ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-455/19 от 28.05.2019 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-455/2019

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 28 мая 2019 года

Судья Центрального районного суда города Красноярска Шлейхер Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя юридического лица ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 161 в Центральном районе г. Красноярска ФИО2 от 10 апреля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №161 в Центральном районе г. Красноярска от 10 апреля 2019 года Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (дело № 5-153/161/2019).

Не согласившись с указанным постановлением, представитель юридического лица ФИО1 обратилась в суд Центральный районный г. Красноярска с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что еще в апреле 2017 года Университетом были выполнены все необходимые действия для получения логина и пароля для доступа к личному кабинету - направлена заявка и иные необходимые сведения, однако, по независящим от Университета обстоятельствам, логин и пароль не были им получены, что подтверждается письменными объяснениями работников Университета, включенных в заявку. Информация о том, что процедура регистрации, результате которой университет получал доступ к личному кабинету музея в Госкаталоге, не доступна, поступила в Университет лишь 05 февраля 2019 года. Принимая во-внимание объем информации, который необходимо представить для регистрации в реестр музеев Госкаталога путем заполнения экранных форм на публичном портале Госкаталога, - выполнение предписания до 08 февраля 2019 года, объективно не было возможным. В акте проверки от 28 февраля 2019 года указано, что согласно ответу ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России», на электронные адреса лиц, указанных в заявке, была направлена информация, содержащая сведения о логине и пароле, необходимых для доступа к личному кабинету пользователя в Госкаталоге. Однако отсутствуют данные о получении этой информации исполнителями. Факт отправления ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» указанной информации не может однозначно свидетельствовать о ее получении лицами, указанными в заявке, поскольку информация могла быть не доставлена по техническим причинам, не зависящим от Университета. Доказательства доставки ответственным лицам Университета (либо на официальный адрес Университета) информации, содержащей сведения о логине и пароле, необходимые для доступа к личному кабинету пользователя в Госкаталоге, в материалах дела отсутствуют. Полагает, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Представитель юридического лица ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.

Представитель Управления Минкультуры по СФО ФИО3 возражал против доводов жалобы, указывая о законности и обоснованности обжалуемого постановления. Полагает судом первой инстанции надлежащим образом и полно установлены обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения. При рассмотрении дела, на основании анализа доказательств, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что юридическое лицо безразлично отнеслось к имеющемуся предписанию. Имеющееся со стороны Университета обращение, в котором ставится вопрос о продлении срока предписания, составлено с нарушениями, в том числе, установленного для этого срока. При этом, каких-либо реальных мер на исполнение предписания, Университетом не принималось.

Заслушав в судебном заседании представителей юридического лица и административного органа, обсудив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственностью за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, - что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что плановой документарной выездной проверкой, проведенной Управлением Минкультуры по СФО в отношении КГПУ им. В.П. Астафьева в апреле 2017 года установлено, что юридическое лицо допустило нарушение обязательных требований положений ст.ст.8, 13 Федерального закона от 26 мая 1996 года №54-ФЗ «О музейном фонде российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и пункта 8 Положения о музейном фонде российской федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от12 декабря 1998 года № 179.

Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав музейного фонда Российской Федерации со дня их регистрации в Госкаталоге (ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ).

Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав музейного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном положениями ст.ст. 6,10 Федерального закона № 54-ФЗ

Государственный учет состоит из первичного государственного учета и централизованного государственного учета. Централизованный учет осуществляется посредством внесения сведений в Госкаталог в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ. При осуществлении государственного чета в целях включения музейных предметов и музейных коллекций в состав музейного фонда Российской федерации реализуются процедуры первичного учета и централизованного учета. Положениями ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ определено, что Госкаталог представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда Российской федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля.

Ведение государственного каталога осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры, исполняющими функции оператора государственного каталога. На основании решения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры. Полномочия по ведению государственного каталога могут быть переданы подведомственному учреждению.

Согласно положениям ст. 13 Федерального закона № 54-ФЗ, в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной государственной собственности и в собственности Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении находятся. Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления настоящего Федерального закона в силу государственными музеями и иными государственными организациями за счет средств учредителей либо за счет собственных и иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Положения № 179, музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части музейного фонда Российской Федерации в 2-месячный срок с момента их приобретения.

По результатам указанной проверки, на основании акта проверки № 03-01/30 от 28 апреля 2017 года, в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере музейного дела, 28 апреля 2017 года заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела Управления Минкультуры России по СФО ФИО3 юридическому лицу – КГПУ им. В.П. Астафьева выдано предписание за № П 01022/14 со сроком исполнения 08 февраля 2019 года, а именно:

- устранить нарушение обязательных требований в сфере музейного дела, выразившееся в отсутствии регистрации в государственном каталоге музейного фондп Российской Федерации находящихся во владении КГПУ им. В.П. Астафьева археологических предметов и иных культурных ценностей, качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление.

Указанное предписание получено юридическим лицом, что не оспаривается в жалобе.

28 февраля 2019 года при проведении проверки по исполнению указанного выше предписания установлено, что оно не исполнено.

05 марта 2019 года составлен протокол об административном правонарушении №01-22/12-2019 в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», а 10 апреля 2019 года вынесено обжалуемое постановление.

Мировым судьей верно и надлежащим образом установлены обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.

Сам факт невыполнения в установленный срок законного предписания, не оспаривается заявителем и подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении №0122/12-2019 от 05 марта 2019 года (л.д.5-11); актом проверки № 03-01/12 от 28 февраля 2019 года (л.д. 12-17); предписанием об устранении выявленных нарушений № П 01-22/14 от 28 апреля 2017 года (л.д. 20-21); актом проверки №03-01/30 от 28 апреля 2019 года (л.д.22-32); скриншотами переписки по электронной почте от 17 апреля 2017 года, 20 апреля 2017 года, 24 января 2019 года (л.д.35-37); копией заявки на регистрацию от 14 января 2017 года (л.д. 38); копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.60-67); приказом ректора Университета от 28 ноября 2017 года № 571 (п) «Об утверждении положения о музее истории КГПУ им. В.П. Астафьева» (л.д. 119); Положением о музее истории КГПУ им. В.П. Астафьева (л.д.50-55); уведомлением о проведении внеплановой проверки от 08 февраля 2019 года (л.д. 74); распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 08 февраля 2019 года ( л.д. 75-77).

Согласно письму ГИВЦ от 04 февраля 2019 года, в Госкаталоге 21 апреля 2017 года в качестве пользователей с правом вносить информацию были зарегистрированы три сотрудника Университета, на электронные адреса которых (указанных в заявке Университета 14 апреля 2017 года) автоматически была направлена информация, содержащая сведения и логине и пароле, необходимые для доступа к личному кабинет пользователя в Госкаталоге. При этом, обращения указанных пользователей о том, что данная информация им недоступна, на официальный адрес ГИВЦ, не поступали. Кроме того, для регистрации в Госкаталоге музеям и иным организациям, в собственности владении или пользовании которых находятся музейные предметы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации, необходимо пройти регистрацию в Реестре музеев Госкаталога. Заполнение экранной формы заявки на регистрацию в реестре музеев доступно с 18 декабря 2017 года, однако заявка от Университета в ГИВЦ не поступала (л.д.58-59).

Таким образом, получив доступ к Госкаталогу, Университет имел возможность реализовать процедуру централизованного государственного учета музейных предметов и музейных коллекций посредством внесения сведений о них в порядке, установленном положениями ст.ст. 6,10 Федерального закона №54-ФЗ. После 18 декабря 2017 года и до истечения срока действия предписания, юридическое лицо не имело объективных препятствий для регистрации музея истории КГПУ им. В.П. Астафьева, положение о котором утверждено приказом ректора Университета 28 ноября 2017 года, в реестре музеев Госкаталога посредством сайта Госкаталога и внесения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, находящихся во владении КГПУ ис. В.П.Астафьева и учтенных в документах первичного государственного учета, в Госкаталог.

Указанные доказательства были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела, являются достоверными, допустимыми, им дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, доводы заявителя о том, что юридическое лицо необоснованно привлечено к административной ответственности, нахожу несостоятельными.

Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность выданного предписания.

Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке. При этом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом (должностным лицом) без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Из материалов дела следуют, что предписание №03-01/30 от 28 апреля 2017 года выдано в установленном законом порядке лицом, уполномоченным на то должностным лицом, предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным.

Оценивая доводы жалобы о невиновности, нахожу их несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, которое выразилось в бездействии, в безразличном отношении к внесенному предписанию, его неисполнении в срок, который, как обоснованно указано мировым судьей, был достаточным для его исполнения.

Доводы об отсутствии реальной возможности исполнения предписания, о принятии конкретных действий, направленных на его исполнение были предметом исследования суда первой инстанции, обоснованно признаны несостоятельными, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, из которых следует, что Университет после направления в апреле 2017 года заявки на получение логинов и паролей, лишь 24 января 2019 года, то есть, спустя один год и девять месяцев, истребовал информацию, необходимую для проведения работ, направленных на исполнение предписания.

Утверждения о том, что предметы археологии не имеют ценности и не подлежат регистрации в Госкаталоге не могут быть признаны состоятельными, поскольку противоречат обязательным требованиям федерального законодательства (п.13 ст. 45.1, ст. 30 Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации; ч.2ст.2 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации в музеях в российской Федерации», а также требованиям установленного Порядка передачи государственно археологических предметов, утвержденного Приказом Минкультуры России 27 ноября 2015 года за № 2877.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что юридическое лицо на протяжении продолжительного времени не предпринимало попытки истребовать информацию о логине и пароле, необходимых для выполнения работ согласно выданному предписанию и доказательств обратного суду, не представлено.

Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями закона, является справедливым и соразмерным содеянному.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 161 в Центральном районе г. Красноярска ФИО2 от 10 апреля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», - оставить без изменения, жалобу представителя ФИО1, - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его оглашения.

Судья Е.В. Шлейхер