Судья Лобановская Е.А.(Дело № 12-454/2021) | Дело № 21-179/2021 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 7 июля 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при сектераре ФИО1, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 18900009860210001548 от 7 апреля 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2021 года, которым постановлено:
постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 18900009860210001548 от 7 апреля 2021 года, которым должностное лицо – капитан <данные изъяты> ФИО2 привлечен к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 18900009860210001548 от 7 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2021 года, капитан рыбопромыслового судна «<данные изъяты>» ФИО2 привлечен к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Основанием привлечения ФИО2 к административной ответственности послужило нарушение им, как должностным лицом, части 1 статьи 56 Водного кодекса РФ, статьи 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», выразившееся в сбросе с рыбопромыслового судна «<данные изъяты>» измельченных пищевых отходов в территориальное море РФ.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, ФИО2 просит отменить судебное решение и постановление административного органа, производство по делу прекратить, указывая, что сброс с рыбопромыслового судна «<данные изъяты>» измельченных пищевых отходов осуществлён за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, что согласуется с пунктом 22.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней. Пищевые отходы, удаленные с судна, образовались в процессе нормальной эксплуатации судна и были измельчены до допустимого размера фракции 18 мм. Действия по сбросу (удалению) этих отходов с судна не считаются захоронением. Выводы пограничного органа о нарушении правил захоронения с судов отходов фактически основаны на Наставлениях по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, утвержденных Приказом Госкомрыболовства РФ от 27 мая 1999 года № 134, которые отменены с 1 января 2021 года и не могут применяться с указанной даты.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения капитана рыбопромыслового судна «<данные изъяты>» ФИО2 к административной ответственности по статье 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужил сброс с рыбопромыслового судна «<данные изъяты>» 6 апреля 2021 года в 9 часов 00 минут (время камчатское) в географических координатах 51?01,9" северной широты и 155?34,2" восточной долготы в территориальном море РФ (Охотское море, Камчатско-Курильская промысловая подзона 6105.4) измельченных пищевых отходов в количестве 0,24 м?.
При проверке правильности привлечения ФИО2 к административной ответственности судья городского суда посчитал доказанным факт сброса с судна пищевых отходов в территориальном море РФ, в связи с чем согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях капитана судна ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные выводы нельзя признать верными, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются разрешение его в соответствии с законом, а также всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно оспариваемому постановлению капитану судна «<данные изъяты>» ФИО2 вменяется нарушение, выразившееся в сбросе с рыбопромыслового судна 6 апреля 2021 года в территориальном море РФ измельченных пищевых отходов в количестве 0,24 м?.
В силу части 1 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Конкретные требования к захоронению отходов производства и потребления во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ), в соответствии с пунктом 2 статьи 37 которого захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.
Вместе с тем из пункта 1 этой же статьи следует, что захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов.
Решение проблем предотвращения загрязнения моря любыми веществами с судов урегулировано рядом международных конвенций, в том числе Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Приложение V которой устанавливает Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.
Исходя из пунктов 8 и 9 правила 1 Приложения V Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее также - Приложение V Конвенции МАРПОЛ 73/78) пищевые отходы означают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне. Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции.
То есть пищевые отходы относятся к отходам, являющимся результатом нормальной эксплуатации судов.
Правилом 4 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78 установлено, что сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее:
3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм (подпункт 1);
12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны (подпункт 2).
Для целей настоящего Приложения особыми районами являются район Средиземного моря, район Балтийского моря, район Черного моря, район Красного моря, район Заливов, район Северного моря, район Антарктики и Большой Карибский район, определение которым дается в правиле 1 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78.
Судовой план операций с мусором т/х «<данные изъяты>», одобренный подразделением Российского морского регистра судоходства, содержит аналогичные требования по сбросу мусора в море (л.д. 73-120).
Согласно имеющейся в материалах дела карте, сброс измельченных пищевых отходов в географических координатах 51?01,9" северной широты и 155?34,2" восточной долготы в территориальное море РФ произведен на расстоянии 6,9 морских миль от ближайшего берега (о. Атласово) во время движения судна, то есть в пути и на разрешенном от берега расстоянии (л.д. 53).
Оспаривая постановление административного органа, ФИО2 ссылается на то, что пищевые отходы, сброшенные с судна в территориальное море, были пропущены через измельчитель, имеющий грохот с отверстиями размером не более 25 мм, в подтверждение чего представил сертификат на комплект отходов дробления, предназначенный для судна «<данные изъяты>», согласно которому величина частиц дробления через устройство менее 18 мм.
Доказательств, опровергающих данный факт, в материалах дела не имеется.
До 1 января 2021 года на территории Российской Федерации действовали более жесткие правила обращения с отходами на судах флота рыбной промышленности. Наставлениями по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации, утвержденными приказом Госкомрыболовства России от 27 мая 1999 года № 134, был установлен запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации, в том числе и измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота (пункты 1.1.1, 13.1.9).
С 1 января 2021 года Приказ Госкомрыболовства РФ от 27 мая 1999 года № 134 «О введении в действие «Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» утратил силу.
Таким образом на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, (6 апреля 2021 года) нормативный правовой акт Российской Федерации, которым устанавливаются более жесткие требования, чем установлены Приложением V Конвенции МАРПОЛ 73/78, отсутствовал.
При таких обстоятельствах вывод о нарушении капитаном рыбопромыслового судна «<данные изъяты>» ФИО2 части 1 статьи 56 Водного кодекса РФ, статьи 37 Федерального закона № 155-ФЗ и наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не основан на каких-либо объективных фактических данных, а потому не может быть признан обоснованным.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 18900009860210001548 от 7 апреля 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2021 года подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24. Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела РКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 18900009860210001548 от 7 апреля 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении капитана рыбопромыслового судна «Лари» ФИО2 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.В. Гончарова