ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/20 от 20.05.2020 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-45/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

20 мая 2020 года город Радужный

Судья Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Студеникина Наталья Викторовна (628462, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра <...>), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №6 по ХМАО – Югре от 11 марта 2020 года №03-28/44 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №6 по ХМАО – Югре от 11 марта 2020 года №03-28/44 должностное лицо ФИО2 подвергнут административному наказанию в виде предупреждения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФИО2 не согласился с таким решением и обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, указав, что в постановлении не указано время совершения и событие административного правонарушения. В постановлении не описано, по какой причине должностное лицо, составившее протокол и должностное лицо вынесшее постановление пришли к выводу, что проверку необходимо было провести именно не позднее 30 сентября 2019 года, в то время как договор распространителя лотерей был заключен 28 сентября 2018 года. В постановлении не указано, по какой причине ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» обязано провести данную проверку, если клиенты отсутствовали за весь период действия договора распространителя лотерей. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» являлось распространителем лотерей. С 30 октября 2019 года он директором ООО ««МОБИЛЬНЫЙ МИР» и должностным лицом не является. Просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения (л.д. 1-2).

В возражениях на жалобу ФИО2, представитель ИФНС России №6 по ХМАО – Югре указал, что ООО «Мобильный мир», в связи с фактом заключения договоров распространения лотерейных билетов с ООО «Спортлото» от 28.09.2018 и с АО «ГСЛ» от 28.09.2018, относится к организациям, деятельностью которых является проведение и распространение лотерей. У ФИО2 имелась ежеквартальная обязанность по проведению проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и информированию о ее результатах Росфинмониторинг. В ходе административного расследования установлено, что ФИО2, являющимся директором ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР», не предоставлена информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также вышеуказанная информация не представлена в Росфинмониторинг в установленный законом срок, ООО «Мобильный мир» было обязано провести вышеуказанную проверку своих клиентов не позднее 30 сентября 2019 года и проинформировать Росфинмониторинг о ее результатах не позднее 07 октября 2019 года. Указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись. На момент совершения правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ ФИО2 являлся субъектом правонарушения, и он подлежит привлечению к административной ответственности вне зависимости от того, что с 30.10.2019 утратил статус руководителя. Административное наказание назначено в пределах санкций, предусмотренных частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в минимальном размере в виде предупреждения. Постановление о назначении ФИО2 административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Просит в удовлетворении жалобы отказать (л.д. 28-33).

В судебном заседании ФИО2 не присутствовал, извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении жалобы без его участия, и данные обстоятельства не препятствуют рассмотрению жалобы в отсутствие заявителя (ч.2 ст. 25.1, ч.5 ст. 25.5, п. 4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ).

Проверив материалы дела, и изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 15.27 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Материалами дела установлено, что постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 11 марта 2020 года №03-28/44 должностному лицу ФИО2 вменено нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также подпункта «г» пункта 3 и подпункта «г» пункта 4 Положения «О представлении информации в федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям», утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации от 19.03.2014 №209, а именно не информирование 07.10.2019 в установленный законом срок Росфинмониторинг о проведенной ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» проверке клиентов на предмет наличия организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В силу ч. 2 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Бремя доказывания виновности привлекаемого к административной ответственности лица, возложено законом на должностное лицо (административный орган), возбудившее производство по делу об административном правонарушении.

В подтверждение факта совершения ФИО2 административного правонарушения представлены:

- протокол об административном правонарушении от 26.02.2020 №07/24 (л.д. 62-64);

- определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.11.2019 №07-40/8 (л.д. 38);

- решение№5 участника ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» от 22.10.2019 (л.д. 50);

- приказ директора ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» от 23.10.2019 №02/11 (л.д. 51);

- лист записи ЕГРЮЛ по форме №Р50007 (л.д. 52-54);

- протокол опроса ФИО2 от 03.12.2019 №86031931121261900002 (л.д. 40);

- определение о продлении срока административного расследования от 09.12.2019 №86031931121261900003 (л.д. 42);

- письмо УФНС России по ХМАО – Югре от 26.12.2019 №19-13/1/19465» с приложением листов Перечня операторов лотерей и распространителей, осуществляющих деятельность по проведению лотерей в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 №138-Фз «О лотереях» (л.д. 47-49);

- выписка из ЕГРЮЛ от 07.11.2019 №860320190126026 (л.д. 55-58);

- извещение от 09.01.2020 №07-43/00012 (л.д. 45).

Вместе с тем, из имеющихся и исследованных материалов дела не усматривается, что ФИО2, нарушил требования подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Так в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №07-40/8 от 07 ноября 2019 года указано, что основанием для возбуждения дела послужило выявления факта отсутствия у ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, однако сведений о том кем и на основании чего проводилась данная проверка, а также материалов подтверждающих, что у ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» на период действия договоров по распространению лотерей действительно отсутствовал личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, в материалах дела не содержится.

Кроме того, отсутствие у ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» личного кабинета на сайте Росфинмониторинга не может безусловно свидетельствовать о нарушении ФИО2 подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие тот факт, что Росфинмониторинг не получал от ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» в установленный Федеральным законом срок информацию о проведении проверки клиентов на предмет наличия организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Более того, материалами дела не подтверждается тот факт, что ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР» в отчетном периоде, в рамках своей деятельности по распространению лотерей, осуществляло взаимодействие с какими либо физическими или юридическими лицами, тогда как положения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения «О представлении информации в федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209 не обязывают организации предоставлять в Росфинмониторинг информацию о наличии среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества при их фактическом отсутствии в отчетном периоде.

Также в протоколе об административном правонарушении №07/24 от 26 февраля 2020 года в качестве доказательства указана служебная записка от 09.12.2019 №СЗ-Исх/15843, тогда как такой документ в материалах дела отсутствует и в качестве доказательства не представлен.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные требования закона должностным лицом надлежащим образом не выполнены, обстоятельства дела исследованы неполно.

При таких обстоятельствах, считаю, что такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Поскольку срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ не истек, то постановление должностного лица подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, и потому доводы жалобы ФИО2, а также вопрос о его виновности/невиновности, не подлежат обсуждению в настоящем судебном заседании, так как эти вопросы могут быть предметом нового рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №6 по ХМАО – Югре от 11 марта 2020 года №03-28/44 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, дело об административном правонарушении возвратить в Межрайонную ИФНС России №6 по ХМАО – Югре на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда ХМАО – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Радужнинский городской суд.

Судья /подпись/ Н.В. Студеникина