ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/18 от 22.08.2018 Агинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 12-45/2018

РЕШЕНИЕ

пос. Агинское 22 августа 2018 года

Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дашиевой Ц.Ц.,

при секретаре Будаевой Э.Б.,

с участием врио директора ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе врио директора ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1 на постановление № 75/12-1057-18-И/6 начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 19.04.2018 года о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ, наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением -И/6 начальника территориального отдела Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Врио директора ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1 подана жалоба на вышеуказанное постановление. Он ссылается на то, что в штатном расписании ФГБУ «Управления Забайкалмелиоводхоз» должности сторожей отсутствуют, и соответственно финансовое обеспечение не предусмотрено. Однако, обеспечить сохранность имущества, ФГБУ «Управления Забайкалмелиоводхоз» является необходимым мероприятием. В этой связи, с ФИО3 и ФИО4, были заключены в соответствии со ст. 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации договоры на охрану объекта с физическими лицами, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Выполненные ими работы принимались ежемесячно по акту выполненных работ. За качественно выполненные работы выплачивалось денежное вознаграждение в сумме, обозначенной в договоре. Исполнители по заданию заказчика своими силами оказывали услуги, связанные с обеспечением сохранности вышеуказанного имущества. При заключении данных договоров, исполнители представили паспорт, ИНН и СНИЛС. Иных документов от них не требовалось. Должностных инструкций, инструкций по технике безопасности, инструкций о мерах пожарной безопасности, по охране труда и иных нормативных актов, разработанных Учреждением, исполнителям для ознакомления не предъявлялись. В табель рабочего времени и ведомость на выплату зарплаты работникам Учреждения они не включались. Правилам внутреннего трудового распорядка они не подчинялись, а соответственно дисциплинарной ответственности не привлекались. Таким образом, считает, что в договорах заключенных между ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» с ФИО5 и ФИО4 на охрану объектов признаки трудовых отношений отсутствуют. Соответственно, переквалификация договора из гражданско-правового в трудовой, невозможна. Просит признать решение -И/6 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, требования предписания от 30.03.2018г. -И/3/3 отменить, производство прекратить.

В судебном заседании врио директора ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1 полностью поддержал жалобу, просит суд отменить постановление, производство прекратить с истечением срока давности. В части об отмене требований предписания не поддерживает. На основании решения Красночикойского районного суда с ФИО4 и ФИО3 заключены трудовые договора, приняты на работу сторожами.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Частью 4 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

На основании распоряжения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО6 -И от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз», расположенного по адресу: <адрес> была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства.

По результатам проверки государственным инспектором труда был составлен акт проверки -И/2 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения, а именно: ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» заключило гражданско-правовые договоры с гражданами ФИО3 и ФИО4, при том, что между юридическим лицом и указанными гражданами сложились трудовые отношения, к которым применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание -И/3, устанавливающее обязанность ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно периоды работы ФИО3 и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ признать периодом работы по трудовому договору, принять соответствующие локальные акты, оформить трудовые отношения путем заключения трудовых договоров с указанными выше лицами со сроком выполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» был составлен протокол -И/4 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работниками ФИО3 и ФИО4 и работодателем.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ФИО7 в отношении врио директора ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1 был составлен протокол -И/5 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ тем же должностным лицом было вынесено постановление -И/7 о привлечении врио директора ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление -И/6 о привлечении ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Указанные юридическое лицо, должностное лицо признаны виновным в том, что в нарушение части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключили гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения, с лицами, указанными в протоколе об административном правонарушении.

Согласно договоров на охрану объекта с физическим лицом, заключенными ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» и ФИО8, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, последние приняты на оказание сторожевых работ по объектам ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз», а заказчик предоставляет условия для выполнения данной работы.

В п. 3.1 договора, заключенного заказчик оплачивает исполнителям 7500 рублей в месяц, выполненные работы принимаются ежемесячно по акту выполненных работ.

ФИО3 и ФИО4 осуществляли работу сторожа в ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» на постоянной основе, за что получали регулярную оплату труда.

Таким образом, установлено, что в нарушение ст. 15 ТК РФ работники фактически выполняют работу по должности, профессии, специальности под управлением и контролем работодателя, то есть между сторонами имеются трудовые отношения как между работником и работодателем.

По факту выявленных нарушений трудового законодательства, в связи с заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении врио директора ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1, ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1

О виновности юридического лица ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» в совершении вмененного ему правонарушения подтверждается совокупностью собранных в ходе производства по делу доказательств, а именно: актом проверки -И/2, предписанием -И/3, протоколом об административном правонарушении.

Доказательства по делу получены с соблюдением установленного законом порядка, им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности для разрешения указанного дела, оснований не согласиться с которой не имеется.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, возможности для исполнения возложенных на него трудовым законодательством обязанностей, не представлено.

Таким образом, вышеуказанные действия ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Доводы жалобы относительно того, что между Обществом и работниками отсутствовали трудовые отношения, работа осуществлялась на основании гражданско-правовых договоров, отклонены с учетом исследованных доказательств и положений ст. 15 ТК РФ.

Постановление должностного лица административного органа не противоречит требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его руководителя требованиям КоАП РФ также не противоречит.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» назначено в рамках санкции ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с общими правилами назначения наказания ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является минимальным.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ФГБУ «Управление Забайкалмелиоводхоз» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле и опротестовано прокурором в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья (подпись) Ц.Ц. Дашиева