ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-4554/2017 от 16.01.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Трухан Н.И. Дело № 12-98/2018

РЕШЕНИЕ

16 января 2018 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора АО «ИСК «Союз-Сети» < Ф.И.О. >2 на постановление судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2017 г.,

установил:

обжалуемым постановлением судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2017 г. юридическое лицо – ЗАО «ИСК «Союз-Сети» (далее по тексту – общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор АО «ИСК «Союз-Сети» < Ф.И.О. >2 просит постановление Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2017 г. признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, что судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.

Срок хранения направленного по юридическому адресу АО «ИСК «Союз-Сети» письма- уведомления истек <...>, что подтверждается отчетами ФГУП "Почта России" об отслеживании корреспонденции с почтовыми идентификатором <...>

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343.

При таких обстоятельствах, поскольку общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы генерального директора АО «ИСК «Союз-Сети» < Ф.И.О. >2 на постановление судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2017 г., в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суду не сообщило и об отложении судебного заседания не просило, судья краевого суда полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях, выслушав представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >3, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее также - Управление) с <...> по <...> в соответствии с приказом администрации Краснодарского края от 19 июня 2017 г. № 36/КН проводилась внеплановая документарная проверка Акционерного общества «Инженерно-строительная компания «Союз-Сети» (АО «ИСК «Союз-Сети»). Проверка проведена по месту нахождения Управления, согласно уведомлению о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от <...><...>.

В соответствии с п. 12 приказа администрации Краснодарского края от 19 июня 2017 г. № 36/КН, АО «ИСК «Союз-Сети» должно было в течение 10 рабочих дней с момента получения приказа от <...><...> и уведомления о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица и необходимости предоставления заверенных копий документов от <...><...>, представить в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края следующие документы:

- заключенный со специализированной организацией договор на проведение спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена «Виноградный 1».

- отчет специализированной организации о результатах проведения спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия – дольмена «Виноградный 1».

Приказ от 19 июня 2017 г. № 36/КН и уведомление от <...><...> были направлены на официальный почтовый адрес АО «ИСК «Союз-Сети»: <...>. <...> заказным почтовым отправлением с уведомлением, заказной реестр <...> от <...>, номер почтового отправления - <...>

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления <...> с официального сайта Почты России, АО «ИСК «Союз-Сети» получило приказ от <...><...>/КН и уведомление от <...><...> - <...>

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» АО «ИСК «Союз-Сети» должно было представить в адрес управления требуемые документы в срок до <...>

На момент составления протокола об административном правонарушении от <...> документы, запрошенные управлением в соответствии с п. 12 приказа администрации Краснодарского края от 19 июня 2017 г. № 36/КН АО «ИСК «Союз-Сети» не представлены.

В связи с непредставлением АО «ИСК «Союз-Сети» в управление запрошенных документов, а также в связи с поступлением в управление обращений от специалиста по историко-культурному наследию Сочинского национального парка < Ф.И.О. >4 (от <...><...>), из прокуратуры <...> (от <...><...> и от <...><...>), от ОГД «<...>», нарушения обязательных требований (выразившиеся в засыпании объекта культурного наследия - дольмена «<...>» при проведении строительных работ и неустранение вреда, причинённого вышеуказанному объекту культурного наследия) АО «ИСК «Союз-Сети» как на момент окончания внеплановой документарной проверки, так и до сих пор не устранены.

Дата обнаружения события административного правонарушения – <...>

Согласно статье 5 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Согласно ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

В силу ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объективной стороной правонарушения (ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи) являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.

Субъектами правонарушения по ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица

Вина АО «ИСК «Союз-Сети» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, доводы заявителя жалобы о том, что поскольку основанием для привлечения к административной ответственности явилось неисполнение им предписания управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от <...><...>, в соответствии с которым заявителя обязали устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем проведения спасательных археологических полевых работ в порядке, определенном статьей 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объекте культурного наследия - дольмен <...> 1» в срок до <...>, следовательно, к моменту рассмотрения настоящего дела и вынесения постановления в отношении АО «ИСК «Союз-Сети» срок давности привлечения к административной ответственности истек <...>, являются необоснованными.

Согласно предписания управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от <...><...>, ЗАО «ИСК «Союз-Сети» обязывалось устранить нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (засыпание объекта культурного наследия - дольмена «Виноградное 1» при проведении строительных работ по реконструкции объекта «Воздушная линия (ПО кВ) двухцепная от подстанции «Шепси» до подстанции «Дагомыс») путем проведения спасательных археологических полевых работ в порядке, определенном ст. 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объекте культурного наследия - дольмена «<...> 1» в срок до <...>

Вышеуказанное предписание было обжаловано АО «ИСК «Союз-Сети» в арбитражный суд Краснодарского края в 2016 году. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № <...> данное предписание было признано законным и обоснованным.

В связи с отсутствием данных об устранении засыпания объекта культурного наследия - дольмена «<...> 1», о проведении (либо непроведении) спасательных археологических полевых работ в отношении данного памятника археологии, а также в связи с поступлением в управление обращений специалиста по историко-культурному наследию Сочинского национального парка < Ф.И.О. >4, прокуратуры <...>, ОГД «<...>» управлением с 22 июня <...> в соответствии с приказом администрации Краснодарского края от 19 июня 2017 г. № 36/КН была проведена проверка АО «ИСК «Союз-Сети».

Согласно акта проверки от <...> были выявлены нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно: АО «ИСК «Союз-Сети» не представлены в срок до <...> в соответствии с п. 12 приказа администрации Краснодарского края от 19 июня 2017 г. № 36/КН: заключенный со специализированной организацией договор на проведение спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена «<...> 1»; отчет специализированной организации о результатах проведения спасательных археологических полевых работ в отношении объекта культурного наследия - дольмена «<...> 1».

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установлен один год, который исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

В данном случае установлено, что основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило нарушение вышеприведенных положений Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в засыпании объекта культурного наследия – дольмен «Виноградный 1» при проведении строительных работ и неустранение вреда, причиненного вышеуказанному объекту культурного наследия, что нарушает обязательные требования в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Датой обнаружения рассматриваемого административного правонарушения является <...>, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено АО «ИСК «Союз-Сети» в пределах, установленных санкцией ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

С учетом изложенного, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены и изменения постановления судьи, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции

решил:

постановление судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 октября 2017 г. оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «ИСК «Союз-Сети» < Ф.И.О. >2 без удовлетворения.

Судья Краснодарского краевого суда: