ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-452/20 от 01.03.2021 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 12-63/2021

22RS0011-02-2020-004702-06

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

01 марта 2021 года г. Рубцовск

Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Хильчук Н.А., при помощнике судьи Кузик Т.А., рассмотрев жалобу защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края на постановление вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 от *** по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 от *** Администрация города Рубцовска Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Администрации города Рубцовска Алтайского края обратился в суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить. Указал, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – ФЗ №229) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно ч.2 ст.2.1 ФЗ №229 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. На 2020 год управлением Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии в бюджетную комиссию Администрации города была направлена заявка на бюджетное финансирование программы в сумме тыс. руб. В связи с низким уровнем собственных доходов муниципального образования город Рубцовск Алтайского края финансирование работ по программе на 2020 год Рубцовским городским Советом депутатов утверждено рублей. По мере поступления бюджетных ассигнований на соответствующие цели Администрацией города будут приняты меры к исполнению решения суда. Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 12.10.2020 №2469 «О внесении изменений в постановление Администрации города Рубцовска Алтайского края от 13.11.2018 №2959 «Об утверждении муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов во исполнение судебных решений в городе Рубцовске» на 2019-2024 годы (далее – «Программа»), утвержден план работ по капитальному ремонту. Реализация программы позволит обеспечить улучшение качества проживания в многоквартирных жилых домах, повышение комфортности условий проживания граждан, а также позволит создать систему проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов во исполнение судебных решений. В настоящее время в программу вносятся изменения, после утверждения которых на официальном сайте Администрации города в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будет размещена муниципальная программа «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов во исполнение судебных решений в городе Рубцовске» на 2019-2024 годы для более подробного ознакомления в актуальной редакции. Бюджет муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2020 год формировался и утверждался в условиях экономической нестабильности и утвержден соответственно в пределах прогнозируемых доходов и с максимально допустимым размером дефицита бюджета. Также большой нагрузкой на бюджет города ложатся расходы по обеспечению исполнения решений судов, а именно: ремонт дорог, предоставление жилья, восстановление линий наружного освещения, капитальный ремонт жилищного фонда и другое. Для исполнения требований исполнительных документов, вынесенных в отношении Администрации города, всего необходимо тыс. руб., что превышает годовую сумму собственных доходов (с дотацией), а действующие экономические условия не дают возможности исполнять вынесенные решения в связи со значительным сокращением доходных источников бюджета города в результате влияния кризиса. Согласно ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации в случае если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению. В соответствии с особенностями формирования соответствующей заявки, порядка и сроков размещения соответствующей информации на официальном сайте государственных закупок, порядке проведения самого конкурса, порядка и сроков заключения договора по результатам его проведения, а равно предоставления необходимого времени побудителю конкурса на выполнение непосредственно самих работ. Из года в год дотация г.Рубцовску из фонда финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется в размере 60-70% от необходимой потребности. Собственные доходы не обеспечивают потребность в финансовых средствах в полном объеме, соответственно расходы бюджета г.Рубцовска из года в год планируются исходя из налоговой базы в объеме 35-40% от реальной потребности. Основные социально-значимые мероприятия города на протяжении многих лет находятся в сложном финансово-экономическом состоянии, снижают налоговую базу и сокращают поступления в бюджет. Низкий уровень собственных доходов и дотации не позволяет в полном объеме финансировать потребности городского хозяйства. Формирование расходов бюджета г. Рубцовска осуществляется в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ на основании принятых расходов обязательств и в первую очередь обеспечиваются расходы на выплату заработной платы на развернутую сеть учреждений бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг и уплату налогов во все уровни бюджетной системы. Оставшихся средств объективно явно недостаточно на решение в полном объеме вопросов местного значения городского округа в соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, с учетом существующего механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объема предстоящих работ, исполнение многих решений судов в установленные этими же решениями сроки изначально было невыполнимым. В соответствии с требованиями действующего законодательства Администрация города как орган местного самоуправления при выполнении любого вида работ, связанного с использованием бюджетных средств и муниципального имущества обязана руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В свою очередь системный анализ вышеприведенного федерального закона объективно свидетельствует о том, что для осуществления необходимых мероприятий в рамках действующего законодательства муниципальному заказчику требуется гораздо больший срок. Это обусловлено особенностями формирования соответствующей заявки, порядка и сроков размещения соответствующей информации на официальном сайте государственных закупок, порядка проведения самого конкурса, порядка и сроков заключения договора по результатам его проведения, а равно предоставления необходимого времени победителю конкурса на выполнение непосредственно самих работ. Заключение же договора (контракта) вне рамок существующей конкурсной процедуры является безусловным нарушением действующего законодательства и влечет наступление соответствующей ответственности как по отношению к муниципальному заказчику, так и к подрядчику. Несмотря на это Администрацией города безусловно принимаются все возможные меры по исполнению решений судов, вступивших в законную силу, а равно проводятся все необходимые мероприятия по предотвращению и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу безопасности населения, граждан и юридических лиц. Учитывая изложенные обстоятельства, в соответствии с положениями ч.4 ст.24.5, ст.30.1 КоАП РФ, просит производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Защитник Администрации города Рубцовска Алтайского края ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить.

Законный представитель Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, извещен в установленном порядке.

Представитель ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Алтайского края, вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Алтайского края ФИО1 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Выслушав защитника, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующим выводам.

В силу частей 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.

Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. В силу ст.6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Диспозиция ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как установлено судом, *** на основании исполнительного листа ФС от ***, выданного Рубцовским городским судом по делу на основании решения от ***, вступившего в законную силу 06.09.2017, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № -ИП в отношении должника Администрации города Рубцовска Алтайского края, в пользу взыскателя Л....., предмет исполнения: обязать ответчика в срок до *** произвести капитальный ремонт системы отопления, канализации, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения жилого дома № по ул. ... в городе Рубцовске АК путем проведения мероприятий в виде: Система отопления: - ремонт, замена трубопроводов, стояков и подводок к отопительным приборам; - установка отопительных приборов со встроенными или пристроенными автоматическими терморегуляторами; - установка запорной арматуры; - ремонт или замена тепловых завесов, - ширительных баков, воздухоотводчиков и т.д.; - реконструкция системы панельного отопления; - установка автоматизированного узла управления системы отопления; - установка автоматических балансировочных клапанов на стояках, ветках и кольцах системы отопления; - устройство общедомового узла учета потребления тепловой энергии при его отсутствии; - наладка системы отопления, пуск и наладка автоматизированного узла управления системы отопления. Система канализации: - ремонт или замена трубопроводов, замена канализационных лежаков к сантехприборам; - ремонт или реконструкция внутреннего водостока; - устройство водоотводящего лотка. Система электроснабжения: - замена внутридомовых питающих магистралей, магистралей стояков и групповых сетей освещения общедомовых помещений; - ремонт (замена) вводно-распределительных устройств, домовых, подъездных и этажных электрощитов; - установка устройств защитного отключения для каждой квартиры, замена освещения общедомовых мест; - установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением мест общего пользования, аварийного освещения лестничных площадок, входов в подъезды, указателя пожарного гидранта, уличных указателей и др.; - замена светильников на энергосберегающие светильники в антивандальном исполнении с энергосберегающими лампами. Система холодного и горячего водоснабжения: - ремонт, замена трубопроводов, полотенцесушителей, относящихся к общедомовым инженерным системам - замена трубной разводки - установка запорной арматуры -оборудование мест под установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды - установка индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и создание внутридомовых технических средств; -устройство бытового пожарного крана со шлангом на трубопроводе холодной воды в квартирах - замена сантехприборов в квартирах, находящихся в собственности города - ремонт или замена трубопровода пожарного водоснабжения.

В связи с тем, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, *** судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Постановлением судебного пристава–исполнителя был установлен новый срок для исполнения решения суда до ***.

Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от *** уменьшен размер исполнительного сбора, взысканного в рамках исполнительного производства №-ИП постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО3 от ***, до руб.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением судебного пристава–исполнителя от 23.13.2018 был установлен новый срок для исполнения решения суда до ***.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

*** Администрация города Рубцовска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю от *** был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ***.

*** вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 было вынесено обжалуемое постановление о привлечении Администрации города Рубцовска к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края.

Таким образом, факт совершения правонарушения и вина Администрации города Рубцовска Алтайского края подтверждается исследованными материалами: постановлением от *** о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до ***, актом о совершении исполнительных действий от ***, актом об обнаружении правонарушения от ***, протоколом об административном правонарушении № -АП от ***, который составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно справке, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении №-АП в отношении Администрации г. Рубцовска по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю на исполнении находится исполнительное производство от ***-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа № от ***, выданного Рубцовским городским судом по делу №, вступившему в законную силу ***, предмет исполнения: Обязать ответчика в срок до *** произвести капитальный ремонт системы отопления, канализации, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения жилого дома № по ул. ... в г. Рубцовске АК путем проведения мероприятий в виде: Система отопления: - ремонт, замена трубопроводов, стояков и подводок к отопительным приборам; - установка отопительных приборов со встроенными или пристроенными автоматическими терморегуляторами; - установка запорной арматуры; - ремонт или замена тепловых завесов, - ширительных баков, воздухоотводчиков и т.д.; - реконструкция системы панельного отопления; - установка автоматизированного узла управления системы отопления; - установка автоматических балансировочных клапанов на стояках, ветках и кольцах системы отопления; - устройство общедомового узла учета потребления тепловой энергии при его отсутствии; - наладка системы отопления, пуск и наладка автоматизированного узла управления системы отопления. Система канализации: - ремонт или замена трубопроводов, замена канализационных лежаков к сантехприборам; - ремонт или реконструкция внутреннего водостока; - устройство водоотводящего лотка. Система электроснабжения: - замена внутридомовых питающих магистралей, магистралей стояков и групповых сетей освещения общедомовых помещений; - ремонт (замена) вводно-распределительных устройств, домовых, подъездных и этажных электрощитов; - установка устройств защитного отключения для каждой квартиры, замена освещения общедомовых мест; - установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением мест общего пользования, аварийного освещения лестничных площадок, входов в подъезды, указателя пожарного гидранта, уличных указателей и др.; - замена светильников на энергосберегающие светильники в антивандальном исполнении с энергосберегающими лампами. Система холодного и горячего водоснабжения: - ремонт, замена трубопроводов, полотенцесушителей, относящихся к общедомовым инженерным системам - замена трубной разводки - установка запорной арматуры, в отношении должника: Администрация г. Рубцовска Алтайского края, в пользу взыскателя: Л..... Иных исполнительных документов, выданных на основании вышеуказанного решения суда, в отделе на исполнении нет.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).

В силу ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Вместе с тем, указанные в жалобе обстоятельства не подтверждают, что юридическим лицом на протяжении длительного времени предпринимались реальные меры, направленные на исполнение решения суда в установленный законом срок, с учетом порядка и сроков составления проекта соответствующего местного бюджета, которые определены в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Отсутствие необходимых средств финансирования Администрации города Рубцовска не освобождает от административной ответственности, поскольку доказательства принятия в течение длительного периода времени мер к получению необходимых финансовых ресурсов либо свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлены ни судебному приставу–исполнителю, ни судье. Из представленных заявителем документов не усматривается принятие должником исчерпывающих мер, направленных на выделение денежных средств для исполнения решения суда. До настоящего времени решение суда не исполнено.

Таких чрезвычайных, объективно непредотвратимых и непредвиденных обстоятельств, а также непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, не позволивших должнику исполнить на протяжении длительного времени решение суда в полном объеме, вступившее в законную силу 06.09.2017, по делу не установлено. Совершенное правонарушение, с учетом статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Администрацией города Рубцовска Алтайского края не были приняты достаточные и все зависящие от неё меры для исполнения решения суда в полном объеме, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, и привлечения необходимых для исполнения денежных средств. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения администрации от исполнения указанных обязанностей, в том числе с учетом сферы охраняемых прав граждан, длительности периода неисполнения исполнительного документа, характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения. Вопреки доводам жалобы защитника, из представленных Администрацией города Рубцовска документов следует, что исчерпывающих мер, направленных на выделение денежных средств для исполнения решения суда, не принято, положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.

Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел; наказание избрано в пределах санкции статьи, с учетом фактических обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, обоснованность привлечения Администрации города Рубцовска Алтайского края к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ сомнений не вызывает, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено. Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь п.1. ч.1. ст.30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 № -АП от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края оставить без изменения, жалобу защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Хильчук