Дело № 12-45/18
РЕШЕНИЕ
г. Новотроицк 18 апреля 2018 года
Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области Этманова Т.Е., при секретаре Фроловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства Районная эксплуатационная служба № 3» на постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Новотроицка от 07.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства Районная эксплуатационная служба № 3» (далее ООО «УКХ РЭС № 3»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. Новотроицка от 07.03.2018 ООО «УКХ РЭС №3» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125000 рублей, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № по ул. ФИО2 в г. Новотроицке, с нарушением лицензионных требований, установленных п.п. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110, которое было выявлено 06 декабря 2017 года в результате внеплановой выездной проверки по обращениям жителей вышеуказанного многоквартирного дома, выразившееся в неисправности фронтона крыши, примыкания к вентиляционным шахтам и через волны шифера, что привело к образованию в чердачном помещении осадков в виде снега; в необеспечении нормативной температуры в жилом помещении – жилой комнате № квартиры № (спальня, угловая) вышеуказанного многоквартирного дома.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «УКХ РЭС № 3» обратилось в Новотроицкий городской суд с жалобой, в которой просит постановление от 07.03.2018 изменить в части не обеспечения нормативной температуры воздуха в жилом помещении. В обоснование жалобы указало, что п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354 устанавливает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях: не ниже + 18 ? С (в угловых комнатах - +20 ? С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 ? С и ниже – в жилых помещениях не ниже + 20 ? С (в угловых комнатах + 22 ? С). При этом Правила не содержат перечень городов с наиболее холодной пятидневкой. В СНиП 23-01-99 в списке районов (областей, городов) России с температурой воздуха наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31 ? С и ниже указаны: Оренбург - 31 ? С, Кувандык – 30 ? С, Сорочинск - 29 ? С. Город Новотроицк не указан. При вынесении постановления мировой судья руководствовался письмом Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воекова от 20.02.2018, однако г. Новотроицк не подпадает под условия запроса в данный орган, и данное письмо содержит двоякое толкование наиболее холодной пятидневки – 31 ? С (-30,5 ? С), что противоречит нормам законодательства об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ООО «УКХ РЭС №3» ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала. Просила жалобу удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении изменить.
Представитель ГЖИ по Оренбургской области Дик А.Н., действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания против удовлетворения жалобы возражала, указывая, что климатические условия г. Новотроицка более всего соответствуют климатическим условиям в районе метеостанции г. Орска, температура наиболее холодной пятидневки по данным Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воекова составляет – 31 ? С (-30,5 ? С). В данном случае подлежат применению ТСН 23-358-2004 Оренбургской области, в которых указаны температурные нормы наиболее холодной пятидневки в г. Орске – 31 ? С.
Судья, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО «УКХ РЭС №3» зарегистрировано в качестве юридического лица 29 января 2015 года, поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения в МИФНС России № 10 по Оренбургской области.
ООО «УКХ РЭС № 3» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом и является управляющей компанией вышеуказанного многоквартирного дома № по ул. ФИО2 в г. Новотроицке, в отношении которого проводилась проверка.
На основании распоряжения начальника (заместителя начальника) государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 29 ноября 2017 года № 3942 в связи с поступлением обращений от 21 ноября 2017 года №38/6470 в период с 05 по 06 декабря 2017 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УКХ РЭС №3», в ходе которой было выявлено осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № по ул. ФИО2 в г. Новотроицке ООО «УКХ РЭС №3» с нарушением лицензионных требований, предусмотренных Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 года, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 (далее по тексту Перечень № 290).
Из акта проверки от 06 декабря 2017 года, следует, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения в доме № по ул. ФИО2 в г. Новотроицке:
- п. 7 Перечня №290 – не обеспечено надлежащее содержание крыши в многоквартирном доме: неисправности покрытия крыши из шифера – задувание снега через просветы в местах примыкания к фронтону, в местах прохождения вентиляционных шахт, по карнизу и коньку;
- приложения 1 п. 15 п.п. «а» п. 31 Правил №354 – потребителю не обеспечена нормативная температура воздуха в жилом помещении – жилой комнате № – квартиры № (спальня, угловая) +20,4°С.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая субъективную сторону вмененного правонарушения, суд приходит к выводу, что обществом не представлены доказательства невозможности исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению надлежащего содержания крыши в многоквартирном доме, а также проявления той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством.
Факт совершения указанного нарушения лицензионных требований полностью подтверждается исследованными мировым судьей доказательствами, которым дана надлежащая оценка в вынесенном постановлении и подателем жалобы не оспаривается.
Между тем, с выводом мирового судьи в оспариваемом постановлении о несоблюдении нормативной температуры воздуха в жилом помещении – жилой комнате № – квартиры № многоквартирного жилого дома № по ул. ФИО2 г. Новотроицка судья не соглашается, считая их ошибочными по причине неверного толкования закона.
В силу п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354, качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
СанПин 2.1.2.2645-10, ГОСТ 30494-2011 установлено, что оптимальная температура воздуха в жилой комнате в холодный период составляет 20 - 22 °C, допустимая температура воздуха 18 - 24 °C, а в жилых комнатах в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (минус 31 °C и ниже) оптимальная температура воздуха 21 - 23 °C, допустимая температура воздуха 20 - 24 °C. Вышеуказанными СанПин и ГОСТ также установлены оптимальные и допустимые нормы температуры воздуха для других помещений.
В таблице №1 Климатические параметры холодного периода года СНиП 23-01-99* «Система нормативных документов в строительстве. Строительная климатология» температура воздуха наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 по Оренбургской области составляет: Оренбург -31°С, Кувандык -30°С, Сорочинск -29°С.
Согласно п. 1.2* СНиП 23-01-99* климатические параметры представлены в виде таблиц и схематических карт. В случае отсутствия в таблицах данных для района строительства значения климатических параметров следует принимать равными значениям климатических параметров ближайшего к нему пункта, приведенного в таблице и расположенного в местности с аналогичными условиями.
То есть в СНиП 23-01-99* критериями, по которым возможно определение пункта, расположенного в местности с аналогичными условиями, являются ближайшее месторасположение и расположение пункта в местности с аналогичными условиями.
Судьей в ходе рассмотрения дела сделан запрос в Оренбургский ЦГМС – филиал ФГБУ «Приволжское УГМС» о предоставлении сведений о том, какой из перечисленных в СНиП 23-01-99 «Строительные нормы и правила РФ» городов Оренбургской области с аналогичными условиями (климатическими параметрами) для г. Новотроицка расположен ближе к г. Новотроицку.
Из ответа Оренбургского ЦГМС – филиал ФГБУ «Приволжское УГМС» от 06.04.2018 № 02-01/1032 следует, что по своим климатическим параметрам г. Новотроицк из перечисленных в СНиП 23-01-99 городов – Оренбург, Кувандык, Сорочинск – более близок к г. Кувандыку, так как на западе граничит с Кувандыкским районом.
Следовательно, при определении параметров нормативной температуры в жилых помещениях г. Новотроицка необходимо учитывать температуру наиболее холодной пятидневки, указанную в СНиП 23-01-99 для г. Кувандыка -30°С.
Ссылка должностного лица Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на письмо № 285/20 от 20.02.2018 директора ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им. Л.И. Воекова», из которого следует, что температура наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92 в г. Новотроицке Оренбургской области составляет -31°С (-30,5 °С), а также на нормы ТСН 23-358-2004 Оренбургской области, судья признает необоснованными, поскольку в СНиП 23-01-99 изменений в части температурных параметров не вносилось, температура по г. Новотроицку определена путем арифметического округления, а ТСН 23-358-2004 не распространяются на объекты, по которым проектная документация разработана, утверждена и строительство начато до момента ввода данных норм в действие.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит частичному изменению путем исключения из него вывода о нарушении ООО «УКХ РЭС № 3» лицензионных требований при управлении многоквартирным домом № по ул. ФИО2 в г. Новотроицке, которое выразилось в необеспечении нормативной температуры воздуха в жилом помещении – жилой комнате № – квартиры №, поскольку в ходе проведенной проверки в угловой комнате установлена температура воздуха + 20,4 °С, которая является допустимой для г. Новотроицка.
При этом изменение постановления мирового судьи в данной части не исключает вывод о виновности ООО «УКХ РЭС № 3» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, поскольку управляющей организацией допущено нарушение лицензионных требований в части необеспечения надлежащего содержания крыши жилого дома.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства Районная эксплуатационная служба № 3» удовлетворить.
постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Новотроицка от 07.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ изменить, исключить из него вывод о виновности общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства Районная эксплуатационная служба № 3» в части необеспечения нормативной температурой воздуха в жилом помещении.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья