ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-453/20 от 21.07.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск 21 июля 2020 года

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 на постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке №24 от 27.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных, в отношении администрации города Хабаровска, местонахождение: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи от 27.03.2020 администрация города Хабаровска признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвернута наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе на постановление защитник ФИО1 указала, что протокол составлен в отношении ненадлежащего лица; органом администрации г.Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, созданным для осуществления управленческих функций, является Управление дорог и внешнего благоустройства; Департамент архитектуры, строительства и землепользования также является органом Администрации в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица; требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не соблюдены; отсутствует существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений и неблагоприятные последствия.

Защитник Приходько Р.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала пояснения по их существу.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, за исключением проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона (п.5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ).

В силу п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливает ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому: п.4.6.1.7 – посадочные площадки остановок общественного транспорта на дорогах всех категорий должны иметь среднюю горизонтальную освещенность не менее 10 лк.; п.4.6.1.8 – на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.

Как усматривается из материалов дела, 09.01.2020 в 20 час. 10 мин. государственным инспектором отделения ДН выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) в г.Хабаровске, а именно: по ул.Лейтенанта ФИО2 на регулируемом пешеходном переходе, расположенном в районе дома №1 по переулку Облачному (ближний к дому №1), средняя освещенность в границе пешеходного перехода составляет 0.0 лк.; на регулируемом пешеходном переходе, расположенном в районе дома №1 по переулку Облачному (дальний к дома №1), средняя освещенность в границе пешеходного перехода составляет 0.0 лк.; на посадочной площадке остановки общественного транспорта «Лейтенанта ФИО2» (ближний к дому №1 по переулку Облачному (чётная сторона), средняя освещенность составляет 0.0 лк.; на посадочной площадке остановки общественного транспорта «Лейтенанта ФИО2» (дальний к дому №1 по переулку Облачному (нечётная сторона), средняя освещенность составляет 0.0 лк.

По данному факту составлен акт от 09.01.2020, и 05.02.2020 в отношении администрации города составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства и вина юридического лица в совершении правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: актом выявленных недостатков от 09.01.2020, фотоматериалом, протоколом об административном правонарушении от 05.02.2020, выпиской из ЕГРЮЛ, отвечающими требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении, и оцененными мировым судьей при рассмотрении дела с учетом положений ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах у мирового судьи имелись основания для привлечения администрации г.Хабаровска к ответственности по ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пп.5 п.1 ст.9 Устава городского округа «Город Хабаровск», принятого решением Хабаровской городской Думой от 13.07.2004 №509, к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп.2-1 п.2 ст.41 Устава администрация, являющаяся исполнительно-распорядительном органом городского округа, осуществляет муниципальный контроль через свои структурные подразделения.

Функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми мэром города или городской Думой в соответствии с их полномочиями (ст.43 Устава).

Решением Хабаровской городской думы от 29.11.2016 №458 утверждено Положение об управлении дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, в котором предусмотрено, что Управление является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, созданным для осуществления управленческих функций. Управление создано с целью осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Хабаровск» и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.4 Положения).

Решением Хабаровской городской думы от 29.11.2016 №459 утверждено Положение о департаменте архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска согласно приложению, согласно которому Департамент является органом администрации города Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица. Департамент создан для осуществления полномочий администрации города Хабаровска в области градостроительной деятельности, строительства и землепользования (п.п.1.2,1.3 Положения).

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. При этом, данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу приведенных норм лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Образование в структуре местной администрации профильного управления с правами юридического лица само по себе не исключает вину администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этой связи соответствующие доводы стороны защиты со ссылкой на Управление дорог и внешнего благоустройства, а также Департамент архитектуры, строительства и землепользования подлежат отклонению.

Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности выполнения требований закона, не имеется.

Учитывая характер защищаемых общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения, утверждение автора жалобы, что правонарушение не повлекло неблагоприятных последствий, не свидетельствует о его малозначительности.

Требования ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Наказание назначено с учетом требований ст.ст.4.1-4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и является справедливым; при этом, мировым судьей назначен штраф в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, для юридических лиц.

Оснований, предусмотренных ст.30.7 КоАП РФ, для отмены или изменения постановления мирового судьи, не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке №24 от 27.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных, в отношении администрации города Хабаровска оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12,30.14 КоАП РФ.

Судья Ткаченко Е.С.