ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-456/2021 от 17.08.2021 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№12-456/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ростов-на-Дону 17 августа 2021 года

Судья Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону Шандецкая Г.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Управления Федеральной Антимонопольной службы по Ростовской области от 07.06.2021г. о привлечении к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 07.06.2021 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

05.07.2021 в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону поступила жалоба ФИО1, который просит указанное выше постановление отменить и производство по административному делу прекратить, указав, что в действиях Заказчика отсутствовал умысел на ограничение конкуренции и создание преимущественных условий участникам закупки. ТЭБ служит информационной базой для расчета валового потребления топливно- энергетических ресурсов, дает возможность распределения энергетических ресурсов между системами теплоснабжения и энергоснабжения, потребителями или группами потребителей. В настоящее время в Ростовской области отсутствует ТЭБ.

Мероприятия по разработке ТЭБ детализированы в техническом задании к проекту контракта.

В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 технического задания к проекту контракта помимо разработки топливно-энергетического баланса Ростовской области за 2020 год предусмотрено выполнение Исполнителем работ мероприятий по составлению пояснительной записки, включающей в себя подготовку аналитических материалов на основе подготовленного Баланса, подготовку заключения с оценкой энергоемкости ВРП, а также пояснительная записка в обязательном порядке должна содержать экспертные рекомендации.

При этом, сформулированные Минпромэнерго Ростовской области требования к объекту закупки не привели к необоснованному ограничению количества участников открытого конкурса, а также неоднозначному толкованию конкурсной документации. Для участия в конкурсе подано 5 заявок, в которых участники готовы были оказать услуги, предусмотренные конкурсной документацией.

19.07.2021 в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону поступил подлинный административный материал.

ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель заявителя по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, вину признал, просил решение отменить в связи с малозначительностью допущенного правонарушения. Приобщил к материалам дела предписание, ответ и решение УФАС.

Представитель УФАС по Ростовской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Выслушав представителя заявителя жалобы, изучив доводы жалобы, материалы дела, представленные суду доказательства, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Ростовским УФАС России по итогам рассмотрения дела принято решение от 12.03.2021 о признании Заказчика нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выявленные нарушения содержались в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об открытом конкурсе в электронной форме № «Выполнение научно-исследовательской работы по разработке топливно-энергетического баланса Ростовской области за 2020 год» (далее - конкурс, закупка.

Согласно «Извещению о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме» №:

установлены дата и время окончания подачи заявок - 15.03.2021 в 00:01;

начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 1 116 666,66 рублей;

Извещение и документация размещены в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16.02.2021.

В силу п.8 ч.1 ст.54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как указано в ч.8 ст.32 Закона, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п.1 и 2 ч.1 данной статьи.

В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно приложению, к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд соотношение стоимостных и нестоимостных критериев оценки заявок как 20 к 80 возможно в случае, если предметом контракта является исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно- конструкторских или технологических работ.

Положениями документации определено, что предметом контракта, заключаемого по итогам закупки, является разработка топливно-энергетического баланса (далее - ТЭБ) Ростовской области за 2020 год. Разработка ТЭБ осуществляется в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 14.12.2011 №600 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

Пунктом 3 Приказа Минэнерго РФ от 14.12.2011 №600 определено, что ТЭБ составляется на основе однопродуктовых энергетических балансов в форме таблицы по образцу согласно приложению №1 к настоящему Порядку, объединяющей данные однопродуктовых энергетических балансов в единый баланс, отражающий указанные данные в единых энергетических единицах.

В соответствии с п.36 Приказа Минэнерго РФ от 14.12.2011 №600 для заполнения строк и граф баланса используется официальная статистическая информация, агрегированная по первичным статистическим данным форм федерального статистического наблюдения, указанных в п.37-48 настоящего Порядка, которая в установленном порядке предоставляется Росстатом в виде отчетов.

Положениями п.50-56 определены этапы составления ТЭБ, заключающиеся в отборе данных, включении их в таблицу, выявлении противоречий и расхождений, а также произведении расчетов.

Таким образом, разработка ТЭБ представляет собой приведение анализа ограниченного перечня заранее разработанных уполномоченными учреждениями исходных данных в строгом соответствии с требованиями Приказа Минэнерго РФ от 14.12.2011 №600, являющегося, по сути, инструкцией. Для достижения цели исполнения контракта, исполнителем будут применены наборы известных знаний, приемов, методов, методик, расчетов для получения конечного продукта.

Вместе с тем, согласно ст.2 Федерального закона от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

-фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;-прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

-поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

Комиссией установлено, что описание объекта закупки - Техническое задание - основано на положениях Приказа Минэнерго РФ от 14.12.2011 №600. К этапам, предусмотренным указанным подзаконным актам, конкурсной документацией дополнительно установлен этап: «анализ структуры Баланса и факторов, ее определявших». Вместе с тем, составление аналитических материалов на основе ТЭБ оформляется в свободной форме в виде пояснительной записки, т.е. к аналитике не предусмотрено требований, исполнить которые возможно только при наличии специальных научных знаний. Более того, сам вывод не носит научного характера, поскольку не отвечает признаку новизны - перед исполнителем не ставится вопросов, на которые необходимо ответить по итогу проведения научных изысканий, не определены пределы прикладного применения полученных научных знаний. В связи с этим Комиссия также отклоняет довод Заказчика о том, что в Ростовской области отсутствует ТЭБ, что свидетельствует о новизне и научности исследования. Отсутствие массива информации в едином конкретном виде (ТЭБ) при ее разрозненном наличии в других официальных источниках, не превращает деятельность по ее сбору и фиксации в установленном виде научной.

В силу вышеизложенного, предмет контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой процедуры, не является научно-исследовательской деятельностью, следовательно, установление соотношения стоимостных и нестоимостных критериев оценки осуществлено в нарушение положений Правил и норм Закона. Заказчик нарушил 4.1 ст.54.3 Закона.

Согласно ч.1 ст. 107 Закона за нарушение положений законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.06.2021 г., документацией об аукционе в электронной форме и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и суд приходит к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы в целом не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судьей районного суда и оценены по правилам, установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с правилами статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено.

Таким образом, оснований для признания обжалуемого постановления незаконным не имеется, соответственно, жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Доводы о малозначительности вменяемого административного правонарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.

Исходя из объекта вменяемого правонарушения, обстоятельств дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление И.О. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 07.06.2021г. о привлечении к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья