ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/19 от 10.06.2019 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 12-45/2019

УИД 33RS0014-01-2019-000870-44

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

10 июня 2019 года г. Муром

Судья Муромского городского суда Владимирской области Новикова Л.А.,

с участием помощника Муромского городского прокурора Митрофановой Н.В.,

генерального директора общества с ограниченной ответственностью Компания «РемПутьСнаб» ФИО1, его защитника Тельновой Г.Е.,

рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Компания «РемПутьСнаб» ФИО1 на постановление начальника Юридического управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушения,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Юридического управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы от 20 марта 2019 года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью Компания «РемПутьСнаб» (далее ООО Компания «РемПутьСнаб») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Генеральный директор ООО Компании «РемПутьСнаб» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование жалобы указав, что обжалуемое постановление не содержит указаний на обстоятельства правонарушения, объективная сторона административного правонарушения не описана, необходимых признаков для установления в действиях состава административного правонарушения не указано. Кроме того, полагает, что производство по делу подлежит прекращению в связи малозначительностью, либо просит изменить постановление и ограничиться предупреждением, поскольку ООО Компания «РемПутьСнаб» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В судебном заседании генеральный директор ООО Компании «РемПутьСнаб» ФИО1 и его защитник Тельнова Г.Е., доводы жалобы поддержали. Указали, что необходимые документы, подтверждающие ведение раздельного финансового учета по каждому государственному контракту и отражающие финансовый результат по каждому договору, были представлены в качестве доказательств в ходе прокурорской проверки. Кроме того, незамедлительно приняты меры для устранения выявленных нарушений.

Представитель Федеральной антимонопольной службы в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, считает постановление законным и обоснованным, и необходимым в удовлетворении жалобы отказать. Указывает, что ООО Компания «РемПутьСнаб» не осуществляло ведение раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по договорам, учетной политикой компании порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрен. Представленные оборотно-сальдовые ведомости не могут свидетельствовать о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с требованиями законодательства об оборонном заказе и отсутствии события административного правонарушения.

Помощник Муромского городского прокурора Митрофанова Н.В. полагает, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, поскольку невозможно определить без раздельного учета результат финансово-хозяйственной деятельности по контракту, что препятствует осуществлению контроля за расходованием бюджетных средств и может привести к нецелевому использованию денежных средств, что влияет на безопасность государства, так как не выполняются приоритетные задачи военно-экономического обеспечения по оптимизации расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проверив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушения неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении обязанностей по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Государственным оборонным заказом, в силу п. 1 ст. 3 указанного закона, являются установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Как следует из содержания п. 6 ст. 3 Закона № 275-ФЗ, государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлено, что контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

Согласно п. 4 ст. 3 и п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем. Исполнитель: обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.

В силу п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель должен вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

Как следует из материалов дела, ООО Компания «РемПутьСнаб» зарегистрировано в качестве юридического лица 01 августа 2016 года в качестве субъекта малого предпринимательства, отнесен к категории «микропредприятие». Основным видом деятельности является: 46.69.2- Торговля оптовая эксплуатационными материалами и принадлежностями машин. Директором данного общества является ФИО1, что подтверждается приказом № 5 от 9 января 2017 года и сведениями из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, во исполнение поручения прокуратуры Владимирской области Муромской городской прокуратурой в январе 2019 года проведена проверка исполнения законодательства о государственном оборонном заказе в деятельности ООО Компании «РемПутьСнаб», зарегистрированном по адресу: ....

В ходе указанной проверки установлено, что 6 июня 2018 года между Министерством обороны РФ, и (данные изъяты) заключен государственный контракт с присвоенным идентификатором (номер).

В рамках исполнения государственного оборонного заказа 31 октября 2018 года (данные изъяты) и ООО Компания «РемПутьСнаб» заключен договор поставки (данные изъяты)

Также в рамках исполнения государственного оборонного заказа, 31 октября 2018 года (данные изъяты) и ООО Компания «РемПутьСнаб» заключен договор поставки (данные изъяты)

Кроме того, 1 ноября 2018 года (данные изъяты) и ООО Компания «РемПутьСнаб» заключен договор поставки (данные изъяты)

Однако, Обществом с момента начала исполнения указанных договоров, не исполнена обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении указанных договоров в рамках выполнения государственного оборонного заказа по контракту от 6 июля 2018 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО Компания «РемпутьСнаб».

Постановлением заместителя начальника Юридического управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы от 20 марта 2019 года генеральный директор ООО Компания «РемпутьСнаб» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и виновность генерального директора ООО Компания «РемпутьСнаб» ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 16 января 2019 года с изложенными обстоятельствами совершенного административного правонарушения; объяснениями генерального директора ООО Компания «РемпутьСнаб» ФИО1 от 16 января 2019 года, согласно которых раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении договоров не осуществлялось; выпиской из ЕГРЮЛ от 14 февраля 2017 года; ведомостями по счету; копиями договора поставки (номер) от 31 октября 2018 года, (номер) от 1 ноября 2018 года с приложением к договорам; бухгалтерской (финансовой) отчетностью ООО Компания «РемпутьСнаб»; приказом № 5 от 9 января 2017 года о вступлении в должность генерального директора ФИО2; должностной инструкцией генерального директора; сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; приказом ООО Компания «РемпутьСнаб» № 7 об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета от 25 декабря 2017 года; товарными накладными от 23 ноября 2018 года; счет-фактурой от 23 ноября 2018 года; актами приема- передачи от 26 ноября 2018 года.

Неисполнение исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности совершения генеральным директором ООО Компания «РемПутьСнаб» ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу (пункт 1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 47).

Пунктом 2 Правил установлено, что первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.

Согласно пункту 3 Правил фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке: - прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции; - накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно - управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией; - административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту; - расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Пунктом 5 Правил установлено, что они обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ввиду того, что ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности не представлялось возможным ввиду того, что версия программы не предполагает автоматического ведения раздельного учета, поэтому финансовый результат формировался не в Программе 1С Предприятие, а в ручную, в виде отдельного документа, следует признать несостоятельными, поскольку действия генерального директора ООО Компании «РемПутьСнаб» ФИО1 не соответствовали указанным выше законоположениям. Именно в учетной политике надлежит отражать особенности раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках исполнения государственного оборонного заказа, поскольку учетная политика является документом, регламентирующим на уровне конкретного отдельно взятого предприятия используемую методику ведения учета.

Кроме того, факт отсутствия ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договорам ООО Компании «РемПутьСнаб» с (данные изъяты) подтверждается учетной политикой компании, утвержденной генеральным директором Приказ № 7 от 25.12.2017, которой не определен порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также самим ФИО1 в его объяснениях от 16 января 2019 года.

Анализ оборотно-сальдовых ведомостей компании за 4 квартал 2018 года показал, что затраты сгруппированы в целом по предприятию и его хозяйственной деятельности, то есть Общество не осуществляет учет затрат, связанных с выполнением гособоронзаказа отдельно по каждому государственному заказу, что является нарушением п. 1 Правил, п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе.

Таким образом, вывод административного органа о невыполнении обществом требований нормативных документов в части ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по каждому договору является обоснованным, что свидетельствует о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу № 5 от 9 января 2017 года ФИО1 приступил к исполнению обязанностей генерального директора ООО Компания «РемПутьСнаб» с 9 января 2017 года.

В силу статьи 40 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества: без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Из системного анализа данных законоположений следует, что ФИО1, как генеральный директор ООО Компания «РемПутьСнаб», является должностным лицом в соответствии с положениями ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт исполнения ФИО1 на момент заключения договоров поставки и на момент совершения административного правонарушения обязанностей генерального директора ООО Компания «РемПутьСнаб» подтверждается материалами дела и заявителем жалобы не оспаривается.

Таким образом, оценив все фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, начальник Юридического управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России пришел к правильному выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и доказанности вины генерального директора ООО Компания «РемПутьСнаб» ФИО2 в совершении данного правонарушения.

Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене постановления, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.

Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения является несостоятельным, так как при выборе меры ответственности начальник Юридического управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России в полной мере учел обстоятельства дела, характер административного правонарушения, договора были заключены в целях выполнения государственного оборонного заказа, учитывая, что сфера государственного оборонного заказа является особо значимой для государства, то нарушения в указанной сфере сопряжены с безопасностью государства и имеют общественную опасность в части угрозы обороны Российской Федерации, как охраняемым общественным отношениям. Оснований для признания совершенного генеральным директором ООО Компания «РемПутьСнаб» ФИО2 административного правонарушения малозначительным и применении положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Вместе с тем, суд считает возможным применить ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО Компания «РемПутьСнаб» на 1 августа 2016 года включено в указанный реестр и отнесено к категории «микропредприятие».

Генеральный директор ООО Компания «РемПутьСнаб» ФИО2 к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекался.

Из представленных в материалы дела документов следует, что выявленное нарушение было устранено обществом до рассмотрения дела об административном правонарушении, внесены изменения в Учетную политику ООО Компания «РемПутьСнаб», предусматривающие обязанность ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственным заказам.

Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение ФИО2, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, устранение выявленных нарушений, суд считает возможным генеральному директору ООО Компания «РемПутьСнаб» назначенное административное наказание изменить на предупреждение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление начальника Юридического управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы России от 20 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушения, в отношении генерального директора ООО Компания «РемпутьСнаб» ФИО1 изменить, назначить генеральному директору ООО Компания «РемПутьСнаб» ФИО1 административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения или получения.

Судья Л.А. Новикова