Дело № 12-45/19
РЕШЕНИЕ
г.Петухово 04 декабря 2019 года
Судья Петуховского районного суда Курганской области Александрова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главы г. Петухово ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 25.10.2019 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 25.10.2019 по делу об административном правонарушении глава г. Петухово ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 12500 рублей.
В своей жалобе глава г. Петухово ФИО1 просит отменить указанное постановление от 25.10.2019. В обоснование жалобы указал, что из системного толкования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, Федерального закона от 06.10.20903 № 131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут выступать с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. Администрация г. Петухово не осуществляет хозяйственную деятельность по накоплению и транспортированию твердых бытовых коммунальных отходов. Полномочия Администрации г. Петухово на территории поселения являются властно-распорядительные функциями Администрации, как органа исполнительной власти местного самоуправления, неисполнение которых не охватываются диспозицией ст.8.2 КоАП РФ. Считает, что Администрация г. Петухово не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Администрацией г. Петухово разработана схема размещения мест (площадок накопления ТКО, утверждены Правила благоустройства территории г. Петухово, утверждены решением Петуховскогой городской Думы от 23.05.2019 №207, обустройство мест (площадок) требует финансовых затрат, которые в бюджете г. Петухово на 2019 не были запланированы. При формировании бюджета на 2020, указанные затраты будут предусмотрены.
Заявитель глава г. Петухово ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо ведущий специалист территориального сектора государственного надзора в сфере окружающей среды ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился.
Изучив доводы жалобы, заслушав стороны, проверив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, при проведении 04.10.2019 планового рейдового осмотра территории г. Петухово Курганской области, проведенного на основании планового (рейдового) задания от 03.10.2019 №168, было выявлено, что в жилом районе индивидуальной застройки по ул.Ленина в г.Петухово отсутствуют оборудованные в соответствии с санитарными нормами места (площадки) для накопления ТКО. Твердые коммунальные отходы размещаются навалом на почве земельных участков. Зафиксировано несанкционированное размещение ТКО на поверхности почвы участка, расположенного в границах муниципального образования г. Петухово, напротив жилого дома <адрес> и вдоль автомобильной дороги по ул.Ленина в сторону западного переезда протяженностью 100 метров. Общая площадь загрязненного отходами участка составляет около 500 кв.м., объем не санкционированно размещенных отходов – порядка 20 куб.м.
Так же в ходе рейда 04.10.2019 зафиксирован факт ненадлежащего содержания места (контейнерной площадки) для накопления ТКО, расположенного вблизи многоквартирного жилого дома <адрес>. Указанная площадка не оборудована в соответствии с санитарными нормами: два металлических контейнера размещены на поверхности почвы, отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, ограждение площадки. Территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория, загрязнены отходами. Указанная площадка размещена на неразграниченной территории.
Обстоятельства, выявленные в ходе проверки, послужили основанием для составления 09.10.2019 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 протокола об административном правонарушении №10-14/10 в отношении главы г.Петухово ФИО1, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 25.10.2019 №10/30 глава г. Петухово ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере12500 рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В силу п.1 ст.8 Закона об отходах производства и потребления, п.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относиться участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах городского округа.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В ходе производства по делу вопрос о том, из каких источников образовались отходы, выявленные в ходе осмотра должностным лицом административного органа, и кому они принадлежат, в должной мере не выяснен, в настоящее время такая возможность утрачена.
Доказательства того, что глава г. Петухово, Администрация г.Петухово осуществляют хозяйственную деятельность в области обращения с отходами либо непосредственно ими осуществлено несанкционированное размещение ТКО на участке поверхности почвы, расположенного напротив жилого дома <адрес>, в материалах дела отсутствуют.
Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к должностным обязанностям главы г. Петухово и уставной деятельности администрации г.Петухово.
При этом полномочия администрации г. Петухово по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
По факту ненадлежащего содержания места (контейнерной площадки) для накопления ТКО вблизи многоквартирного жилого дома <адрес> должностным лицом не установлено, является ли данная контейнерная площадка общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежит иному физическому (юридическому) лицу, а так же имеется ли какой-либо договор между собственником земельного участка и управляющей компанией о порядке использования контейнерной площадкой. Доказательств, подтверждающих, что собственником земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, является Администрация г. Петухово, в дело не представлено.
Изложенное выше в совокупности свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом должностного лица о наличии в действиях главы г. Петухово ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу главы города Петухово ФИО1 удовлетворить.
Постановление № 10/30 по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 25.10.2019 о привлечении к административной ответственности главы города Петухово ФИО1 по ч.1ст.8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 12500 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней.
Судья Александрова О.В.