ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-453/17 от 15.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

г.о. Самара 15 июня 2017 года

Судья Ленинского районного суда <адрес> Булыгин Р.В., с участием защитников - Агаджанова В.Б., Мокшина Ю.А., рассмотрев жалобу заместителя председателя Правительства Самарской <адрес> – министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской <адрес> ФИО1 на постановление заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы ФИО2 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя Правительства Самарской <адрес> – министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской <адрес> ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления, а также на неправильное определение административным органом юридически значимых обстоятельств дела.

В судебном заседании защитники ФИО1 поддержали жалобу в полном объеме по основаниям, в ней указанным.

Выслушав защитников, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к убеждению о необходимости отмены постановления административного органа и прекращения производства по делу по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ законность и обоснованность вынесенного постановления судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административным органом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» (далее - ООО «СКС», регулируемая организация) обратилось в ФАС России с заявлениями (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, ) о разногласиях с органом регулирования по приказу Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской <адрес> (далее - Министерство, орган регулирования) от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы», связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения.

Тарифы для ООО «СКС» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования ДД.ММ.ГГГГ гг. с применением метода индексации.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», (далее - Основы ценообразования) необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

Однако по итогам проведения заседания коллегии Министерства по рассмотрению вопроса о корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для ООО «Самарские коммунальные системы» на ДД.ММ.ГГГГ год органом регулирования было принято решение об отсутствии оснований проведения корректировки тарифов ООО «Самарские коммунальные системы» ДД.ММ.ГГГГ года (второго года долгосрочного периода регулирования), что свидетельствует о нарушении пункта 80 Основ ценообразования. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Коллегии Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-к.

В поданном на разногласия заявлении, связанным с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, ООО «СКС» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Недополученные доходы за ДД.ММ.ГГГГ год», «Арендная плата», «Налог на имущество», «Амортизация», «Операционные расходы», «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств», «Водный налог, плата за пользование водными объектами», «Экономически обоснованные расходы за ДД.ММ.ГГГГ год», «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации». Также регулируемая организация выразила несогласие с расчетом органа регулирования по объему отпуска воды ООО «СКС» на ДД.ММ.ГГГГ год.

По рассмотрению разногласий по статье «Недополученные доходы за ДД.ММ.ГГГГ год» административным органом установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена величина недополученных доходов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования при установлении тарифов для такой организации в полном объёме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ-э (далее - Методические указания) определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В обоснование данной статьи ООО «СКС» представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в ДД.ММ.ГГГГ году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоснабжения.

ООО «СКС» на момент корректировки необходимой валовой выручки ДД.ММ.ГГГГ года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за 2014 год в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ, орган регулирования указал, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованности первоначально заявленных в Министерство расходов, не подтвержденных бухгалтерскими документами.

При этом, положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Также Министерством на момент принятия решения по корректировке тарифов ДД.ММ.ГГГГ года бухгалтерская и статистическая отчётность за ДД.ММ.ГГГГ год дополнительно не запрашивалась.

Величина средств по статье «Недополученный доход за ДД.ММ.ГГГГ год» в части оказываемых услуг водоснабжения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоснабжения от планового, учтённого Министерством для ООО «СКС» в ДД.ММ.ГГГГ году, с учетом экономии по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и «Водный налог и плата за пользование». Данный расчёт средств по статье «Недополученный доход за"ДД.ММ.ГГГГ год» подтверждает частичную обоснованность требований регулируемой организации.

В соответствии с бухгалтерским балансом ООО «СКС» и отчетом о финансовых результатах на ДД.ММ.ГГГГ, в целом за ДД.ММ.ГГГГ год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне <данные изъяты> тыс. руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> тыс. руб. При этом Правительством Самарской <адрес> приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена инвестиционная программа ООО «СКС» на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО «СКС» вышеуказанных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> тыс. руб.

В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, следовательно, чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО «СКС» на реализацию вышеуказанных мероприятий.

На основании вышеизложенных доводов, требования ООО «СКС» по статье «Недополученные доходы за ДД.ММ.ГГГГ год» в части оказываемых услуг водоснабжения административным органом частично признаны обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года по статье «Недополученный доход за ДД.ММ.ГГГГ год» подлежит сумма в части оказываемых услуг водоснабжения в размере <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Арендная плата» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая дополнительному учёту, в размере <данные изъяты> тыс. руб. (по водоснабжению - <данные изъяты> тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).

На основании признания победителем в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов муниципального имущества, относящихся к системе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод <адрес> и находящихся в хозяйственном ведении МП <адрес> «Самараводоканал», функции по водоснабжению и водоотведению перешли к ООО «СКС».

В ДД.ММ.ГГГГ году Департаментом управления имущества городского округа Самара были переданы МП <адрес> «Самараводоканал» объекты водоснабжения, расположенные в <адрес> посёлка Аэропорт-2. Данные объекты являются технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения, ранее принятыми в аренду ООО «СКС», и имеют неразрывную связь. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Волжский Альянс» провело независимую оценку по определению рыночной обоснованной арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс - здание, сооружения, передаточные устройства и оборудование, расположенный по адресу: <адрес>-2), принадлежащее на праве хозяйственного ведения Муниципальному предприятию <адрес> «Самараводоканал» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Итоговая рыночно обоснованная величина арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс - здание, сооружения, передаточные устройства и оборудования, расположенный по адресу: <адрес>-2,) в год, без учёта НДС на дату оценки составила <данные изъяты> тыс. руб.

Затраты на аренду имущества централизованных систем определены регулируемой организацией в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями к заключенным договорам (дополнительные соглашения от мая ДД.ММ.ГГГГ года №, 7, 5). Данные расходы в соответствии с положениями пунктов Основ ценообразования и Методических указаний относятся к неподконтрольным, по мнению ООО «СКС», и подлежат корректировке.

По результатам анализа представленных ООО «СКС» материалов (вышеуказанные дополнительные соглашения и расчёты), сделан вывод о том, что регулируемой организацией в обоснование заявленной на разногласия величины по статье «Арендная плата» представлен расчёт рыночно обоснованной суммы арендной платы за объект аренды в части оказываемых услуг водоснабжения, которая сложилась исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации и налогов на имущество и составила <данные изъяты> тыс. руб. В остальной части заявленной ООО «СКС» на разногласия суммы средств в размере <данные изъяты> тыс. руб. отсутствует расчёт амортизации и налога на имущество.

В этой связи требования ООО «СКС» по статье «Арендная плата» признаны обоснованными в части оказываемых услуг водоснабжения, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоснабжения подлежит сумма средств в размере <данные изъяты> тыс. рублей.

По рассмотрению разногласий по статьям «Налог на имущество» и «Амортизация» установлено следующее.

ООО «СКС» сумма расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» заявлена в размере <данные изъяты> тыс. руб. и <данные изъяты> тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 89 Методических указаний величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается - на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Разногласия по данным статьям заключались в том, что регулируемой организацией в соответствии с утверждённой инвестиционной программой проведены мероприятия по реконструкции и модернизации арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в ДД.ММ.ГГГГ году. В связи с тем, что неотделимыми улучшениями могут быть признаны только работы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта, стоимость начисленной амортизации и налога на имущество ООО «СКС» увеличилась.

Расчет амортизации и налога на имущество регулируемой организацией произведен на основании фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств,

строительство и приобретение собственных основных средств в ДД.ММ.ГГГГ году, и планируемых затрат на реконструкцию, модернизацию, строительство и приобретение основных средств на ДД.ММ.ГГГГ год.

Расчёт расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» ООО «СКС» скорректирован и признан обоснованным только в части увеличения фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в ДД.ММ.ГГГГ году.

С учётом вышеизложенного требования ООО «СКС» признаны частично экономически обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года подлежит сумма средств по статье «Амортизация» на уровне <данные изъяты> тыс. руб., по статье «Налог на имущество» - <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Операционные расходы» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.

На основании пункта 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально- экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а)цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б)цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в)прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г)сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д)рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е)рыночные цены на потребляемые { регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж)данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний операционные расходы определяются по формуле (39) Методических указаний.

Установлено, что органом регулирования не была произведена корректировка операционных расходов ООО «СКС» с применением индекса потребительских цен, определённого в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.

Операционные расходы рассчитаны регулируемой организацией исходя из увеличения базового уровня операционных расходов ДД.ММ.ГГГГ года на индекс потребительских цен сценарных условиях на ДД.ММ.ГГГГ год (с учетом индекса эффективности операционных расходов) и составили <данные изъяты> тыс. руб.

В условиях отсутствия корректировки органом регулирования операционных расходов ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года, Министерством нарушены пункты 60 Основ ценообразования и 95 Методических указаний.

На основании вышеизложенного затраты по статье «Операционные расходы» скорректированы на индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, требования ООО «СКС» частично признаны экономически обоснованными. Величина средств, подлежащая дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года, по статье «Операционные расходы» сложилась на уроне <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы ^недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

В связи с выявлением по результатам рассмотрения разногласий недополученных доходов в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения и, как следствие подтверждение необходимости привлечения заёмных средств на покрытие недостатка средств, образованного в ООО «СКС» в результате недополучения доходов в предыдущие периоды регулирования, требования ООО «СКС» в части учёта расходов по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» при расчёте необходимой валовой выручки ООО «СКС» на расчётный период регулирования ДД.ММ.ГГГГ год) признаны частично экономически обоснованными и подлежащими удовлетворению (в пределах 4 процентных пунктов). Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года по данной статье подлежат расходы в размере <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Водный налог, плата за пользование водными объектами» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая дополнительному учету, в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, -установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Разногласия по данной статье заключаются в учтённой органом регулирования для ООО «СКС» величине подъема воды, от которой рассчитан водный налог и плата за пользование водными объектами (далее - ВО), а также в изменении (росте) налоговых ставок.

В связи с тем, что регулируемой организацией в Заявлениях о разногласиях не оспариваются объёмы поднятой воды, в части натуральных показателей ООО «СКС» отказано в удовлетворении требований.

Одновременно, ввиду того, что размер ставки водного налога изменён Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в связи с тем, что ставка водного налога изменена до принятия регулирующим органом решения об установлении тарифов, Министерством нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного требования по статье «Водный налог, плата за пользование водными объектами» в части оказываемых услуг водоснабжения частично удовлетворены. Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года подлежат средства в размере <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Экономически обоснованные расходы за ДД.ММ.ГГГГ год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету, в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Разногласия по данной статье заключались в не учёте регулирующим органом расходов по подстатье «Водный налог, плата за пользование водными объектами».

Органом регулирования, при расчёте водного налога и платы за пользование -водными объектами ДД.ММ.ГГГГ года была допущена техническая ошибка, то есть водный налог рассчитан органом регулирования от объёма отпуска воды, а не от объёма поднятой воды. В соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

На основании вышеизложенного требования ООО «СКС» по статье «Экономически обоснованные расходы за ДД.ММ.ГГГГ год» признаны обоснованными в полном объёме на уровне <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Разногласия по данной статье напрямую связаны с заявленным увеличением расходов по оспариваемым регулируемой организацией статьям затрат. В связи с частичным удовлетворением требований ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоснабжения предпринимательская прибыль рассчитана согласно положениям Основ ценообразования и Методических указаний, то есть предпринимательская прибыль гарантирующей организации определена в размере 5 процентов текущих расходов (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним) и расходов на амортизацию.

В связи с частичным удовлетворением заявленных регулируемой организацией на разногласия требований, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации пересчитана с учётом увеличения расходов в той части, в которой требования ООО «СКС» признаны экономически обоснованными. Средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года, сложились в размере равном <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по расчету объема отпуска воды ООО «СКС» на ДД.ММ.ГГГГ год установлено следующее.

Заявленный регулируемой организацией объём отпуска услуг водоснабжения составляет <данные изъяты> тыс. куб. м.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.

Разногласия по данной статье заключается в том, что орган регулирования динамику объёмов отпуска услуг анализировал с учётом данных по полезному отпуску за ДД.ММ.ГГГГ год, отображенных ООО «СКС» в шаблонах отчётности по форме , , загруженных регулируемой организацией в Хранилище модуля ЕИАС изначально с ошибкой (с разницей в <данные изъяты> тыс. куб. в части оказываемых услуг водоснабжения). После принятия органом регулирования решения ДД.ММ.ГГГГ в части отсутствия оснований по корректировке необходимой валовой выручки ООО «СКС» во втором периоде регулирования, данные регулируемой организацией в шаблонах отчётности по форме , были исправлены на корректные.

Регулируемой организацией на разногласия представлен расчёт по статье «Объём отпуска услуг» в части оказываемых услуг водоснабжения в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний. В данном расчёте ООО «СКС» темп снижения не ограничен пятью процентами, согласно требованиям Методических указаний.

В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО «СКС» в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов отпуска услуг в части оказываемых услуг водоснабжения, кроме шаблонов отчётности по форме , , не анализировал шаблоны отчётности , , а также формы статистической отчетности -ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Министерства свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.

Отпуск услуг водоснабжения ООО «СКС» рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды, (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год.

Данный расчёт подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма отпуска услуг водоснабжения в полном объёме на уровне <данные изъяты> тыс. куб. м.

Таким образом, по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, требования ООО «СКС» частично удовлетворены. Министерство признано нарушившим пункты 15, 29, 41, 44, 65, 77, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пункты 4, 5, 28 Методических указаний (приказ ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, ООО «Самарские коммунальные системы» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской <адрес>»).

Неправомерно неучтенные Министерством экономически обоснованные расходы регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоснабжения для ООО «СКС» и подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года в совокупном размере составили <данные изъяты> тыс. руб.

В поданном на разногласия заявлении, связанным с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения. ООО «СКС» оспаривались -расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Недополученные доходы за ДД.ММ.ГГГГ год», «Налог на имущество», «Амортизация», «Операционные расходы», «Работы и услуги производственного характера», «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств», «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации». Также регулируемая организация выразила несогласие с расчетом органа регулирования по объему принятых сточных вод ООО «СКС» на ДД.ММ.ГГГГ год.

По рассмотрению разногласий по статье «Недополученные доходы за ДД.ММ.ГГГГ год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена величина недополученных доходов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов -при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В обоснование данной статьи регулируемой организацией представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в ДД.ММ.ГГГГ году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоотведения.

ООО «СКС» на момент корректировки необходимой валовой выручки ДД.ММ.ГГГГ года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ орган регулирования указал, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованности первоначально заявленных в Министерство расходов, не подтвержденных бухгалтерскими документами.

При этом, положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Также установлено, что Министерством на момент принятия решения по корректировке тарифов ДД.ММ.ГГГГ года бухгалтерская и статистическая отчётность за ДД.ММ.ГГГГ год дополнительно не запрашивалась.

Величина средств по статье «Недополученный доход за ДД.ММ.ГГГГ г.» в части оказываемых услуг водоотведения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоотведения от планового, учтённого Министерством для ООО «СКС» в ДД.ММ.ГГГГ г., с учетом экономии по статьям «Электроэнергия» и «Химреагенты». Данный расчёт средств по статье «Недополученный доход за ДД.ММ.ГГГГ год» подтверждает обоснованность заявленных на разногласия требований ООО «СКС» в полном объёме.

В соответствии с бухгалтерским балансом ООО «СКС» и отчетом о финансовых результатах на ДД.ММ.ГГГГ, в целом за ДД.ММ.ГГГГ год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне <данные изъяты> тыс. руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> тыс. руб. При этом Правительством Самарской <адрес> приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена инвестиционная программа ООО «СКС» на ДД.ММ.ГГГГ гг. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО «СКС» вышеуказанных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> тыс. руб.

В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО «СКС» на реализацию вышеуказанных мероприятий.

На основании вышеизложенных доводов, требования ООО «СКС» по статье «Недополученные доходы за ДД.ММ.ГГГГ год» в части оказываемых услуг водоотведения признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года по статье «Недополученный доход за ДД.ММ.ГГГГ год» подлежит сумма в части оказываемых услуг водоотведения в размере <данные изъяты> тыс. рублей.

По рассмотрению разногласий по статьям «Налог на имущество» и «Амортизация» установлено следующее.

ООО «СКС» сумма расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» заявлена в размере <данные изъяты> тыс. руб. и <данные изъяты> тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 89 Методических указаний величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Разногласия по данным статьям заключались в том, что регулируемой организацией в соответствии с утверждённой инвестиционной программой проведены мероприятия по реконструкции и модернизации арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году. В связи с тем, что неотделимыми улучшениями могут быть признаны только работы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта, стоимость начисленной амортизации и налога на имущество ООО «СКС» увеличилась. Расчет амортизации и налога на имущество регулируемой организацией произведен на основании фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в ДД.ММ.ГГГГ году, и планируемых затрат на реконструкцию, модернизацию, строительство и приобретение основных средств на ДД.ММ.ГГГГ год.

Расчёт расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» ООО «СКС» скорректирован и признан обоснованным только в части увеличения фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в ДД.ММ.ГГГГ году.

С учётом вышеизложенного требования ООО «СКС» признаны частично экономически обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года подлежит сумма средств по статье «Амортизация» на уровне <данные изъяты> тыс. руб., по статье «Налог на имущество» - <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Операционные расходы» установлено следующее.

На основании пункта 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально- экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за три предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний операционные расходы определяются по формуле (39) Методических указаний. Органом регулирования не была произведена корректировка операционных расходов ООО «СКС» с применением индекса потребительских цен, определённого в -базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.

Операционные расходы рассчитаны регулируемой организацией исходя из увеличения базового уровня операционных расходов ДД.ММ.ГГГГ года на индекс потребительских цен сценарных условиях на ДД.ММ.ГГГГ год (с учетом индекса эффективности операционных расходов) и составили <данные изъяты> тыс. руб.

В условиях отсутствия корректировки органом регулирования операционных расходов ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года, Министерством нарушены пункты 60 Основ ценообразования и 95 Методических указаний.

На основании вышеизложенного затраты по статье «Операционные расходы» скорректированы на индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, требования ООО «СКС» частично признаны экономически обоснованными. Величина средств, подлежащая дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года, по статье «Операционные расходы» сложилась на уроне <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Работы и услуги производственного характера» установлено следующее.

ООО «СКС» были заявлены затраты на работы и услуги производственного характера на сумму <данные изъяты> тыс. руб.

Ввиду представления регулируемой организацией исчерпывающего перечня документов в ФАС России в части обоснования затрат на работы по эксплуатации и техническому обслуживанию по договору с ООО «Евроботен», а также затрат на оформление разрешительной документации МП <адрес> «Городская административно-техническая инспекция по благоустройству», расходы которой не относятся к реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, требования регулируемой организации признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года подлежат средства в размере <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее <данные изъяты> тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

В связи с выявлением по результатам рассмотрения разногласий недополученных доходов в части оказываемых услуг водоотведения и, как следствие подтверждение необходимости привлечения заёмных средств на покрытие недостатка средств, образованного в ООО «СКС» в результате недополучения доходов в предыдущие периоды регулирования, требования Заявителя в части учёта расходов по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» при расчёте необходимой валовой выручки ООО «СКС» на расчётный период регулирования (ДД.ММ.ГГГГ год) признаны частично экономически обоснованными и подлежащими удовлетворению (в пределах 4 процентных пунктов). Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» <данные изъяты> года по данной статье подлежат расходы в размере <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Разногласия по данной статье напрямую связаны с заявленным увеличением расходов по оспариваемым регулируемой организацией статьям затрат. В связи с частичным удовлетворением требований ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоотведения предпринимательская прибыль рассчитана согласно положениям Основ ценообразования и Методических указаний, то есть предпринимательская прибыль гарантирующей организации определена в размере 5 процентов текущих расходов (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним) и расходов на амортизацию.

В связи с частичным удовлетворением заявленных регулируемой организацией на разногласия требований, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации пересчитана с учётом увеличения расходов в той части, в которой требования ООО «СКС» признаны экономически обоснованными. Средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года составляют <данные изъяты> тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по расчету объёма принятых сточных вод ООО «СКС» на ДД.ММ.ГГГГ год установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) -объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.

Разногласия по данной статье заключается в том, что органом регулирования объём принятых сточных вод рассчитан без учёта положений Методических указаний.

В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО «СКС» в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов принятых сточных вод в части оказываемых услуг водоотведения, кроме шаблонов отчётности по форме , , не анализировал шаблоны отчётности , , а также формы статистической отчетности -ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Министерства свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.

Отпуск услуг водоотведения ООО «СКС» рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год. Данный расчёт частично подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма принятых сточных вод на уровне <данные изъяты> тыс. куб. м.

Таким образом, по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, требования ООО «СКС» частично удовлетворены. Министерство признано нарушившим пункты 15, 29, 49, 65, 77, 78, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пункты 4,5, 28 Методических указаний (приказ ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Самарские коммунальные системы» и Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской <адрес>»).

Неправомерно неучтенные Министерством экономически обоснованные расходы регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоотведения для ООО «СКС» и подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года в совокупном размере составили <данные изъяты> тыс. руб.

Административным органом установлено, что в действиях ФИО1 как заместителя Председателя Правительства Самарской <адрес> - министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской <адрес>, выразившихся в нарушении установленного порядка ценообразования, а именно пунктов 15, 29, 41, 44, 49, 65, 77, 78, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пунктов 4, 5, 28 Методических указаний, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

С указанными выводами административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № приказы Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ, «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и организациями коммунального комплекса, между ООО «Самарские коммунальные системы» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской <адрес>» признаны незаконными. Выводы Федеральной антимонопольной службы о нарушении Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской <адрес> п. 15, 29, 41, 44, 65, 77, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и п. 4, 5, 38 Методических рекомендаций, содержащихся в приказах ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, , признаны несостоятельными. ФАС России участвовала в рассмотрении указанного дела арбитражным судом.

С выводами Арбитражного суда <адрес> согласился Девятый арбитражный апелляционный суд, который постановлением от ДД.ММ.ГГГГ названное решение Арбитражного суда <адрес> оставил без изменения, апелляционные жалобы ФАС России и ООО «СКС» – без удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя председателя Правительства Самарской <адрес> – министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской <адрес> ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ отменить и производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения..

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Р.В. Булыгин