ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-459/2013 от 02.10.2013 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 12-459/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород                  02 октября 2013 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Главинский А.А., рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «ВЦ «Инкомус» ФИО1 на постановление № 04-13/72/2 от 04.04.2013 г. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ФИО2 О.2 о привлечении ее к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО3 № 04-13/72/2 от 04.04.2013 г. генеральный директор ОАО «ВЦ «Инкомус» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным и необоснованным, ФИО1 обратилась в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой, в которой просит постановление о привлечении ее к административной ответственности отменить.

В обоснование жалобы ФИО1 указала, что ее в действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку в деятельности ОАО ВЦ «Инкомус» не допускается нарушений в части невыявления необычных сделок ввиду отсутствия таковых. Считает нарушения формальными не представляющими существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, просит применить ст.2.9 КоАП РФ.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, поэтому судья считает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО по доверенности Ф.И.О.3 просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения по доводам, подробном изложенным в отзыве на жалобу.

Изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административной ответственности, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей и иными документами.

Часть 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за неисполнение законодательства в части организации и/или осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организаций, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Как следует из материалов дела, в период с 11.02.2013 г. по 04.03.2013 г. уполномоченным должностным лицом административного органа на основании приказа от 05.02.2013 №17/29 проведена проверка соблюдения ОАО «ВЦ «Инкомус» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, результаты которой оформлены актом проверки от 04.03.2013 г. № 23.

По факту выявленных нарушений ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, установленными ст. 28.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 06.03.2013 г. № 04-13/72/2, по результатам рассмотрения которого, а также иных материалов дела 04.04.2013 г. вынесено постановление №04-13/72/2 о привлечении генерального директора ОАО «ВЦ «Инкомус» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными - средствами или иным имуществом.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля утверждены руководителем ОАО «ВЦ «Инкомус» 15.08.2012 г. и приняты обществом с указанного времени на исполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В силу п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию

о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящей Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Административным органом в ходе проверки установлено, что согласно приказу от 01.12.2009 г. специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в обществе в проверяемом периоде являлась Ф.И.О.4 Указанное должностное лицо в проверяемом периоде не соответствовало квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715, поскольку не имеет высшего профессионального образования по соответствующей специальности, не проходило обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается ее объяснениями от 11.02.2013 г., справкой от 11.02.2013 г., что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.

ОАО «ВЦ «Инкомус» с ОАО «Пермгазэнергосервис», с ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», с ООО «Комфорт-СТМ» и другими используется нестандартная, сложная конструкция по порядку проведения расчетов, отличающаяся от обычной рыночной практики, совершаемые операции не соответствуют целям деятельности ОАО «ВЦ «Инкомус», установленным Федеральным № 103-ФЗ и учредительными документами, а именно, собираемые оператором по приему платежей денежные средства не перечисляются в адрес поставщика услуг, а перечисляются с расчетного счета общества в оплату услуг третьих лиц, с которыми у последнего отсутствуют договорные отношения.

В результате отсутствия надлежащей организации и осуществления обществом внутреннего контроля, вышеуказанные операции, отвечающие критериям и признакам необычных сделок, утвержденными правилами внутреннего контроля общества и разработанными в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, не выявлены и не направлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Таким образом, выявленные нарушения выразились в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что

они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Данные обстоятельства являются нарушений требованием ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины генерального директора ОАО «Вычислительный центр «Инкомус» ФИО1 исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.

Принимая во внимание тот факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике «Российская газета», у ФИО1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Доводы ФИО1 о том, что в ее действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку в деятельности ОАО ВЦ «Инкомус» не допускается нарушений в части невыявления необычных сделок ввиду отсутствия таковых, судьей рассмотрены и отклонены в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что в ОАО «ВЦ «Инкомус» имеются утвержденные правила внутреннего контроля, которые направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона и регламентирующие процедуры внутреннего контроля, в том числе по выявлению и представлению информации об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, а также об операциях (сделках), вызывающих подозрения и должны неукоснительно соблюдаться организацией.

Руководитель общества, утверждая правила внутреннего контроля, содержащие ряд критериев и признаков необычных сделок, которые, согласно рекомендациям уполномоченного органа и, по его мнению, характеризуют необычные операции, возлагает на общество и специальное должностное лицо, ответственное за реализацию указанных правил, обязанность по выявлению таких необычных операций независимо от сумм и иных условий, в которых они совершаются.

Так, согласно правилам внутреннего контроля ОАО «ВЦ «Инкомус» в редакции от 15.08.2012 г. к критериям и признакам необычных сделок относятся в том числе, осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц; наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной рыночной практики; запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленной ее учредительными документами.

Кроме того, приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, вступившим в законную силу 05.10.2009 г., определены основные критерии выявления и признаки необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма, которые рекомендуется учитывать при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого - в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), перечисленными в статье 5 Федерального закона.

Указанный приказ Росфинмониторинга в качестве основных признаков сомнительных сделок содержит помимо критериев и признаков, изложенных в правилах внутреннего контроля общества, также следующие –«осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц», «наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной рыночной практики».

В ходе проверки административным органом было установлено, что ОАО «ВЦ «Инкомус» используется нестандартная, сложная конструкция по порядку проведения расчетов, отличающаяся от обычной рыночной практики, совершаемые операции не соответствуют целям деятельности ОАО «ВЦ «Инкомус», установленным Федеральным законом № 103-ФЗ (как законодательства регулирующего, в том числе, деятельность организаций в части приема расходования денежных средств плательщиков) и их учредительными документами, а именно: собираемые оператором по приему платежей денежные средства не перечисляются в адрес поставщика услуг - управляющей компании, а согласно письмам последней направляются с расчетного счета ОАО «ВЦ «Инкомус» в оплату услуг третьих лиц, с которыми у общества отсутствуют договорные отношения.

Согласно Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей -платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Таким образом, установленная законодательством РФ деятельность оператора по приему платежей сводится к следующему: прием денежных средств физических лиц-плательщиков за предоставленные поставщиком коммунальные услуги; осуществление последующих расчетов с поставщиком услуг, с которым у оператора заключен соответствующий договор.

Федеральным законом, а также целями деятельности ОАО «ВЦ «Инкомус» не предусмотрено перечисление денежных средств, собранных с населения по договору с поставщиком услуг в адрес третьих лиц, с которыми у ОАО «ВЦ «Инкомус» отсутствуют договорные отношения.

Таким образом, вышеуказанные операции соответствуют сразу совокупности критериев и признаков необычных сделок, таких как: осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц; наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной рыночной практики; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленной ее учредительными документами, и как следствие должны были быть отнесены обществом к числу необычных сделок, что последним сделано не было.

Вместе с тем, в результате отсутствия надлежащей организации и осуществления ОАО «ВЦ «Инкомус» внутреннего контроля, операции, отвечающие критериям и признакам необычных сделок, утвержденным правилами внутреннего контроля общества и разработанным в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, не были выявлены, в Федеральную службу по финансовому мониторингу соответствующие сведения не направлены, соответствующего обучения сотрудников общества не проводилось, что подтверждается объяснениями от 11.02.2013 г., отобранными у специального должностного лица ОАО «ВЦ «Инкомус» Ф.И.О.4

Следовательно, генеральным директором ОАО «ВЦ «Инкомус» ФИО1 не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и/или осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

В постановлении № 04-13/72/2 от 04.04.2013 г. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ФИО2 О.2, верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина ФИО1 установлена и доказана.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судьей не установлено.

Обжалуемое постановление о назначении административного наказания вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу, в действиях ФИО1 обоснованно установлено наличие состава административного правонарушения, ее действия верно квалифицированы по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, наказание назначено в минимальном размере санкции статьи, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о возможности применения в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности, должно быть мотивировано.

Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В материалы дела не представлено доказательств, указывающих на исключительный характер нарушений, допущенных заявителем. В результате их совершения возникла существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, тогда как преступления, совершенные в указанной сфере, представляют серьезную угрозу безопасности общества, жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ФИО2 О.2 № 04-13/72/2 от 04.04.2013 г. о привлечении генерального директора ОАО «ВЦ «Инкомус» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление руководителя МРУ Росфинмониторинга по ФИО2 О.2 № 04-13/72/2 от 04.04.2013 г. о привлечении генерального директора ОАО «ВЦ «Инкомус» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.   

Судья                             А.А. Главинский