ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/17 от 15.03.2017 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

Мировой судья с/у №3 адм. дело №12-45/17

г.Буденновска и Буденновского района

Андреев А.Н.

РЕШЕНИЕ

31 мая 2017 года г. Будённовск

Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:

судьи Соловьевой О.Г.

при секретаре Азаровой Е.Н.,

с участием: лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении Безруковой В.В.,

представителя ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>ФИО2, действующей на основании доверенности от15.03.2017г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Безрукова В.В. на постановление мирового судьи судебного участка <адрес>ённовска и Будённовского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении

Безрукова В.В., 07.02.1962года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, работающей директором ГКУ «Центр занятости населения <адрес>», проживающей по адресу: <адрес>, 8микрорайон, <адрес>,

к административной ответственности по ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>» Безрукова В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Не согласившись с данным постановлением Безрукова В.В. подала жалобу, в которой указано, что вывод о её виновности о не предоставлении в установленный законом Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, в органы Пенсионного фонда РФ в установленном порядке сведений, документов, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Так, исходная форма СЗВ-М за август 2016 г. на 16 работников, представлена в Управление Пенсионного фонда Центром занятости, по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок, что так же отражено и в протоколе Управления Пенсионного фонда об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. .

Дополнительная форма СЗВ-М на двух работников за ДД.ММ.ГГГГ г., которые на тот период находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет, была предоставлена в Управление Пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя, из утвержденного формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, "доп" - дополняющая форма, подается с целью дополнения сведений указанных в исходной форме, то есть ранее принятых пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах, то есть из смыла данного положения следует, что дополнительная форма СЗВ-М может быть подана и по истечению срока установленного статьей 11 Федерального Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Обязанности страхователя, о предоставлении дополнительной формы к определенной дате (сроку), п.2.2 ст. 11 Федерального Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает.

Следовательно, в действиях страхователя и должностного лица "Центра занятости населения <адрес>", отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В ходе рассмотрения административного дела мировым судьей оставлено без внимания, и то обстоятельство, что должностное лицо - директор ГКУ "Центра занятости населения <адрес>", не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Так в постановлении делается вывод, что административное правонарушение предусмотренное ст. 15.33.2 КоАП РФ относится к сфере страхования. "Страхователем", работающих лиц учреждения, является ГКУ"Центр занятости населения <адрес>", центр занятости это юридическое лицо, представителем юридического лица является директор - Безрукова В.В. следовательно, она и несет ответственность за непредставление в установленный законом Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, в органы пенсионного фонда РФ в установленном порядке сведений, документов, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Фактически делается вывод, что за все действия юридического лица, несет ответственность директор юридического лица, что не соответствует требованиям ст. 24 и ст. 26.1 КоАП РФ, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, об установлении лица совершившего административное правонарушении, его виновности, и причастности к этому правонарушению.

Ответственность "страхователя" - юридического лица, определена ст. 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)”" учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Ответственность должностных лиц определена ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Следовательно, при наличии вины "страхователя", в системе обязательного пенсионного страхования, не влечет автоматической вины руководителя как представителя страхователя - юридического лица.

Так и наличие на представленном в Управление пенсионного фонда документе формы СЗВ-М, электронной подписи руководителя само по себе, не может являться доказательством её вины, за непредставление в установленный законом Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, в органы пенсионного фонда РФ в установленном порядке сведений, документов, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ - административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Однако не в протоколе об административном правонарушении, не в постановлении, не содержится каких либо данных о её причастности к вмененному административному правонарушению и о ненадлежащем исполнении ею служебных обязанностей как директора Центра занятости населения.

Вместе с тем в её должные обязанности, которые не исследовались не при составлении административного протокола, ни при его рассмотрении мировым судьей, не входит оформление и направление в Пенсионный фонд формы СЗВ-М, в которой содержатся сведения о застрахованных лицах.

Обязанности по формлению форм СЗВ-М, были возложены на главного бухгалтера ГКУ "Центр занятости населения <адрес>", которым на тот период являлась ФИО3

Так, согласно пунктам 2.12 и 2.16 должностной инструкции главного бухгалтера центра занятости, в его обязанности входит обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета,другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы, качественно и своевременно осуществляет подготовку отчетов по формам государственной и ведомственной статотчетности.

При этом вывод мирового судьи о том, что оформление документов связанных с учетом в системе обязательного пенсионного страхования, не относиться к бухгалтерской отчетности, является ошибочным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский

учет- этоформирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно статье 5 Закона о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Предоставление сведений в Пенсионный фонд о застрахованных лицах учреждения и связана с финансовой деятельностью учреждения, так как это начисление заработной платы работникам учреждения и перечисление страховых выплат из заработной платы в соответствующие фонды.

Ведение бухгалтерского, статистического учета, в том числе оформление Форм СЗВ-М о застрахованных лицах возложено на главного бухгалтера ФИО3 и вся эта документация находится в персональном компьютере главного бухгалтера, которая им формируется в программах в электронном виде и передается в установленные фонды посредством телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью. Следовательно, ответственным должностным лицом, за своевременное, полное и достоверно представление сведений, по форме СЗВ-М, в Управление пенсионного фонда, является должностное лицо – главный бухгалтер Центра занятости населения.

Просит постановление мирового судьи судебного участка N 3 г.Буденновска и Буденновского района от 26.04.2017года отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.15.33.2КоАП РФ, не предоставление в установленный законом Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, в органы Пенсионного фонда РФ в установленном порядке сведений, документов, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно предоставление таких сведений не в полном объеме или искаженном виде влечет административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Основанием для привлечения мировым судьей директора директор ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» Безруковой В.В. к административной ответственности по ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГN, составленном должностным лицом – заместителем начальника ГУ-УПФ по <адрес>, согласно которым директор ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>» Безрукова В.В. предоставила в установленный законом Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, в органы Пенсионного фонда РФ в установленном порядке сведений, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, не в полном объеме.

Между тем выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, не учитывают следующее.

При рассмотрении данного дела судом первой инстанцией, лицом, привлекаемом к административной ответственности Безруковой В.В. приводились доводы о том, что она не является субъектом вменяемого административного правонарушения (л.д. 25-28).

Указанные доводы надлежащей оценки в суде первой инстанции не получили.

Между тем задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственная причастность к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в органы Пенсионного фонда РФ в установленном порядке сведений, документов, необходимых для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение директором ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>» Безруковой В.В. своих служебных обязанностей.

При этом, как следует из материалов дела, в ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» предусмотрена должность главного бухгалтера, приказом N 01.06/10 от ДД.ММ.ГГГГФИО3 принята на должность главного бухгалтера (л.д. 58). Согласно должностной инструкции главного бухгалтера ГКУ «ЦЗН», копия которой имеется в материалах дела, в обязанности главного бухгалтера, в том числе, входит: (пункт 2,4) формирование и своевременное представление полной и достовер­ной бухгалтерской информации о деятельности центра, его имущественном по­ложении, доходах и расходах; (пункт 2,6) обеспечение законности, своевремен­ность и правильность оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, ре­гиональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные вне­бюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, а также отчисление средств на мате­риальное стимулирование работников учреждения; (пункт 2.12) обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие ор­ганы; (пункт 2,16) качественно и своевременно готовит отчеты по формам го­сударственной и ведомственной статотчетности. Согласно пункту 4.1 назван­ной должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность за не­надлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.

Согласно сообщения Министерства труда и социальной защиты население <адрес> от 13.04.2016г, в соответствии с ч.2.2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» с ДД.ММ.ГГГГ для работодателей вводится новая ежемесячная отчетность ПФР – «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М. Направление формы СЗВ-М осуществляется по телекоммуникационным каналам связи в рамках формализованного документооборота.

Согласно резолюции директора ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>» Безруковой В.В. на вышеуказанном документе, поступившем в ГКУ «ЦЗН» и Журнала регистрации поступающих документов, сообщение Министерства труда и социальной защиты население <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отписано и передано на исполнение главному бухгалтеру ФИО3

Согласно Персональной карте доступа пользователя, главный бухгалтер для выполнения ею должностных обязанностей имеет доступ в программные продукты не входящие в минимально устанавливаемый комплект, в том числе: 1С «Бухгалтерия», референт и другие.

Как усматривается из пункта 2.16 должностной инструкции главного бухгалтера ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>», главный бухгалтер качественно и своевременно готовит отчеты по формам го­сударственной и ведомственной статотчетности.

Вместе с тем в должные обязанности директора ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>» Безруковой В.В., которые не исследовались не при составлении административного протокола, ни при его рассмотрении мировым судьей, не входит оформление и направление в Пенсионный фонд формы СЗВ-М, в которой содержатся сведения о застрахованных лицах.

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ соответствующие доводы заявителя и представленные в материалы дела доказательства мировым судьей исследованы не были.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что директором ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>» Безруковой В.В. были допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в ГУ-УПФ РФ по <адрес> сведений, необходимых для осуществления для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, не добыто.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится постановления об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении директора ГКУ «Центр занятости населения по <адрес>» Безруковой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изложенное в настоящем постановлении не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 78-АД17-8.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Безрукова В.В. - удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №3 города Буденновска и Буденновска района от 26 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ЦЗН по буденовскому районк Безрукова В.В., отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Соловьева О.Г.