Мировой судья Воронина М.П. Дело № 12-45/18 РЕШЕНИЕ 06 февраля 2018 года г. Находка, Приморский край ул. Школьная, 22 Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б., с участием прокурора Брант А.А., рассмотрев жалобу Шевченко Олега Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка № 51 судебного района г. Находки от 12.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка» Шевченко Олега Владимировича, УСТАНОВИЛ Постановлением мирового судьи судебного участка № 51 судебного района г. Находки от 12.12.2017г. должностное лицо – генеральный директор ООО «Иллюзион парк Находка» Шевченко О.В. привлечен к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ в связи с тем, что осуществляя деятельность в МФК «Находка-Мега», расположенном по адресу: г. Находка, ул. Спортивная, 2, уклонился от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб. С данным постановлением Шевченко О.В. не согласился, обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании защитник Шевченко О.В. по устному ходатайству - ФИО4 доводы жалобы полностью поддержал и пояснил, что постановление мирового судьи необоснованно, противоречит действующему законодательству, установленным обстоятельствам дела, т.к. в нем не указано, какие именно требования закона генеральный директор ООО «Иллюзион парк Находка» не выполнил, какие нормы закона нарушил, и за что привлекается к административной ответственности. Его доводам, изложенным в судебном заседании и приобщенным к материалам дела, оценка не дана. Как следует из постановления, основанием для привлечения его к ответственности послужило то, что ООО «Иллюзион парк Находка» оказывает услуги населению и, следовательно, несет ответственность за невыполнение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – 4 этаж здания МФК «Находка Мега», а также за то, что ООО «Иллюзион парк Находка» не обращалось к собственнику здания МФК «Находка Мега» с просьбой о переоборудовании входа – лестницы, ведущей в помещение развлекательного центра ООО «Иллюзион парк Находка», пандусом с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и с просьбой об устранении иных нарушений, ограничивающих права инвалидов. Однако нет никакой причинной связи между оказанием услуг населению и ответственностью за не обеспечение доступа в здание инвалидов. Нет в действующем законодательстве установленной ответственности должностных лиц ООО за необращение к собственнику зданий «с просьбами об устранении нарушений закона». Какой нормой закона регламентируется данная обязанность арендатора, в постановлении не указано. Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности послужило постановление прокурора г. Находки, вынесенное по результатам проведенной проверки. Однако проверка ООО «Иллюзион парк Находка» не проводилась. Решение о проведении проверки до сведения руководителя (генерального директора) ООО «Иллюзион парк Находка», как того требует ч. 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», не доводилось, объяснения и другая информация по интересующим вопросам у представителей ООО «Иллюзион парк Находка» или генерального директора не истребовались. Как следует из постановления прокурора г. Находки о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.11.2017, проверка проводилась в МФК «Находка Мега», но ООО «Иллюзион парк Находка» не имеет никакого отношения к данному зданию, а является одним из многочисленных арендаторов незначительных площадей этого здания. Таким образом, постановление прокурора г. Находки, вынесенное по результатам проверки, которая не проводилась или по результатам проверки, проведенной с нарушением действующего законодательства, является недопустимым и незаконным. В связи с чем, у суда не было законных оснований для его рассмотрения. Нормативные акты, нарушение требований которых вменяется генеральному директору в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и которые изложены в постановлении судьи при указании позиции прокурора, являются недействующими, отменены и утратили силу. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, утвердивший СНиП 35-01-2001.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - утратил силу с 14.11.2016 в связи с изданием Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 14.11.2016 № 798/пр. ГОСТ Р 51671-2000 – утратил силу с 01.01.2017. Новый ГОСТ Р 51671-2015 введен в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 28.10.2015 № 2169-ст. Иных нормативных актов, требования которых нарушил или мог нарушить генеральный директор ООО «Иллюзион парк Находка», в постановлении суда не указано. В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (а также в постановлении судьи при изложении позиции прокурора) должностному лицу вменяется неисполнение несуществующих требований законодательства. При описании нарушений скользкости пола в здании текст п. 4.1.11 СНиП 35-01-2001 изложен иначе, чем в нормативном акте. При описании лестниц в здании имеется ссылка на п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001. Вместе с тем, требования раздела 4 (в т.ч. п. 4.1.11 и п. 4.1.14) СНиП 35-01-2001 (который утратил силу) предъявлялись к земельным участкам, а не зданиям, строениям, помещениям. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, является должностное или юридическое лицо, которое в силу закона, или принятых обязательств, или права собственности может (обязано) вправе исполнять такие требования. Законодательство РФ (как утратившие силу нормативные акты, так и действующие, в т.ч. ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом № 798/пр) – устанавливают требования к зданиям и сооружениям в целом, а не к отдельным помещениям, либо требования к предназначенным непосредственно для инвалидов помещениям, которые должны присутствовать в зданиях и сооружениях. ООО «Иллюзион парк Находка» не является собственником здания МФК «Находка-Мега», не имеет отношения к вводу в эксплуатацию здания, его реконструкции или ремонту, а является одним из многочисленных арендаторов в здании МФК «Находка-Мега». Арендованные нежилые помещения не являются самостоятельным зданием, сооружением, не являются обособленными, не имеют своих отдельных входов и выходов. Земельный участок по договору аренды не передавался. Согласно п. 1.2 договора аренды № 1/4 от 12.09.2016 собственником здания МФК «Находка-Мега» является ООО «Владис». Вопрос устройства специальных технических, конструктивных (включая лестницы, пандусы) и инженерных решений по организации доступа и безопасности пребывания инвалидов к предоставляемым услугам в здании МФК «Находка-Мега» непосредственно затрагивает конструктив и характеристики надежности здания. Арендатор ООО «Иллюзион парк Находка» не осуществлял и не осуществляет в процессе своей деятельности разработку проектных решений вновь возводимых зданий, не занимался и не занимается реконструкцией, капитальным ремонтом и приспособлением здания МФК «Находка-Мега». В рамках действующего законодательства и принятых на себя обязательств по договору аренды ООО «Иллюзион парк Находка» занимается ведением деятельности уже в готовых помещениях, расположенных в здании и введенным в эксплуатацию до заключения договора аренды. Более того, по заключенному договору именно на арендодателя (собственника здания) возложены обязанности по проведению работ в здании и осуществлению доступа в помещения, арендуемые ООО «Иллюзион парк Находка», а арендатору (ООО «Иллюзион парк Находка») прямо запрещено проводить какие-либо работы по переустройству арендуемого помещения и за нарушения этого пункта договора предусмотрены существенные штрафные санкции (пп. 3.1.6, 3.1.8, 3.1.8.6, 3.1.10, 3.1.11 п. 3.1, пп. 3.3.11 п. 3.3, п. 6.4 договора). Таким образом, у генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка» не имеется никаких оснований и возможностей (ни в силу закона, ни в силу договора) для исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в здании МФК «Находка-Мега». При таких обстоятельствах, ООО «Иллюзион парк Находка» и его генеральный директор не являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ. Это подтверждается и постановлением мирового судьи судебного участка № 51 судебного района г. Находки от 06.12.2017 по делу об АП № 5-819/2017-51, которым по тем же самым основаниям, за те же самые деяния, вменяемые арендатору ООО «Иллюзион парк Находка», привлечена к административной ответственности генеральный директор ООО «Владис» (собственник здания МФК «Находка-Мега»). При открытии непосредственно кинокомплекса Иллюзион Парка, ООО «Иллюзион парк Находка» учитывались все требования, которые возможно применить для обеспечения комфортных условий маломобильных групп населения. Скользкость пола в залах кинотеатра соответствует действующего ГОСТу: ГОСТ Р 57141-2016, ГОСТ Р 55908-2013; устройство кинозалов, входов-выходов и мест для зрителей, полностью соответствует требованиям действующего СП 59.13330-2016; в каждом зальном помещении не менее двух рассредоточенных выходов приспособлены для прохода МГН; места для инвалидов в зальных помещениях расположены в доступной для них зоне зала, обеспечивающий полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов – первые ряды каждого зала возможно использовать для МГН – имеются убирающиеся подлокотники, сиденья обеспечивают надежную опору для спины и пространство под сиденьем глубиной не менее 1/3 глубины сиденья.. Перед сценой, экраном в первом ряду зала вблизи выходов предусмотрены свободные площадки шириной более 1,2 м для зрителей на креслах-колясках. Доказательства изложенного приобщались к материалам дела по его ходатайству, однако суд оценки данным доказательствам не дал. Кроме рапорта старшего помощника доказательств нарушения должностного лица ООО Иллюзион парк и какую норму он нарушил, не указано. Просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка» состава административного правонарушения. Шевченко О.В. доводы жалобы и своего защитника полностью поддержал. Суд, выслушав Шевченко О.В., прокурора, полагавшего постановление мирового судьи законным и обоснованным, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административным правонарушением, предусмотренным ст. 9.13 КоАП РФ, признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Из материалов дела установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г. Находки с привлечением в качестве специалиста – председателя Общества инвалидов г. Находки ФИО5, в присутствии генерального директора ООО «Владис» Пак И.А., юриста ООО «Владис» ФИО6, генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка» ФИО1 проверки по обращению гражданина ФИО7 по вопросу несоблюдения требований законодательства по реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» в ООО «Иллюзион парк Находка», осуществляющем деятельность в МФК «Находка Мега», расположенном по адресу: г. Находка, ул. Спортивная, 2, было установлено нарушение требований ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605, ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные», а именно: Напольное покрытие на 4 этаже здания МФК «Находка Мега», на территории которого осуществляется деятельность в области демонстрации кинофильмов и предоставления развлекательных услуг, является скольким, напольное покрытие в целях предотвращения скольжения отсутствует, выполнено из гладкой без шероховатостей плитки. Тактильных наземных указателей – средств отображения информации, предоставляющих собой рельефную полосу определенного рисунка и цвета, позволяющих инвалидам ориентироваться в пространстве путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение, не имеется. Информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещения ООО «Иллюзион парк Находка», а также устройства и средства информации для слабослышащих и слабовидящих людей, используемые для вспомогательного управления движения для получения той или иной услуги в целях обеспечения безопасности, индукционные петли отсутствуют. Помещение туалета для инвалидов не оснащено крючками для костылей и кнопкой вызова помощи. Во всех пяти зрительных залах не предусмотрены места для инвалидов. Лестница, ведущая в помещение развлекательного центра ООО «Иллюзион парк Находка» пандусом не оснащена. Данные нарушения послужили основанием для возбуждения прокурором г. Находки 10.10.2017г. в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка» Шевченко О.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ. На основании постановления мирового судьи судебного участка № 51 судебного района г. Находки от 12.12.2017г. должностное лицо – генеральный директор ООО «Иллюзион парк Находка» Шевченко О.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ в связи с тем, что Шевченко О.В., являясь генеральным директором ООО «Иллюзион парк Находка», осуществляющего деятельность в МФК «Находка Мега», уклонился от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, нарушив тем самым гарантированные Конституцией Российской Федерации права инвалидов на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Фактические обстоятельства правонарушения мировым судьей установлены правильно на основании имеющихся в деле доказательств, которые получили оценку в совокупности с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности. Действия генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка» Шевченко О.В. по ст. 9.13 КоАП РФ квалифицированы правильно. Доводы Шевченко О.В. и его защитника о том, что ООО «Иллюзион парк Находка» и его генеральный директор не являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, несостоятельны. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) на органы государственной власти и местного самоуправления, на организации независимо от их организационно-правовой формы возложена обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В силу ст. 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ссылка защитника Шевченко О.В. на то, что обязанность по созданию предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" условий для инвалидов возложена исключительно на собственников помещения, основана на неверном толковании закона. То обстоятельство, что ООО «Иллюзион парк Находка» является только арендатором помещения в МФК «Находка Мега» и не вправе самостоятельно осуществлять какие-либо ремонтные и строительные работы, не является основанием для освобождения генерального директора Общества от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии ее вины в неисполнении требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, поскольку именно ООО «Иллюзион парк Находка» оказывает услуги населению и, следовательно, несет ответственность за невыполнение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению развлекательного центра. Кроме того, мировым судьей обоснованно указано на то, что с момента заключения договора аренды ООО «Иллюзион парк Находка» не обращалось к собственнику здания МФК «Находка Мега» (ООО "Владис") с просьбой о переоборудовании входа – лестницы, ведущей в помещение развлекательного центра ООО «Иллюзион парк Находка», пандусом с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, устранении иных нарушений ограничивающих права инвалидов. Доводы Шевченко О.В. о проведении прокурорской проверки с нарушением ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», также несостоятельны. Из материалов дела усматривается, что прокурором города Находки на основании обращения гражданина ФИО7 от 08.09.2017г. поступившего в прокуратуру г. Находки, 08.11.2017г. было принято решение № 1353 о проведении проверки в отношении ООО «Иллюзион парк Находка», расположенного в МФК «Находка Мега» в период с 08.11.2017г. по 10.11.2017г. на предмет соблюдения данным Обществом требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с ч. 3 ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Указанные требования закона при проведении прокурорской проверки были соблюдены. Указанная проверка была проведена 08.11.2017г. с участием генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка», по итогам проверки был составлен акт проверки (л.д. 38 – 39), в котором Шевченко О.В. указал, что замечаний не имеет. Таким образом, оснований для переоценки установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела не имеется и поводы к отмене вышеуказанного постановления отсутствуют. Наказание должностному лицу Шевченко О.В. назначено мировым судьей в соответствии с санкцией ст. 9.13 КоАП РФ, минимальное и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено. Ссылку защитника Шевченко О.В. о том, что нормативные акты, указанные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и в постановлении мирового судьи, нарушение которых вменяется в вину Шевченко О.В. (Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2011 № 605), являются недействующими, отменены и утратили силу, суд находит не заслуживающей внимания, поскольку свод правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утверждены и введены в действие пунктом 1 вышеназванного Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 с 1 января 2013 г. и в настоящее время являются действующими, а утратившими силу с 1 января 2013 года признаны СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. N 73 (пункт 2 Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 N 605). Суд находит состоятельным довод защиты о том, что ГОСТ Р 51671-2000 – утратил силу с 01.01.2017 и на основании Приказа Росстандарта от 28.10.2015 N 2169-ст "Об утверждении национального стандарта" взамен ГОСТ Р 51671-2000 в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" утверждён для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51671-2015 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Однако указанное обстоятельство не является основанием для отмены законного и обоснованного постановления мирового судьи, поскольку кроме того, должностному лицу Шевченко О.В. вменяется нарушение требований ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 г. N 689-О-О, установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений требованиям доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения проводится в форме эксплуатационного контроля и возлагается на лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения. Суд находит, что, поскольку условия для беспрепятственного посещения помещений кинокомплекса ООО «Иллюзион парк Находка» маломобильными группами населения данным юридическим лицом не созданы, а деятельность ООО «Иллюзион парк Находка» в данных помещениях предполагает работу с указанными гражданами, мировой судья обоснованно привлек должностное лицо ООО «Иллюзион парк Находка» Шевченко О.В. к административной ответственности ст. 9.13 КоАП РФ. Исходя из изложенного, доводы жалобы Шевченко О.В. и его защитника не опровергают правильность выводов мирового судьи и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта, основанного на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены постановления мирового судьи, не установлено. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ Постановление мирового судьи судебного участка № 51 судебного района г. Находки от 12.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Иллюзион парк Находка» Шевченко Олега Владимировича оставить без изменения, а жалобу Шевченко О.В. – без удовлетворения. Решение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья Елистратова О.Б. |