ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-457/2021 от 09.12.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

55RS0-10

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Омск 09 декабря 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглакова Г.Г., при секретаре ФИО3, с участием представителя Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ФИО4, действующей на основании доверенности, старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на постановление от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Как следует из названного постановления, ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по ФИО2<адрес>ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства , возбужденного на основании исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения которого является обязанность принять меры по ремонту дорожного покрытия на участках автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения: Бекишево-Нагибино-Кутырлы (с км 64 по км 81), Старосолдатское-Колосовка ( с км 15 по км 75), Тара-Колосовка (с км 45 по км 77) в пределах Колосовского муниципального района ФИО2<адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства и ФИО10 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». При недостаточности находящихся в распоряжении КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» денежных средств субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Министерство строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда в полном объеме.

Однако в установленный судебным приставом-исполнителем срок требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в полном объеме не исполнено. Таким образом, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в лице своего представителя по доверенности ФИО4 обратилось в Центральный районный суд <адрес> с жалобой на вышеуказанное постановление, где просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Минстроя Омской области состава административного правонарушения. Поскольку выводы о наличии вины Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в совершении вышеуказанного административного правонарушения, а также о противоправности действий Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области сделаны без учета всех обстоятельств дела и требований действующего законодательства. Учитывая, что финансирование работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения осуществляется в рамках государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы в Омской области», утвержденной постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> бюджетных ассигнований на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог определяется в соответствии с постановлением ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п "О нормативах финансовых затрат и правилах расчета размера бюджетных ассигнований областного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности ФИО2<адрес>" (далее - постановление ФИО1-п).

Считает необходимым отметить, что размер дорожного фонда доведенных Минстрою Омской области значительно ниже потребности и нормативов, рассчитанных в соответствии с постановлением ФИО1-<адрес>, в соответствии с постановлением ФИО1-п потребность на текущий год в затратах на выполнение капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и (или) межмуниципального значения Омской области составляет 28 321 млн. рублей, в том числе: - капитальный ремонт автомобильных дорог - 13 244 млн. рублей; - ремонт автомобильных дорог - 8 966 млн. рублей; - содержание автомобильных дорог - 6 111 млн. рублей.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда определяется Законом ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Законом ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О дорожном фонде ФИО2<адрес>".

В текущем году объем дорожного фонда ФИО2<адрес> составляет 11 290 583 458,59 рублей.

<адрес> бюджета ежегодно на содержание дорог направляется около 31,3 % от нормативной потребности, определенной постановлением ФИО1-<адрес> средств недостаточно для содержания существующей сети автодорог в соответствии с требованиями ФИО10 50597-93.

Несмотря на недостаточность бюджетных ассигнований для осуществления дорожной деятельности перед Минстроем Омской области поставлены задачи:

1) по достижению показателей результативности национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", обеспечение обязательств по уже заключенным (переходящим) государственным контрактам.

На реализацию мероприятий национального проекта направляется 50 % от общего объема дорожного фонда Омской области, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения - 20 % от общего объема дорожного фонда Омской области (что составляет только 33 % от нормативов финансовых затрат на содержание автодорог в год, установленных постановлением ФИО1-п );

2) обеспечение поддержки местных бюджетов на уровне 2020 года - предоставление субсидий местным бюджетам (уровень субсидий местным бюджетам в 2021 году на дорожную деятельность не превышает уровень прошлого года, а по некоторым статьям расходов значительно ниже уровня 2020 года, что говорит о недостаточности бюджетных ассигнований на осуществление дорожной деятельности в соответствии с требованиями законодательства).

Кроме того, между Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации и Заместителем ФИО1<адрес> Министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ-R0068-1, дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ-R0068-1/2, согласно которому к концу 2024 года Минстрой Омской области в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", федерального проекта "Дорожная сеть", в том числе обязуется достичь показателя - доли протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значение, соответствующих нормативным требованиям в размере 50,01 %. Показатель национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги», который необходимо достичь до конца 2024 года - доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям в размер 50,9 %.

Поэтому средства дорожного фонда приоритетно направляются на приведение автомобильных дорог регионального значения в соответствие нормативными требованиями. Перечень объектов, на которых необходимо произвести ремонт формирует КУ "УДХ" с учетом обязательств эффективного использования бюджетных средств. КУ "УДХ" направляет предложения по распределению бюджетных ассигнований дорожного фонда на последующие годы, Минстрой Омской области его утверждает. В силу того, что полномочия Минстроя в сфере дорожного хозяйства осуществляет КУ "УДХ" - Минстрой Омской области не обладает информацией о необходимости проведения ремонта на тех или иных автомобильных дорогах и их участков, их техническом, эксплуатационном состоянии, а может руководствоваться только сведениями и предложениями КУ "УДХ".

По информации КУ "УДХ" в первую очередь включаются участки автомобильных дорог, имеющие наиболее социальную и экономическую значимость для региона и находящиеся в неудовлетворительном транспортно-эксплуатационном состоянии.

Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, Минстроем Омской области, КУ "УДХ" принимались следующие меры по исполнению решения суда и требования судебного пристава - исполнителя, в соотношении размера дорожного фонда и обязательств.

1. О мерах по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги «Старосолдатское – Колосовка» (с км 15 по км 75).

В рамках Программы -п во втором полугодии 2021 года планируется выполнить ремонт автомобильной дороги Старосолдатское - Колосовка Колосовского муниципального района ФИО2<адрес> на участке км 29+850 - км 32+130 на сумму 16 192 947,60 рублей. Также в 2019 году в рамках программы 262-п, выполнены работы по ремонту автомобильной дороги "Старосолдатское - Колосовка", участок км. 26+100 – км. 29+782 на сумму 25 640,590 тыс. рублей.

В рамках выделенных бюджетных ассигнований на содержание автомобильных дорог выполнен ямочный ремонт указанной автомобильной дороги:

В 2019 году - общей площадью 2 108 м2;

В 2020 году - общей площадью 13 224 м2;

В 2021 году - общей площадью 1 558,3 м2.

На автомобильной дороге Старосолдатское - Колосовка, расположенной на территории Колосовского муниципального района Омской области, с апреля по июль 2021 года были произведены следующие работы: ямочный ремонт автомобильной дороги общей площадью 1 558,3 м2; планировка проезжей части гравийных дорог автогрейдером на площади 86 300 м2; планировка проезжей части гравийных дорог 122 500 м2; ремонтная планировка проезжей части грунтовых дорог - 11,6 км; планировка автогрейдером грунтовых обочин - 177 км; ремонтная планировка гравийных дорог - 70,4 км; ремонтная планировка существующих обочин - 179 км; уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги; очистка автобусных остановок от грязи, пыли, мусора; замена стоек и щитков дорожных знаков; скашивание травы с обочин.

2. О мерах по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги "Бекишево-Нагибино-Кутырлы" (с км. 64 по км. 81).

В рамках выделенных бюджетных ассигнований на содержание автомобильных дорог выполнен ямочный ремонт указанной автомобильной дороги:

В 2019 году - общей площадью 742 м2;

В 2020 году - общей площадью 1 763 м2 ;

В 2021 году - общей площадью 646,2 м2

На автомобильной дороге Бекишево - Нагибино - Кутырлы, расположенной на территории Колосовского муниципального района Омской области, с апреля по июль 2021 года были произведены следующие работы: ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия общей площадью 646,2 м2; ямочный ремонт щебеночных покрытий - 193,2 м2; планировка автогрейдером грунтовых обочин - 12 км; наметание каменной мелочи или высевок КДМ - 3870 м2; скашивание травы на обочинах.

3. О мерах по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги ”Тара-Колосовка” (с км. 45 по км. 77).

В 2019 году - общей площадью 409 м2;

В 2020 году - общей площадью 1 044 м2;

В 2021 году - общей площадью 2 077,3 м2

На автомобильной дороге Тара - Колосовка, расположенной на территории Колосовского муниципального района Омской области, с апреля по июль 2021 года выполнялись следующие работы: ямочный ремонт покрытия общей площадью 2 077,3 м2; планировка проезжей части гравийных дорог автогрейдером на площади 7 000 м2; ремонтная планировка гравийных дорог - 114 км; планировка автогрейдером грунтовых обочин - 12 км; ремонтная планировка существующих обочин - 209 км; наметание каменной мелочи или высевок КДМ 6540 м2; ремонтная планировка грунтовых дорог - 12 км; уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги; скашивание травы с обочин.

В настоящий момент выделенная сумма денежных средств на выполнение работ по содержанию вышеуказанных автомобильных дорог не позволяет обеспечить нормативное содержание дорог в соответствии с требованием ФИО10 50597 - 93 и не соответствует размеру, рассчитанному в соответствии с постановлением ФИО1-п.

Отмечает, что ГОСТР 50597-93 в настоящее время признан утратившим силу.

Для обеспечения круглогодичного беспрепятственного движения транспортных средств необходимо выполнить ремонт и реконструкцию вышеуказанных автомобильных дорог.

В соответствии со строками 28, 37, 40 программы проведения диагностики автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения по Омской области к региональному проекту "Региональная и местная дорожная сеть" Омской области Программы -п на автомобильных дорогах "Бекишево - Нагибино - Кутырлы", "Старосолдатское - Колосовка" и "Тара - Колосовка" запланирована инструментальная диагностика. Срок проведения инструментальной диагностики - ноябрь 2021 года.

Ориентировочная стоимость ремонта участка автомобильной дороги Тара - Колосовка Колосовского муниципального района Омской протяженностью 28,11 км. согласно постановлению ФИО1<адрес>-п составит 595,15 млн. рублей.

Ориентировочная стоимость реконструкции участка автомобильной дороги Тара - Колосовка Колосовского муниципального района ФИО2 протяженностью 2,99 км. составит 165,046 млн. рублей.

Ориентировочная стоимость ремонта автомобильной дороги Старосолдатское - Колосовка на территории Колосовского муниципального района Омской области протяженностью 45,95 км. согласно постановлению ФИО1<адрес>-п составит 704,58 млн. рублей.

Ориентировочная стоимость ремонта участка автомобильной дороги Бекишево - Нагибино - Кутырлы, протяженностью 17,5 км., согласно постановлению ФИО1<адрес>-п составит 268,34 млн. рублей.

С учетом того, что лимиты бюджетных ассигнований на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального значения Омской области, предусмотренные на 2021 год, распределены в полном объеме, вопрос поэтапного ремонта автомобильных дорог не мог быть решен в текущем году, но будет рассмотрен дополнительно в последующие годы в случае увеличения бюджетных ассигнований дорожного фонда Омской области.

Полагает, что при изложенных обстоятельствах, в действиях Минстроя Омской области отсутствует один из важнейших признаков состава административного правонарушения – виновный характер действия (бездействия) юридического лица, поскольку с момента вынесения решения суда по гражданскому делу у Минстроя ФИО2<адрес> отсутствует объективная возможность исполнения обязательства в полном объеме по приведению в соответствии с ГОСТ автомобильных дорог «Бекишево - Нагибино – Кутырлы», «Старосолдатское – Колосовка» и «Тара – Колосовка».

В соответствии с положениями статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

Просит постановление по делу отменить, производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области по доверенности ФИО7 доводы жалобы поддержала в полном объёме.

Старший судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО8 в удовлетворении жалобы просила отказать.

Изучив дело об административном правонарушении, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа № ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Колосовским районным судом по делу , возбуждено исполнительное производство в отношении Министерства строительства и ЖКК Омской области, предметом исполнения которого является обязать КУ Омской области Управление дорожного хозяйства Омской области принять меры по ремонту дорожного покрытия на участках автомобильных дорог общего пользования регионального и межрегионального значения: «Бекишево - Нагибино – Кутырлы» (с км.64 по км. 81), «Старосолдатское – Колосовка» (с км. 15 по км.75), «Тара – Колосовка» (с км.45 по км.77) в пределах Колосовского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями действующего законодательства и ФИО10 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. При недостаточности находящихся в распоряжении КУ Омской области Управление дорожного хозяйства Омской области денежных средств субсидиарную ответственность по данному обязательству возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству .

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО6 в связи с неисполнением требований исполнительного документа, выставлено требование, установлен новый срок исполнения, до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области вынесено постановление , которым Минстрой Омской области признан виновным по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Обжалуя указанное постановление, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ссылается на то, что для исполнения решения суда необходимо соблюдение установленного законом порядка выделения денежных средств из бюджета на эти цели, выполнение ряда других мероприятий, в связи с чем, не имел возможности исполнить решение суда в сроки, установленные для добровольного исполнения решения суда.

Полагает, что освобождение должника от взыскания административного наказания в виде штрафа связано с отсутствием его вины в нарушении установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Вышеуказанные обстоятельства, по убеждению районного суда, не освобождают Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от обязанности по исполнению решения суда.

Решение Колосовского районного суда Омской области вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что для принятия всех необходимых мер для выполнения судебного решения отводилось достаточное время.

Довод заявителя о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с недостатками бюджетного финансирования, не является основанием для признания незаконным постановления о назначении административного наказания.

Доказательств невозможности соблюдения Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые они не могли предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от них требовалась, равно, как и доказательств принятия всех зависящих от Министерства мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины во вмененном правонарушении.

Кроме того, суд учитывает, вступившее в законную силу определение Ленинского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ которым Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области отказано в прекращении исполнительного производства возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по решению Колосовского районного суда Омской области.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ субсидиарной ответственностью является ответственность, которую лицо несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.

В силу пункта 2 части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

В пункте 7 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Основанием для привлечения Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области к предусмотренной ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному к исполнению требованию к основному должнику - КУ Омской области Управление дорожного хозяйства Омской области.

Учитывая приведенные выше нормы закона, период времени, прошедший с момента вынесения решения суда (более девяти лет), социальную значимость судебного акта, суд соглашается с выводами о наличии вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, изложенными в постановлении, и не усматривает оснований для освобождения от административной ответственности, а также не усматривает оснований для прекращения производства по делу.

Представленные в материалах дела доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ему в пределах, установленных санкцией ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений требований материального и процессуального закона, безусловно влекущих отмену вынесенного постановления, не усматривается.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Г.Г. Щеглаков