ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-452/19 от 08.08.2019 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

(№)

РЕШЕНИЕ

<адрес> 8 августа 2019 года

Судья Коминтерновского районного суда <адрес> Федосов М.Е.,

с участием представителей заявителя (ФИО)5, действующего на основании доверенности от 05.08.2019 г., (ФИО)4, действующего на основании доверенности от 05.08.2019 г.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Формат-Центр» (ФИО)3 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное (ДД.ММ.ГГГГ) мировым судьей судебного участка (№) в Коминтерновском судебном районе <адрес> по ст. 13.34 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка (№) в Коминтерновском судебном районе <адрес> от 21.06.2019г. ООО «Формат-Центр» привлечено к административной ответственности по ст. 13.34 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно постановлению 17.05.2019 г. в 11 час. 22 мин. при анализе результатов мониторинга соблюдения требований по ограничению доступа к ресурсам в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного Филиалом ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО, установлено, что ООО «Формат-Ц» не осуществляет ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», постановлением Правительства РФ № 1101 от 26.10.2012 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На указанное постановление генеральным директором ООО «Формат-Центр» (ФИО)3 подана жалоба, в которой он просит отменить состоявшееся судебное решение, возвратив материал в суд первой инстанции на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указал, что в соответствии с п. 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, перечень доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет» и возобновить доступ к сайтам в сети «Интернет» в случае исключения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», из единого реестра.

Перечень сайтов, доступ к которым должен быть ограничен, актуализируется ежедневно, в связи с чем, у оператора связи обязанность по ограничению доступа к запрещенным сайтам, возникает через сутки после внесения такого сайта в Единый реестр и в дальнейшем оператор связи, учитывая, что перечень сайтов обновляется в ежедневном режиме, обязан постоянно ограничивать доступ к информации, размещенной на сайте, до даты исключения данного сайта из Единого реестра.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что по сайтам с наименованиями:

1) http://pet-kids.com/clip-_z38566a6c336d6c37653177;

2) http://pet-kids.com/clip-_z485f324643654e46304567;

3) http://pet-kids.com/channels-video/UCIYthdk8knr59qjVfeat7Sg;

4) http://pet-kids.com/clip-_z5743362d6235776d433063;

5) http://pet-kids.com/channels-video/UCjJZd-pfzlL_16VsrRocX3A

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций были приняты решения об ограничении доступа к указанным сайтам сети «Интернет». В материалах дела отсутствуют сведения о дате и номере решения, принятого уполномоченным органом о включении указанных сайтов в список запрещенных, таким образом, невозможно определить период времени, с которого оператор обязан был ограничить доступ к указанным сайтам в сети «Интернет».

Ограничение доступа к указанным сайтам производится в автоматизированном режиме с использованием специальных технических средств. ООО «Формат-Центр» было организовано ограничение к сайтам в сети «Интернет», доступ к которым был запрещен, установлено специальное оборудование, которое работает в автономном режиме, и работа которого контролируется специализированной организацией, которой ООО «Формат-Центр», не является, поэтому у привлекаемого лица отсутствовала реальная техническая возможность осуществления контроля за ограничением доступа к таковым сайтам, следовательно, Общество исполнило возложенные на него обязанности по ограничению указанного доступа путем установки специализированного оборудования.

Кроме того судом первой инстанции не были применены положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, поскольку 01.08.2016 г. ООО «Формат-Центр» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Материалы дела не содержат каких-либо объективных доказательств, подтверждающих виновность ООО «Формат-Центр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 КоАП РФ, поскольку Обществом были приняты все зависящие от него меры по ограничению доступа к сайтам, доступ к которым ограничен, установлено специальное оборудование, которое производит ограничение доступа к сайтам в автономном режиме.

Заявитель по жалобе – генеральный директор ООО «Формат-Центр» (ФИО)3, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представители заявителя (ФИО)4 и (ФИО)5 просили рассмотреть жалобу своего доверителя в отсутствие последнего, подтвердили, что он извещен надлежащим образом, доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить. (ФИО)4 представил письменное объяснение по жалобе.

Представитель <данные изъяты> области (ФИО)6 ранее в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, оставить вынесенное мировым судьей постановление по делу об административном правонарушении без изменений.

Выслушав участников процесса, изучив жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 13.34 КоАП РФ наступает за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В силу ч. 5 ст. 46 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 г. «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. №1101, перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 09 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В соответствии с ч.ч. 1, 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация (ч. 3 ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).

Согласно представленным материалам ООО «Формат-Центр» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи, на основании лицензии Роскомнадзора от 13.04.2016 г. № 141232.

Согласно акту мониторинга №36/80 от 17.05.2019 г., выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного филиалом ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО с 16.05.2019 г. 00:00:00 час. до 16.05.2019 г. 23:59:59 час., ООО «Формат-Центр» не ограничило доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 г. №149-ФЗ.

Мониторинг осуществлялся с использованием оборудования «Аппаратно-программный Агент АС «Ревизор», регистрационный номер ОС-1-СУ-0496, срок с действия с 05.10.2016 г. до 05.10.2019 г.

Согласно указанному протоколу, ООО «Формат-Центр» не осуществляет ограничение доступа к 5 страницам сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию категории «экстремизм», распространение которой в Российской Федерации запрещено:

1) http://pet-kids.com/clip-_z38566a6c336d6c37653177;

2) http://pet-kids.com/clip-_z485f324643654e46304567;

3) http://pet-kids.com/channels-video/UCIYthdk8knr59qjVfeat7Sg;

4) http://pet-kids.com/clip-_z5743362d6235776d433063;

5) http://pet-kids.com/channels-video/UCjJZd-pfzlL_16VsrRocX3A.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Формат-Центр» к административной ответственности по ст. 13.34 КоАП РФ.

Факт правонарушения и виновность ООО «Формат-Центр» подтверждается собранными и исследованными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27.05.2019 г., протоколом мониторинга №36/65 от 17.05.2019 г.; копией лицензии; скриншотами «Интернет»-страниц; актом мониторинга №36/80 от 17.05.2019 г.; выпиской из ЕГРЮЛ, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Отсутствие в материалах дела документов, из которых следует, что доступ к вышеуказанным сайтам должен быть ограничен, что свидетельствует о незаконности привлечения ООО «Формат-Центр» к административной ответственности, несостоятелен, поскольку из представленных представителем <данные изъяты> области надлежащим образом заверенных копий документов, решениями Генеральной прокуратуры РФ (№)/Ид1093-15 от (ДД.ММ.ГГГГ), (№)/Ид81-15 от (ДД.ММ.ГГГГ) доступ к вышеперечисленным «Интернет»-сайтам ограничен.

Довод о принятых Обществом всех мерах, направленных на исполнение законодательства о связи в части запрета доступа к «Интернет»-сайтам, который должен быть ограничен, путем установки специального программного обеспечения «Барьер-136ФЗ», что также, по мнению автора жалобы, снимает вину Общества во вмененном административном правонарушении, не может быть принят во внимание, поскольку ООО «Формат-Центр», как оператор телематических услуг связи, обязан самостоятельно контролировать исполнение требований законодательства в данной сфере.

Довод представителя Общества (ФИО)4 о том, что доказательства по делу – снимки экранов, полученные при проведении мониторинга, не подтверждают причастность Общества к допущенному административному нарушению, поскольку АПК «Ревизор» не оборудован какими-либо средствами отображения, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие последовательность маршрутизаторов, через которые был получен доступ к запрещенному сайту, не может быть принят во внимание, поскольку IP адреса, имеющиеся под скриншотами, с которых был получен доступ к сайтам, принадлежит ООО «Формат-Центр», что подтвердил в судебном заседании сам (ФИО)4

Помимо этого, мировой судья пришел к верному выводу о том, что оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене административного штрафа на предупреждение, не имеется, поскольку угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Обществом при осуществлении своей деятельности по оказанию телематических услуг требований Федеральных законов «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в доступе неограниченного круга лиц к запрещенной информации вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей, поскольку объектом настоящего административного правонарушения являются общественные отношения и безопасность государства, складывающиеся в области защиты информации.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные ст. 26.1 указанного Кодекса.

Правильность выводов должностного лица и постановление мирового судьи о виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 КоАП РФ, сомнений не вызывает, поскольку основаны на совокупности собранных доказательств.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, содержится мотивированное решение по делу.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено.

Вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «Формат-Центр» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.34 КоАП РФ, является законным, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех собранных по делу доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка (№) в Коминтерновском судебном районе <адрес> от 21.06.2019 г. в отношении ООО «Формат-Центр» по ст. 13.34 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Формат-Центр» (ФИО)3 – без удовлетворения.

Судья М.Е. Федосов