ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-459/20 от 17.11.2020 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

<адрес> 17 ноября 2020 года

Судья Ногинского городского суда <адрес>Лебедева В.Ю.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «ФОРАНТ»,генерального директора ФИО1,

представителя Министерства экологии и природопользования <адрес>ФИО2,

при секретаре Бубновой А.А.,

рассмотрев в заседании жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «ФОРАНТ», генерального директора ФИО1, на постановление о назначении административного наказания , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФОРАНТ»,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 вынесено постановление по делу об административном правонарушении , которым ООО «ФОРАНТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «ФОРАНТ», директор ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, в установленный законом срок подала на него жалобу в Арбитражный суд <адрес>, дело определением судьи Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. передано на рассмотрение Московского областного суда для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом. Определением судьи Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба направлена по подведомственности в Ногинский городской суд <адрес>.

В своей жалобе законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «ФОРАНТ» - директор ФИО1 просила постановление о назначении административного наказания , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФОРАНТ» изменить в части назначенного наказания, назначить наказание в виде предупреждения на основании ч.3 ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ.

В заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «ФОРАНТ», директор ФИО1 представила уточненную жалобу, в которой просила постановление о назначении административного наказания , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФОРАНТ» отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Форант» Министерством экологии и природопользования <адрес> было выдано свидетельство № CKWQXSEM от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный учет здания экспериментального корпуса, расположенного по адресу: 142400, <адрес>, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Данное здание является объектом II-й категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

На момент составления постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «Форант» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ выразившееся в отсутствии производственного экологического контроля, государственным инспектором в области охраны окружающей среды не было учтено, что котельное оборудование, расположенное в здании по адресу: 142400, <адрес>, находящееся в собственности ООО «Форант», не было введено в эксплуатацию и не использовалось собственником.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Форант» (потребитель) и ОАО «Ногинский завод топливной арматуры» (поставщик) был заключен договор -У теплоснабжения, в соответствии с которым поставщик обязуется подавать потребителю тепловую энергию, а потребитель обязуется оплачивать тепловую энергию в соответствии с условиями договора.

В настоящее время договор теплоснабжения является действующим, что подтверждается соответствующими документами, котельное оборудование, о котором упоминается в постановления от ДД.ММ.ГГГГ, собственником не используется. При таких обстоятельствах, ООО «Форант» не могло оказать негативное воздействие на объекты охраны окружающей среды и нанести им вред, ввиду отсутствия противоправных действий (бездействий) в своей хозяйственной деятельности.

Таким образом, у ООО «Форант» отсутствовала обязанность в разработке и утверждении программы производственного экологического контроля.

Таким образом, ввиду отсутствия объективной стороны в составе административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению.

Кроме того, ООО Форант является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается Сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и при назначении наказания необходимо было руководствоваться положениями ч.3 ст.3.4,ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ, с учётом того, что ООО «Форант» является субъектом малого и среднего предпринимательства, при этом совершило данные административные правонарушения впервые и не причинило вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

В заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «ФОРАНТ», директор ФИО1 в полном объеме поддержала доводы жалобы, просила жалобу удовлетворить.

В заседании представитель Министерства экологии и природопользования <адрес>ФИО2, против удовлетворения жалобы возражала, полагая, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.

Должностное лицо - государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явилась, суд счел возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Изучив жалобу, выслушав законного представителя юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «ФОРАНТ» ФИО1, исследовав материалы дела, судья считает, что постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 в отношении ООО «ФОРАНТ» по ст. 8.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ООО «ФОРАНТ», - прекращению, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при этом судья исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1.5 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений ст. 1.6 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с положениями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласност. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ обязанность доказывания наличия этих обстоятельств возложена, в том числе, на должностное лицо, вынесшее постановление. В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.

Эти требования закона должностным образом при рассмотрении дела не выполнены.

В соответствии со ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

По постановлению государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФОРАНТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в 09:00 по адресу: 143407, <адрес>, б-р Строителей, <адрес>, установлено, что ООО "Форант" по сведениям содержащимся в Программно-техническом обеспечении ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС), использующий объекты государственного экологического надзора, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - согласно заявке о постановке объекта на государственный учет, расположенный по адресу: 142400, <адрес>, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ) поставил данные объекты на государственный учет в Министерстве экологии и природопользования <адрес>, и ему была присвоена II категория регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства

природных ресурсов.

На основании ч. 1, 2, 7, 8 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического

контроля.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований, у ООО «Форант» не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

В обоснование совершения ООО «ФОРАНТ» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 КоАП РФ положены следующие доказательства:

- протокол об административном правонарушении назеачении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что он составлен с участием директора ООО «ФОРАНТ» ФИО4, которая указала, что протоколом согласна;

- письмо заместителя министра экологии и природопользования <адрес> объяснения ФИО5 без даты и без номера с приложением объектов НВОС, по которым не предоставлены отчеты о проведении производственного экологического контроля за 2018 года в <адрес>.

Согласно ст. 26.2 ч. 1-3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Перечисленные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не были учтены должностным лицом при проведении административного расследования, составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «ФОРАНТ» по ст.8.1 КоАП РФ и вынесении оспариваемого постановления.

Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ФОРАНТ» послужила информация от 04.09.2019г. СЗ-264325/26-07-02, поступившая в Управление государственного экологического надзора <адрес> из отдела учета объектов негативного воздействия и нормирования влияния на окружающую среду Министерства экологии и природопользования <адрес>.

Вместе с тем, имеющееся в материалах дела письмо заместителя министра экологии и природопользования <адрес> объяснения ФИО5 с приложением объектов НВОС, не подписано заместителем министра экологии и природопользования <адрес> объяснения Б.П.ГБ., не имеет даты и номера, а также не имеет отметки о дате поступления в Управление государственного экологического надзора <адрес>.

Таким образом, указанное письмо заместителя министра экологии и природопользования <адрес> объяснения ФИО5 не может быть использовано в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.

Указание в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, что ООО «ФОРАНТ» согласно заявке о постановке объекта на государственный учет, расположенный по адресу: 142400,<адрес>, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ) поставил данные объекты на государственный учет в Министерстве экологии и природопользования <адрес>, и ему была присвоена II категория регионального государственного экологического надзора, никакими доказательствами не подтверждено и не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Так согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № CKWQXEM здание экспериментального корпуса по адресу: 142400,<адрес>, поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как эксплуатируемый объект 06.11.2018г.

Согласно оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «ФОРАНТ» в нарушение требований п. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39, ч. 1, 2, 7, 8 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля.

Вместе с тем, перечисленные нормы, о нарушении которых указано в оспариваемом постановлении, не содержат требований к срокам разработки и утверждения программы производственного экологического контроля.

Кроме того, в постановлении в нарушении требований ст. 29.10 КоАП РФ не установлены дата, время и место совершения ООО «Форант» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Указание в постановлении совершение административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в 09:00 по адресу: 143407, <адрес>, б-р Строителей, <адрес>, никакими объективными данными не подтверждено.

При указанных обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ФОРАНТ» по ст. 8.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ФОРАНТ» по ст. 8.1 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 24.5 ч.1 п. 2, ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление о назначении административного наказания , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФОРАНТ», - отменить, жалобу удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФОРАНТ» по ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись

Копия верна. Решение не вступило в законную силу

Подлинное решение находится в материале

Судья:

Секретарь: