ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/17 от 19.04.2017 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

Дело № 12-45/2017

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2017 года г. Сыктывкар Республики Коми

Судья Эжвинского районного суда гор.Сыктывкара Республики Коми Петрова М.В. при секретаре Тхоревской К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобудолжностного лица – руководителя администрации Эжвинского по адресу ... МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 на постановление мирового судьи ...№... от **.**.** о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.5.63 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В отношении должностного лица - руководителя администрации Эжвинского по адресу ... МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 мировым судьей ... постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.5.63 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, руководитель администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, являются полномочиями органа местного самоуправления, а не государственным полномочием, в связи с чем в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения, полагает, что ни он, ни администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» какие-либо государственные услуги не оказывает, государственные полномочия администрации, как органу местного самоуправления, не передавались. Отчуждая объекты недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» реализовывала собственные муниципальные полномочия, отнесенные к вопросам местного значения, а не государственные полномочия.

В судебном заседании руководитель администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 его представитель по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержали.Пояснили, что решение вопроса по отчуждениюмуниципального имущества не является государственной услугой, в связи с чем состава административного правонарушения в действиях руководителя администрации не имеется. Пояснили также, что административный регламент по предоставлению услуг по реализации субъектами малого и среднего предпринимательства права на приобретение арендуемого имущества ни органами государственной власти Республики Коми, ни администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» не принимался.

Прокурор ОрловаЕ.А. с жалобой ФИО1 не согласилась, полагала, что постановление мировым судьей вынесено законно и обоснованно.

Представитель ООО «Эльбрус» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения должностного лица и его представителя, доводы прокурора, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения вмененного правонарушения) нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 9Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, посвоей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом«Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (часть 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).

**.**.** в адрес администрации Эжвинского района г. Сыктывкара поступило заявление генерального директора ООО «ФИО7» о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в отношении ..., расположенного по адресу .... В связи с тем, что в ходе проверки, проведенной УФАС по РК в период с **.**.** по **.**.**, установлено, что договор аренды муниципального имущества заключен с ООО «ФИО8» в нарушение требований ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (акт проверки №... от **.**.**), администрацией Эжвинского района г. Сыктывкара в реализации преимущественного права ООО «ФИО9» на приобретение арендуемого имущества отказано.

Арбитражным судом Республики Коми **.**.** по заявлению ООО «ФИО10» рассмотрено дело №..., по результатам рассмотрения которого решение администрации Эжвинского района г. Сыктывкара об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в отношении ..., расположенного по адресу ..., признано незаконным. Постановлением второго Арбитражного апелляционного суда от **.**.** (вступившего в силу **.**.**) решение Арбитражного суда Республики Коми от **.**.** по делу №... оставлено без изменения.

Администрацией Эжвинского по адресу ... г. Сыктывкара **.**.** с ИП ФИО3 заключен муниципальный контракт №... от **.**.** на оказание услуг по оценке стоимости объекта недвижимого имущества с целью его продажи: ..., расположенного по адресу .... В соответствии с актом приемки выполненных работ – работы по определению рыночной стоимости вышеуказанного объекта муниципальной собственности, приняты администрацией Эжвинского района г. Сыктывкара **.**.**.

Вместе с тем, в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ решение об условиях приватизации арендуемого имущества в виде распоряжения руководителя администрации Эжвинского района г. Сыктывкара ФИО1 №... от **.**.** «Об условиях приватизации ...по адресу ...» (далее – Распоряжение), принято на ...-й день с даты принятия отчета о его оценке.Контроль за исполнением Распоряжения, руководитель администрации Эжвинского по адресу ... МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 оставил за собой.

Кроме того, руководителем администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 нарушен установленный п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ десятидневный срок (с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества) направления заявителю проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. В ходе проверки установлено, что проект договора купли-продажи направлен в адрес генерального директора ООО «ФИО11» ФИО4 только **.**.** (исходящий №...), на ...-й день с даты принятия вышеуказанного Распоряжения.

Общественные отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления может предоставлять государственные услуги лишь при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По вопросам местного значения орган местного самоуправления предоставляет муниципальные услуги.

Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги определяется административным регламентом (п.4 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ). Административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов (ст.ст.3,13 Федерального закона).

Так, административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу ст.6Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Из ч.1 ст. 12Федерального закона № 210-ФЗ следует, что предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

По смыслу приведенных норм права, ч. 1.1 ст. 5.63КоАП РФ распространяется на должностных лиц органа местного самоуправления, допустивших нарушения при предоставлении государственной услуги, и в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением такой услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, и не предусматривает возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц органа местного самоуправления за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальных услуг, регулирование отношений по предоставлению которых осуществляется муниципальными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, в вину руководителю администрации Эжвинского района МО ГО«Сыктывкар» вменено нарушение срока по принятию решения о приобретении арендуемого имущества, предусмотренного п.2 ч.3 ст.9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, в соответствии с которым при получении заявления уполномоченные органы обязаны принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, а также п.3 ч.3 ч.9 названного закона, в соответствии с которым при получении заявления уполномоченные органы обязанынаправить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Как указано в жалобе должностного лица и подтверждено им в судебном заседании административный регламент по предоставлению услуг по реализации субъектами малого и среднего предпринимательства права на приобретение арендуемого имущества ни органами государственной власти Республики Коми, ни администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» не принимался.

Таким образом, порядок предоставления указанной услуги в данном случае урегулирован только Федеральным законом № 159-ФЗ.

Указанная услуга осуществляется органом местного самоуправления по вопросу местного значения, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа).

При таких обстоятельствах, признавая руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 виновным в совершении вмененного правонарушения, мировой судья верно исходил из того, что им допущено нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее предоставление такой услуги с нарушением сроков, предусмотренных ч.3 ст.9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, поскольку никакими иными нормативными актами субъекта РФ и органа местного самоуправления указанные порядок и сроки не установлены.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу о том, что у мирового судьи имелись основания для привлечения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении постановления мировой судья принял во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, определил фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и указал обоснованную правовую мотивировку о виновности должностного лица в совершении правонарушения.

Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ и с учетом характера совершенного административного правонарушения.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности должностного лица в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено и оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ :

Постановление мирового судьи по адресу ...№... от **.**.** о привлечении руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья М.В. Петрова