ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-457/20 от 20.07.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-457/20

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

20 июля 2020 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу законного представителя АНО «АПИРИ ХК» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке №25 от 07.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Автономной некоммерческой организации «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края», местонахождение по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 07.05.2020 АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» привлечена к административной ответственности ст.15.15.5 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 311 340 рублей.

Полагая данное постановление незаконным, законный представитель АНО ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав на то, что дело рассмотрено в отсутствии законного представителя; несмотря на явку в назначенное время, он не допущен к участию в судебном заседании без указания причин; нарушено право на защиту; неверно исчислен размер штрафа; штраф в размере 311 340 руб. является 2% от общей суммы субсидии за 2019 год - 15 567 010,31 руб.; размер той части субсидии, к использованию которой имеются претензии, в соответствии с протоколом, составил 12 999 999 рублей; не приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность, финансовое положение Организации, а также характер совершенного правонарушения; основным источником финансирования АНО является субсидия, предоставляемая ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26.06.2012 №212-пр; размер субсидии рассчитывается исходя из сметы расходов на выполнение плана работ, утв. Наблюдательным советом АНО, по реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края»; утвержденной сметой не предусмотрены денежные средства, которые могли бы быть направлены на оплату штрафных санкций; не приняты во внимание основания для применения ч.3 ст.4.1 или ст.2.9 КоАП РФ; нарушение выявлено только в отношении одного из условий; иные требования, условия предоставления и использования субсидии выполнены; последствия правонарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В письменных возражениях на жалобу должностное лицо, составившее протокол, ФИО2 указала, что в рассматриваемом деле Обществу предоставлена субсидия на финансовое обеспечение затрат, которые возникнут при реализации одного мероприятия государственной программы Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края на сумму 15 567,01 тыс. рублей; согласно отчету о выполнении мероприятий фактически израсходована в полном объеме. При осуществлении расходов не выполнены условия предоставления субсидии. Т.е., заключая договоры с поставщиками, АНО осознавало, что не будут выполнены условия договоров о предоставлении субсидии. Нарушение условий предоставления субсидий выразилось в длительном, на протяжении года пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей. Довод АНО «АПИРИ» об оплате договоров за счет средств субсидии в размере 12 999,99 рублей противоречит отчету об исполнении суммы расходов на выполнение плана работ по реализации 1 мероприятия госпрограммы. Отсутствие во всех договорах с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий о согласии лиц на осуществление ГРБС и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, препятствует осуществлению ими контрольных полномочий, установленных БК РФ, лишает возможности проведения проверок в отношении указанных лиц, соблюдения ими условий заключенных договоров. Согласие на проведение проверок не получено. Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.

В судебном заседании защитник Степанова А.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Инспектор аппарата Контрольно-счетной палаты Хабаровского края ФИО2 полагает постановление мирового судьи полагает законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, должностное лицо, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правоотношениях предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ст.78.1 БК РФ в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.

При предоставлении субсидий, указанных в п.2 ст.78.1 БК РФ, настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (п.3 ст.78.1 БК РФ).

Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Хабаровского края от 26.06.2012 №212-пр утверждена Программа Хабаровского края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края».

Приложением №9 к Программе определен Порядок определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (АНО «АПИРИ ХК»), в том числе на осуществление деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.

Пунктом 2.2 Порядка определены условия предоставления субсидий, одним из которых является включение в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по договору, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты.

Основанием для предоставления Субсидий является договор, оформленный в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов края, заключенный между Министерством и АНО «ДАСИ», предусматривающий, в том числе обязательство о включении в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по договору, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты (п.2.4 Порядка).

Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края в 2019 году, согласно условиям, предусмотренных вышеназванным Порядком, заключен договор о предоставлении субсидии №ЦИ-7-Ф с АНО «ДАСИ» в сумме 15 567,01 тыс. рублей.

Согласно пп.3.4.2 п.3.4 раздела 3 Договора одним из условий предоставления субсидии также является включение в договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидии в целях исполнения обязательств по данному договору, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление главным распорядителем средств краевого бюджета и органами государственного финансового контроля Хабаровского края проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты.

При проведении контрольного мероприятия на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и иных источников в рамках реализации государственной программы края «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» в 2019 году, в том числе на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» должностным лицом Контрольно-счетной палаты Хабаровского края установлено, что 10.10.2019, 11.11.2019, 14.11.2019, 15.11.2019, 21.10.2019, 13.11.2019 АНО «ДАСИ» заключено 8 договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях исполнения обязательств по Договору № ЦИ-7-Ф, в которых отсутствует условие о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля Хабаровского края проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты.

В связи с нарушением АНО «ДАСИ» требований п.3 ст.78.1 БК РФ, п.2.2 Порядка предоставления субсидий, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 26.06.2012 №212-пр, п.3.4 Договора о предоставлении субсидии №ЦИ-7-Ф, выразившегося в невыполнении обязанности по включению в вышеназванные договоры условия о согласии поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на осуществление Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля Хабаровского края проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета приобретения данными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за счет полученных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат АНО «ДАСИ», иностранной валюты, 21.04.2020 должностным лицом Контрольно-счетной палаты Хабаровского края в отношении АНО «АПИРИ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Распоряжение №11 от 04.02.2020 и.о. министра инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, протокол заседания Попечительского совета №88 от 07.02.2020, устав юридического лица в новой редакции, выписка из ЕГРЮЛ от 06.03.2020, свидетельство о постановке на учет РФ в налоговом органе 19.02.2020, подтверждают смену наименования АНО «ДАСИ» на АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края».

Постановлением мирового судьи от 07.05.2020 Автономная некоммерческая организация «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы о наличии в действиях автономной некоммерческой организации состава указанного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении мирового судьи доказательствах, в том числе: договора о предоставлении из краевого бюджета субсидии АНО «ДАСИ» от 28.05.2019 №ЦИ-7-Ф, дополнительного соглашения №2 от 23.10.2019 к договору №ЦИ-7-Ф от 28.05.2019, договоров от 10.10.2019, 11.11.2019, 14.11.2019, 15.11.2019, 21.10.2019, 13.11.2019, протокола об административном правонарушении от 21.04.2020, Уставов юридического лица АНО «ДАСИ» и АНО «АПИРИ ХК», которые в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

При таких обстоятельствах у мирового судьи имелись основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вина юрлица заключается в бездействии и выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области финансов.

Поскольку юрлицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, его законный представитель явился к мировому судье, вместе с тем, материалы дела не содержат ходатайств об отложении судебного заседания в связи с вводимыми ограничениями, а участие стороны не являлось обязательным, доводы о нарушении права на защиту несостоятельны.

Ссылка в жалобе на наличие оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях также является необоснованной.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Совершенное административное правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, касающимся обеспечения порядка проведения мероприятий бюджетного контроля в отношении 8 заключенных договоров, независимо от наступления каких-либо негативных последствий, и не может быть признано малозначительным.

Доводы о необходимости исчисления суммы штрафа от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условий ее предоставления, несостоятельны. В соответствии с вышеуказанным договором №ЦИ-7-Ф и дополнительным соглашением к нему №2 общий объем субсидии составил 15 567 010,31 рублей. Указанная субсидия представлена в целях реализации мероприятия, на финансовое обеспечение затрат, источником финансового обеспечения которого является субсидия (п.1.1, п.3.1 Договора), которые возникнут при реализации мероприятия государственной программы, при этом условия предоставления субсидии не выполнены. В соответствии с отчетом, субсидия израсходована полностью. Ссылка стороны защиты об оплате договоров за счет средств субсидии на сумму 12 999,99 рублей противоречит также отчету об исполнении сметы расходов на выполнение плана работ по реализации 1 мероприятия госпрограммы, что следует из письменных возражений на жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, оснований которые ставить под сомнение у суда нет..

В ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 15.07.1999 N11-П разъяснено, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Поскольку учредителем организации является Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, основным источником его финансирования является предоставленная субсидия, минимальная предусмотренная по настоящему делу санкцией ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ сумма штрафа в размере – 311 340 рублей является значительной, и наложение штрафа в этом размере может привести к существенным затруднениям в ее деятельности, в том числе в части выполнения социальных обязательств.

В этой связи назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 2 процентов суммы полученной субсидии в рассматриваемой ситуации не может быть признано обеспечивающим баланс основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений, а также адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, в связи с чем, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.

Других оснований, предусмотренных ст.30.7 КоАП РФ, для отмены или изменения постановления мирового судьи, не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного района «Центральный район г.Хабаровска» на судебном участке №25 от 07.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Автономной некоммерческой организации «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» изменить, смягчить назначенное наказание до 155 670 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу считать частично удовлетворенной.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12,30.14 КоАП РФ.

Судья Ткаченко Е.С.