ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-458/18 от 24.12.2018 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №12-458/2018 г.

РЕШЕНИЕ

24 декабря 2018 года г. Пенза

Судья Первомайского районного суда г. Пензы Гошуляк Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу ООО «Теплоцентраль» на постановление №904/юл-4 заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пензенской области (по правовым вопросам) ФИО1 от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением №904/юл-4 ГИТ в Пензенской области от 22 ноября 2018 года ООО «Теплоцентраль» признано виновным в совершении администра­тивного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто админист­ративному наказанию в виде административного штрафа в размере 135 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Теплоцентраль» обратилось в Первомайский районный суд г. Пензы с жалобой, в которой указывает, что положения ч.8 ст. 360 ТК РФ допускают проведение внеплановой выездной проверки по указанным в ней основаниям незамедлительно без согласования с органами прокуратуры. Однако из материалов дела об административном правонарушении не следует, что проверка осуществлялась незамедлительно после поступления обращения П.И.Н. о нарушении ее трудовых прав. Вопреки предусмотренным указанной нормой требованиям закона проверка проведена в период с 20.08.2018 г. по 13.09.2018 г., то есть, спустя пять дней с момента поступления обращения и без согласования с органами прокуратуры.

В судебном заседании директор ООО «Теплоцентраль» ФИО2 и представитель ООО «Теплоцентраль» по доверенности - ФИО3 поддержали доводы жалобы, дали объяснения, аналогичные ее содержанию.

Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в Пензенской области ФИО4, действующая на основании доверенности, с жалобой не согласна, просит оставить постановление без изменения.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пензенской области (по правовым вопросам) ФИО1 от 22 ноября 2018 года ООО «Теплоцентраль» было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 135 000 руб. за правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно Приказу Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» оператору котельной обязательно предоставление следующих средств индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий -1 шт. или костюм для защиты от повышенных температур - 1 шт., перчатки с полимерным покрытием - 12 пар, Перчатки для защиты от повышенных температур - 2 пары, щиток защитный лицевой - до износа, или очки защитные - до износа, каска защитная - 1 шт. на 2 года, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа.

При работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе, дополнительно: фартук из полимерных материалов с нагрудником - 1 шт.

В ходе проведения проверки исполнения трудового законодательства в отношении ООО «Теплоцентраль» ГИТ в Пензенской области были выявлены следующие нарушения:

- в нарушение норм ст. 221 ТК РФ и Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. №997н оператор газовой котельной П.И.Н. не была обеспечена средствами индивидуальной защиты.

В связи с этим зам. руководителя ГИТ в Пензенской области пришла к выводу о привлечении ООО «Теплоцентраль» к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «Теплоцентраль» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Теплоцентраль» в соответствии с санкцией ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 указанного Кодекса).

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Между тем, суд считает, что назначенное ООО «Теплоцентраль» административное наказание не согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), не соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

В соответствии с требованиями подп. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, устранение допущенных нарушений, судья считает возможным снизить размер назначенного административного наказания в виде штрафа до 65 000 руб. При этом суд признает в качестве дополнительного обстоятельства, смягчающего ответственность, отсутствие негативных последствий в результате совершенного правонарушения.

Доводы жалобы ФИО2 о нарушении порядка проведения проверки ГИТ в Пензенской области без извещения прокуратуры являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Так, исходя из требований ст. 360 ТК РФ, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (абзац 4 ч.7 ст. 360 ТК РФ);

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (абзац 5 ч.7 ст. 360 ТК РФ);

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Как установлено в судебном заседании, внеплановая, выездная проверка ООО «Теплоцентраль» была проведена на основании распоряжения ГИТ в Пензенской области от 16.08.2018 г., в связи с обращением работника ООО «Теплоцентраль» П.И.Н. 15.08.2018 г. в ГИТ в Пензенской области по фактам нарушения ее трудовых прав.

Вышеуказанные положения ст. 360 ТК РФ допускают проведение внеплановой выездной проверки по указанным в ней основаниям незамедлительно без согласования с органами прокуратуры.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

постановление №904/юл-4 заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Пензенской области (по правовым вопросам) ФИО1 от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ - изменить, снизить размер назначенного ООО «Теплоцентраль» административного наказания в виде штрафа до 65 000 (шестидесяти пяти тысяч) руб., жалобу ООО «Теплоцентраль» - удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: