.2012 года, п. 4.1. заработная плата выплачивается работникам в бухгалтерии общества до 21 числа каждого месяца, аванс до 6 числе каждого месяца.

 Таким образом, указанное пособие должно было быть выплачено ФИО1 21.11.2013 года.

 Также при рассмотрении жалобы не оспаривался тот факт, что ФИО1 на работе в ООО «ЦТСП и РИ» отсутствует, в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком.

 Сообщения о необходимости ФИО1 явиться за пособием ООО «ЦТСП и РИ» не направляло.

 Сообщение о необходимости предоставления банковского счета было направлено только 23.12.2013 года (о чем свидетельствует копия почтового конверта).

 24.12.2013 года ФИО1 такие сведения были представлены и 24.12 2013 года денежные средства были перечислены на ее расчетный счет, согласно платежному поручению № от 24.12.2013 года.

 Таким образом, государственным инспектором сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ООО «ЦТСП и РИ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающего административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

 Рассматривая довода жалобы об отсутствии вины в действиях юридического лица, учитываю следующее.

 В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Прихожу к выводу о виновности юридического лица с учетом названных обстоятельств, поскольку непринятие мер по фактической выплате пособия в период с 21.10.2013 года по 23.12. 2013 года, по мнению судьи, свидетельствует о том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

 Факт отсутствия ФИО1 на работе не свидетельствует о правомерности действий работодателя, не предпринявшего своевременные меры для исполнения возложенной законом обязанности по выплате пособия по временной нетрудоспособности в срок.

 При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены постановления № от 11.12.2013 года, составленного главным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Брянской области в отношении ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» не нахожу.

 Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

 Порядок привлечения ООО «ЦТСП и РИ» к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

 Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

 Постановление № от 11.12.2013 года, составленное главным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Брянской области ФИО4 в отношении ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» о привлечении ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» - без удовлетворения.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение десяти дней.

 Судья И.В. Моисеева