ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-458/20 от 09.12.2020 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

70RS0001-01-2020-006320-61

Дело № 12-458/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

09.12.2020 судья Кировского районного суда г. Томска Желтковская Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного земельного надзора – главного государственного инспектора г.Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель ФИО2 от 16.09.2020 о назначении ФИО1 административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности начальника отдела государственного земельного надзора – главного государственного инспектора г.Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель ФИО2. от 16.09.2020 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

ФИО1, не согласившись с постановлением, обратился с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указал, что о совершении правонарушении должностному лицу стало известно 25.01.2019, когда составлен акт о нарушении требований земельного законодательства и выдано предписание об устранении нарушений. 22.03.2019 по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, 16.04.2019 вынесено постановление о назначении наказания по ст.7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка по адресу: /________/. За неисполнение предписания департамента недвижимости от 25.01.2019 также составлялся протокол об административном правонарушении.

В судебное заседание ФИО1, защитник Грахович М.А., извещенные о времени и места рассмотрения жалобы не явились, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд также не явился.

Изучив доказательства, материалы дела об административном правонарушении, судья считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Установленный порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающих гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона включает в себя, в том числе, действия по пользованию земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются наличие разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженного с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Субъектом административного правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно положениям ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, сделки с объектом недвижимости или о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости в Единый государственный реестр прав вносится запись об этом заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта недвижимости или возражения в отношении зарегистрированного права на него.

Исходя из положений п. 1 ст. 26 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав.

Из материалов дела следует, что 13.07.2020 департаментом управления муниципальной собственности администрации г.Томска на основании распоряжения от 17.06.2020 № 344-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства, а также исполнения предписания об устранении выявленного нарушения от 25.01.2019 ФИО1 при использовании земельного участка с кадастровым номером /________/, расположенного по адресу: /________/, в ходе которой установлено, что указанный земельный участок, принадлежит ФИО1 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2005 сделана соответствующая запись регистрации № /________/. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования: для завершения строительства и последующей эксплуатации жилого дома.

В ходе проведения проверки 25.01.2019 установлено, что помимо принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером /________/, им используется дополнительная территория площадью /________/ кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером /________/, из которых /________/ кв.м из земель государственная собственность на которые не разграничена; /________/ кв.м от территории земельного участка с кадастровым номером /________/; /________/ кв.м от территории земельного участка с кадастровым номером /________/. Поскольку каких-либо правоустанавливающих документов (прошедших регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав), в соответствии с гл. V Земельного кодекса РФ, на дополнительно используемый ФИО1 земельный участок общей площадью /________/ кв.м ФИО1 не представлено, ему выдано предписание от 25.01.2019 об устранении выявленного нарушения со сроком исполнения до 25.07.2019.

Впоследствии по обращениям ФИО1 о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства определениями от 14.08.2019, 23.12.2019, 29.04.2020 срок устранения нарушения земельного законодательства продлен до 15.06.2020 (включительно).

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства, 13.07.2020 установлено, что ФИО1 предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 25.01.2019 исполнил частично. Нарушение, выраженное в виде самовольного занятия земельных участков, площадью /________/ кв.м от территории земельного участка с кадастровым номером /________/ и /________/ кв.м от территории земельного участка с кадастровым номером /________/, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером /________/, без предусмотренных законодательством РФ прав на указанные земельные участки, не устранено, что подтверждается актом проверки соблюдения требований земельного законодательства от 13.07.2020.

Земельный участок, расположенный по адресу: /________/, кадастровый номер /________/, площадью /________/ кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером /________/, принадлежит ФИО1 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.12.2019 сделана соответствующая запись регистрации № /________/. Земельный участок расположен на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования: для завершения строительства и последующей эксплуатации жилого дома.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.06.2020 ФИО1 также принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами /________/, площадью /________/ кв.м, расположен на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования: элементы благоустройства территории (регистрационная запись от 05.12.2019 № /________/) и /________/, площадью /________/ кв.м, расположен на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования: элементы благоустройства территории (регистрационная запись от 05.12.2019 № /________/1).

Границы и размеры земельного участка с кадастровым номером /________/ определены и учтены в соответствии с требованиями земельного законодательства в государственном кадастре недвижимости. На земельном участке расположено двухэтажное деревянное здание. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.

Из акта проверки соблюдения требований земельного законодательства от 13.07.2020, протокола по делу об административном правонарушении от 31.07.2020 следует, что границы земельного участка, установленные на местности, не соответствуют границам земельного участка, сведениям о которых учтены в государственном кадастре недвижимости. Помимо принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером /________/, ФИО1 самовольно занимает и использует дополнительную территорию, часть которой распложена с восточной стороны, на земельном участке с кадастровым номером /________/ (вид разрешенного использования: полоса отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения), принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Город Томск». Кроме того, ФИО1 огорожена деревянным забором на бетонном фундаментном основании часть территории земельного участка с кадастровым номером /________/ (вид разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания здания и сооружений школы), принадлежащего на праве собственности Томской области.

В ходе полевых измерений, выполненных с помощью лазерного дальномера «BOSCH GLM 250» и вычислений, выполненных при помощи программного обеспечения ИСОГД «Геокад», установлено, что ФИО1 дополнительно использует часть земельного участка с кадастровым номером /________/, площадью /________/ кв.м и часть земельного участка с кадастровым номером /________/, площадью /________/ кв.м (указанная площадь получена расчетным путем при помощи программного обеспечения «Geocad Maps Рго» с использованием материалов дистанционного зондирования территории муниципального образования «Город Томск», полученных на основе аэрофотосъемки местности).

В момент проведения проверки, каких-либо правоустанавливающих документов (прошедших регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав), в соответствии с гл. V Земельного кодекса РФ, на земельные участки, площадью /________/ кв.м и /________/ кв.м, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером /________/ не представлено.

Факт использования ФИО1 дополнительных земельных участков площадью /________/ кв.м и /________/ кв.м, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером /________/ подтверждается фотатаблицей земельного участка от 06.07.2020, схемой расположения земельного участка от 13.07.2020, кадастровой выпиской о земельном участке от 15.06.2020 № КУВИ-002/2020-3453695.

Положениями ст. 39.2 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного Кодекса РФ.

В силу требований пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с названным Федеральным законом документами, удостоверяющими права на земельные участки, признаются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.

Вместе с тем, ЕГРН иных регистрационных записей, кроме как, о праве собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами /________/, площадью /________/ кв.м, /________/, площадью /________/ кв.м, /________/, площадью /________/ кв.м не содержит.

Согласно ответу на запрос Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области от 28.08.2020 № 48-01-2173, ограждение земельного участка по адресу: /________/, к объекту культурного наследия или выявленному объекту культурного наследия не отнесено, в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, не включено.

Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером /________/ по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м, проведена процедура межевания, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что позволяет достоверно определить его площадь и границы.

Каких-либо объективных препятствий к соблюдению требований закона, материалы дела не содержат.

Таким образом, установив указанные обстоятельства, достоверно подтверждающиеся представленными в деле доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении № 127 от 31.07.2019 в отношении ФИО1, пришло к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и виновности ФИО1 в его совершении.

Доводы жалобы заявителя направлены на переоценку доказательств имеющихся в деле, связанные с неправильным толкованием норм права, и расцениваются судом как желание избежать административной ответственности.

Наличие данных обстоятельств, образует в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Назначенное ФИО1 наказание соответствует требованиям закона, назначено в пределах минимальной санкции указанной статьи.

Срок давности не истек, т.к. правонарушение является длящимся.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Как следует из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Постановление о назначении административного наказания от 16.04.2019 по делу № 54 в отношении ФИО1 по факту самовольного занятия земельного участка вступило в законную силу 19.08.2019.

Таким образом, на момент выявления правонарушения от 17.07.2020, указанного в постановлении от 16.09.2020 № 111, постановление от 16.04.2019 по делу № 54 вступило в законную силу, в связи, с чем доводы о повторном привлечении ФИО1 к административной ответственности подлежат отклонению.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, допущено не было.

При таких обстоятельствах, судья находит постановление должностного лица законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного земельного надзора – главного государственного инспектора г.Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель ФИО2 от 16.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.

Судья подпись Желтковская Я.В.

Верно

Судья: Желтковская Я.В.