ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-457/20 от 10.08.2020 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

дело № 12-457/2020

РЕШЕНИЕ

10 августа 2020 года г. Владивосток

Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Лесникова А.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 17 Первореченского судебного района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 17 Первореченского судебного района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ начальник Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в районный суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на невиновность в совершенном правонарушении.

В судебном заседании защитник ФИО2 поддержала доводы жалобы, просила об ее удовлетворении, ссылаясь на незаконность привлечения должностного лица к административной ответственности.

Участвующий в рассмотрении настоящей жалобы в соответствии с требованиями ст. 25.11, п. 9 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, помощник Приморского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО3 в заключении возражала против доводов жалобы, указав, что все процессуальные действия в рамках производства по делу выполнены в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом установленных в обстоятельств по делу оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав участника производства по делу об административном правонарушении, заключение прокурора, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию. начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге ФИО1

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Приморской транспортной прокуратурой по результатам проведенного в рамках осуществления надзорной деятельности анализа сведений и документов установлено нарушение Ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации при осуществлении своей деятельности пункта «г» части 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69, пункта 23 и пункта 38 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 № 472.

В нарушение вышеуказанных положений закона во Владивостокском отряде Ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации не обеспечено своевременное прохождение соответствующего должностным обязанностям профессионального образования работников. К самостоятельной работе допущено 60 работников, которые не прошли профессиональное обучение в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии), однако состоящие в должностях пожарных с 2006 года в соответствии с приказами о приеме работников на работу.

По выявленным нарушениям заместителем прокуратурой в отношении начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге ФИО1 было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - Положение № 69), в котором определен порядок лицензирования работ по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

В соответствии с п. п. «г» п. 3 Положения № 69 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются, в том числе, наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (квалификации, подтвержденной документом о прохождении профессионального обучения).

Согласно пункту 23 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 № 472 (далее - Порядок № 472) специальное первоначальное обучение должно проводиться в отношении лиц, впервые принимаемых на службу (работу) по контракту (трудовому договору) в органы управления и подразделения пожарной охраны, в целях приобретения ими знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного исполнения обязанностей по должности.

Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа: индивидуальное обучение по месту службы; курсовое обучение; стажировка в занимаемой должности по месту службы.

Не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию (пункт 38 Порядка № 472).

При производстве по делу об административном правонарушении Ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации не представлено доказательств соблюдения требований пункта «г» части 3 Положения от 31.01.2012 № 69, пункта 23 и пункта 38 Порядка № 472, о том, что 60 работников предприятия допущенных к тушению пожаров прошли профессиональное обучение в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии).

В ходе проведенного прокуратурой анализа установлено, что Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации имеет лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

На основании пункта 2 Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Росжелдора от 07.02.2008 № 46 (далее - Положение о ведомственной пожарной охране), ведомственная пожарная охрана является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта и представляет собой совокупность органов управления и подразделений ФГП ВО ЖДТ России, предназначенных для организации и осуществления профилактики пожаров, а также ведомственного пожарного надзора (далее - пожарный надзор) (проверок, по соблюдению организациями, подведомственными Федеральному агентству железнодорожного транспорта, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки), тушения пожаров и участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

К подразделениям ведомственной пожарной охраны относятся пожарные поезда и пожарные команды согласно пункту 5 Положения о ведомственной пожарной охране.

Основными задачами ведомственной пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте; спасение людей и имущества при пожарах; осуществление ведомственного пожарного надзора (пункт 9 Положения о ведомственной пожарной охране).

Согласно ответу аппарата главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, пожарными поездами Владивостокского отряда в 2018 году было осуществлено 15 выездов, из них: на ликвидацию ЧС, связанных с перевозкой опасных грузов, на ликвидацию пожаров, по запросу МЧС, на пожарно-тактические учения. В 2019 году - на ликвидацию ЧС, связанных с перевозкой опасных грузов, на ликвидацию пожаров, по запросу МЧС, на обеспечение жизнедеятельности объектов, на пожарно-тактические учения.

Кроме того ежегодно трудоустроенные в качестве пожарных работники Владивостокского отряда ведомственной охраны проводят весенние комиссионные осмотры зданий и сооружений на предмет соблюдения пожарного законодательства. По результатам проведенных осмотров Владивостокским отрядом выписываются предписания, обязательные для исполнения. Фактически проверяются объекты железнодорожной инфраструктуры работниками, не имеющими профессионального обучения, соответствующего должностным обязанностям пожарного.

Кроме того, пожарные поезда имеют свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Между тем, в должностной инструкции пожарного Владивостокского отряда Ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации указано, что пожарный обязан выезжать в составе караула для проведения, в том числе боевых действий по тушению пожаров (п. 2.6), должен знать требования, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, МЧС России, регламентирующих организацию работы пожарных поездов, профессиональную подготовку работников пожарных команд, тушение пожаров и участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций, охрану труда, эксплуатацию пожарной и аварийно-спасательной техники (п. 1.4).

Факты привлечения работников Владивостокского отряда Ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации для тушения пожаров подтверждаются, как и вынесение ежегодных предписаний неквалифицированными в области пожарной безопасности работниками.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом директора филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге от ДД.ММ.ГГГГ, начальник Владивостокского отряда осуществляет руководство деятельностью отряда и его структурных подразделений, руководит хозяйственно-финансовой деятельностью отряда, а также организацией работы по обучению вновь принятых работников и технической учебы работников в учебном пункте и подразделениях отряда, работой по разработке программ по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников управления и подразделений отряда.

Таким образом, мировой судья правильно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Утверждения в жалобе заявителя о недоказанности вины должностного лица Владивостокского отряда ведомственной охраны ФИО1 в совершении административного правонарушения не нашли подтверждения при оценке имеющихся в деле доказательств в ходе рассмотрения жалобы на постановление.

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в министерстве юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не означает, что профессиональную подготовку должны пройти вновь принятые пожарные, поскольку вышеуказанный Порядок также содержит требования к повышению квалификации личного состава, которое должно проводиться в целях пополнения и обновления профессиональных знаний личного состава и для решения оперативно-служебных задач, приобретения новых умений и навыков, применения инновационных технологий при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС (п. 123).

Согласно пункту 124 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны предусмотрено, что переподготовка личного состава должна проводиться в целях получения новой специальности (квалификации), необходимой при переводе на другую должность, в органах управления и подразделениях пожарной охраны.

Занятия в системе повышения квалификации и переподготовки должны проводиться в образовательных организациях. Повышение квалификации личного состава должно проводится один раз в пять лет (п. 126,128 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны).

Таким образом, работники Владивостокского отряда, трудоустроенные на должность пожарных, не зависимо от даты трудоустройства должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую их должностным обязанностям.

Из имеющихся в материалах дела приказов начальника Владивостокского отряда о допуске к самостоятельной работе следует, что принятые работники в среднем в течении месяца проходили начальную программу обучения и стажировку, то есть фактически работникам предприятия трудоустроенным в качестве пожарных, проводилось индивидуальное обучение по месту службы и стажировка, минуя курсовое (профессиональное) обучение. Приказы об окончании слушателями курсового обучения отсутствуют. В приказах о допуске к самостоятельной работе не указаны ограничения, перечисленные в п. 37 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, в связи с чем допуск фактически оформлен в соответствии с п. 48 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны. Дальнейшее курсовое обучение на работников отсутствует.

Курсовое обучение должно проводиться в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 38 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию.

Доводы настоящей жалобы о том, что нет доказательств того что необученные работники тушили пожар необоснованны, поскольку работникам на конкретных должностях и специальностях согласно вышеуказанного законодательства должно быть обеспечено своевременное прохождение профессионального образования. Допуск к тушению пожаров неквалифицированных пожарных при неблагоприятном развитии событий может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.

Довод жалобы о том, что Владивостокский отряд Ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации проводит аварийно-спасательные работы и не требуется лицензия отклоняется, поскольку предприятие проводит проведение аварийно-спасательных работ, связанные с тушением пожаров, то согласно п. п. «г» п. 3 Положения № 69 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются, в том числе, наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии юридического лица соответствующего их должностным обязанностям.

Иные доводы жалобы не опровергают исследованных доказательств, которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, рассмотрении дела не имеется.

Постановление о привлечении начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального госудасртвенного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 17 Первореченского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального госудасртвенного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Дальневосточной железной дороге ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 – 30.17 КоАП РФ.

Судья А.С. Лесникова