ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/20 от 14.08.2020 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Производство №12-45/2020

УИД 28RS0012-01-2020-000323-89

Решение

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

14 августа 2020 года п. Магдагачи

Амурской области

Судья Магдагачинского районного суда Амурской области Шаталова О.Ю.,

при секретаре Губеевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее – АО «ДРСК») на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО1 № 10673342203485643458 от 11 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО1 АО «ДРСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.21.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «ДРСК» подало жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления от 11.06.2020 и прекращении производства по делу на основании следующего. 04.06.2020 автомобиль МКМ-200К на шасси КАМАЗ-43502 государственный номер возвращался из п. Сиваки после выполнения работ по установке ж/б опор и перетяжке проводов ВЛ-10КВ, обслуживаемых АО «ДРСК».

На основании требования (претензии) о возврате бортовых устройств № ДФО-20-465 от 09.04.2020 бортовое устройство системы «Платон» с вышеуказанного транспортного средства было демонтировано и направлено в ООО «РТ-Инвест» Транспортные Системы». В дальнейшем движение по дорогам федерального значения без бортового устройства, осуществлялось по маршрутным картам. Маршрутные карты оформлялись в личном кабинете пользователя системы «Платон» на сайте.

04.06.2020 при возвращении вышеуказанного транспортного средства из командировки и в связи с отсутствием бортового устройства системы «Платон» с целью соблюдения требований законодательства в личном кабинете пользователя системы «Платон» была выписана маршрутная карта № 4280000005236008 от 01.06.2020 по маршруту п. Сиваки – п. Тыгда. Срок действия маршрутной карты составлял с 01.06.2020 13:52:00 (время московское) по 08.06.2020 13:52:00 (время московское). После оформления маршрутной карты в личном кабинете, данная карта была оплачена и статус маршрутной карты был обновлен системой на «Активирована». То есть в период действия активированной маршрутной карты с 01.06.2020 13:52:00 по 08.06.2020 13:52:00 автотранспортное средство имело право проезда по дороге общего пользования федерального значения, так как за этот промежуток дороги была внесена плата в счет возмещения вреда.

04.06.2020 в 16:27:09 (время местное) при проезде специального технического средства имеющий функции фото- и киносъемки, видеозаписи, комплексом аппаратно-программным «АвтоУраган-ВСМ2», на 1198 км +163 м трассы федерального значения «Амур», было зафиксировано отсутствие бортового устройства системы «Платон», в связи с чем государственным инспектором Центрального МУГАДН было выписано постановление от 11.06.2020. учитывая, что движение вышеуказанного транспортного средства осуществлялось по дороге общего пользования федерального значения с оплаченной активированной и действующей на момент фото- и киносъемки, видеозаписи, маршрутной картой, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, отсутствует

Представитель АО «ДРСК» ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что маршрут составляется путем указания начальной и конечной точки. До п. Сиваки до прибора учета автомобиль не доезжал. Автомобиль возвращался из п. Сиваки до с. Тыгда, прибор учета № 209 находился около с. Тыгда. Маршрут и улицы выбирает программа, которая также автоматически считает, какое количество километров и размер оплаты. Карта была активирована, оплата прошла, карта использована, денежные средства не были возвращены. Считает, что маршрутная карта была оформлена надлежащим образом и оплачена.

Представитель АО «ДРСК» ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы и представителя ФИО2 поддержал, суду дополнительно пояснил, что транспортное средство от заданного и оплаченного маршрута не отклонялось, что подтверждается представленной видеозаписью, размещенной на диске и приобщенной к материалам дела.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения уведомлено надлежащим образом.

Судья считает возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие должностного лица.

Выслушав представителей АО «ДРСК», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504, согласно пп. 10, 12 которых маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения собственником (владельцем) транспортного средства платы оператору. Движением без внесения платы считается, в том числе, движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте (подп."в").

Из материалов дела следует, что постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении от 11 июня 2020 года юридическое лицо АО «ДРСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Основанием для привлечения АО «ДРСК» к административной ответственности послужил факт выявления 04.06.2020 года в 10 часов 27 минут путем фото фиксации с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства Платон (свидетельство о поверке № 17-001-20, поверка действительна до 17.02.2022) на 1198 км 163 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р 297 «Амур» направлением «Ушумун-Магдагачи» нарушения требований ст. 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выразившегося в движении принадлежащего АО «ДРСК» автомобиля марки КАМАЗ 43502 МКМ 200К Грузовой Бортовой государственный регистрационный знак <***> (СТС 9915751348), имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Установив факт движения транспортного средства, принадлежащего АО «ДРСК», без внесения платы должностное лицо федерального органа автодорожного надзора с учетом положений законодательных и нормативных правовых актов применительно к сфере специального нормативного регулирования пришло к выводу о наличии в данном случае состава вменяемого АО «ДРСК» правонарушения.

Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, в совокупности (пункт 1.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.3 ст.28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

В обоснование доводов жалобы о невиновности АО «ДРСК» в совершении правонарушения указано, что 04.06.2020 при возвращении транспортного средства МКМ-200К на шасси КАМАЗ-43502 государственный номер из командировки и в связи с отсутствием бортового устройства системы «Платон» с целью соблюдения требований законодательства в личном кабинете пользователя системы «Платон» была выписана маршрутная карта № 4280000005236008 от 01.06.2020 по маршруту п. Сиваки – п. Тыгда. Срок действия маршрутной карты составлял с 01.06.2020 13:52:00 (время московское) по 08.06.2020 13:52:00 (время московское). После оформления маршрутной карты в личном кабинете, данная карта была оплачена и статус маршрутной карты был обновлен системой на «Активирована». На основании требования (претензии) о возврате бортовых устройств № ДФО-20-465 от 09.04.2020 бортовое устройство системы «Платон» с вышеуказанного транспортного средства было демонтировано и направлено в ООО «РТ-Инвест» Транспортные Системы».

Доводы жалобы судья находит обоснованными в силу следующего.

Согласно п. 4 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (далее – Правила) оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств. Реестр ведется оператором в электронном виде. Исключение транспортных средств из реестра осуществляется в соответствии с пунктами 69 - 72 настоящих Правил.

Согласно ответу ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» от 10.07.2020 транспортное средство с государственным регистрационным знаком (далее – ТС с ГРЗ) в реестре системы взимания платы (далее СВП) с 27.10.2015 зарегистрировано за владельцем (собственником) транспортного средства (далее – ВТС) АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» на основании заявления на регистрацию транспортного средства, поданного в электронной форме через личный кабинет и свидетельства о регистрации, расчетная запись № 101000014924.

На момент фиксации проезда 04.06.2020 10:27:09 (по московскому времени) на ССК № 209, расположенной на 1198 км 163 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р297 «Амур» (направление фиксации: Ушумун-Магдагачи) за ТС с ГРЗ не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство и отсутствовала оформленная маршрутная карта, предполагающая проезд по данному участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения в указанном направлении. Отсрочка по внесению платы на момент фиксации проезда не предоставлялась.

На момент фиксации проезда на ТС с ГРЗ было оформлено 2 маршрутные карты. Маршрутные карты № 4280000005236008, № 4280000005211001, как указано в ответе, не предполагают проезд по участку автомобильной дороги в зоне размещения данной системы контроля.

Кроме того, из ответа на запрос суда ООО «РТИТС» следует, что координаты размещения ССК №209 указаны в виде десятичной дроби (53.200719. 126.421039). При этом на штампе те же координаты отображены в градусах (53° 12"02.59" 126 ’2545.74"). Для записи географических координат может использоваться любой метод.

Система стационарного контроля № 209 расположена на 1198 км - 163 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р297 «Амур» (географические координаты: 53.200719; 126.421039). Данный участок Р297 «Амур»- административно относится к Дальневосточному федеральному округу. Амурская область, Магдагачинский район, населенный пункт Новопокровка (7 км.).

О построении маршрутных карт (далее по тексту - МК) разъяснено, что оператор системы взимания платы «Платон» (далее по тексту - СВП) строит маршрут в соответствии с данными федеральных и региональных дорог Российской Федерации, утвержденных Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). При оформлении маршрутной карты маршрут движения транспортного средства прокладывается по кратчайшему пути от начальной до конечной точки, с прохождением через промежуточные точки, если они были заданы. В случае, если проложенный при формировании МК маршрут не оптимален, можно поставить дополнительные промежуточные точки (до 10 штук). Также возможно использовать поиск по адресам из справочника, указывать координаты точки на интерактивной карте. Для детализации маршрута есть возможность задать конкретную точку непосредственно на карте. При этом можно предварительно посмотреть предлагаемый маршрут и проверить его корректность.

По указанным параметрам системой автоматически будет проложен маршрут, рассчитаны расстояние и стоимость МК. Корректность маршрута, дата, время начала и окончания МК подтверждаются владельцами транспортных средств. При движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускается отклонение от маршрута, указанного в МК.

Из материалов дела в судебном заседании установлено, что маршрутная карта № 4280000005236008 была выписана в личном кабинете пользователя системы взимания платы «Платон» 01 июня 2020 года, расчет денежных средств был получен от оператора взимания платы с указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства с государственным регистрационным знаком , который был оплачен. Маршрутная карта № 4280000005236008 использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте.

Из пояснений представителей АО «ДРСК» следует, что при формировании маршрута была указана начальная точка Амурская область Магдагачинский район, п. Сиваки и конечная точка Амурская область Магдагачинский район, с. Тыгда. Системой автоматически был проложен маршрут, который и был оплачен в полном объеме. Из воспроизведенной в судебном заседании видеозаписи следует, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком <***> от установленного маршрута не отклонялось.

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из установленных судом обстоятельств о том, что на момент фиксации правонарушения 04 июня 2020 года в 10:27:09 (московское время), АО «ДРСК» была оформлена маршрутная карта согласно заданного маршрута, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством была внесена в полном объеме, транспортное средство с государственным регистрационным знаком от установленного маршрута не отклонялось, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица АО «ДРСК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, постановление государственного инспектора Центрального МУГАДН ФИО1 №10673342203485643458 от 11 июня 2020 года в отношении АО «ДРСК» подлежит отмене, а производство по делу - прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30. 7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора ФИО1 от 11 июня 2020 года № 10673342203485643458 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «ДРСК» – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – АО «ДРСК» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях – прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый Кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>), в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья Магдагачинского районного суда О.Ю. Шаталова