ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-45/20 от 23.01.2020 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 12-45/2020

Р Е Ш Е Н И Е

23 января 2020 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,

с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области по доверенности ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу акционерного общества «Тандер» на постановление заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) ФИО3 № 19001970 о назначении административного наказания от 12 ноября 2019 г., вынесенного в отношении акционерного общества «Тандер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 12 ноября 2019 г. № 19001970 акционерное общество «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 260 000 рублей (л.д. 38).

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Тандер» обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление от 12 ноября 2019 г., производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях состава административного правонарушения. В случае, если суд придет к выводу об отсутствии оснований для признания постановления незаконным, просит изменить назначенное наказание.

В обоснование жалобы, указав, что согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ №89) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В результате конкурсного отбора ОАО «Экотехнологии» было выбрано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воронежской области - зона деятельности Воронежский межмуниципальный кластер, включающий г. Воронеж, г. Нововоронеж, Семилукский район, Рамонский район, Нижнедевицкий район, Новоусманский район, Хохольский район, Каширский район, Репьевский район.

Частью 1 ст. 24.7 ФЗ №89 установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на сказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 24.7 ФЗ №89).

Между АО «Тандер» и ОАО «Экотехнологии» 01.01.2019 г. заключен договор №19 СВ-143-ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — Договор) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. №1156.

Согласно п. 1 Договора по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор (ОАО «Экотехнологии») обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (АО «Тандер») обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно ст. 1 ФЗ №89 норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии с положениями ст. 24.10 ФЗ №89 исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов определяются объем и (или) масса твердых коммунальных отходов для целей расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области утверждены Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области №78 от 12.04.2018 г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального

экологического отходоперерабатывающего кластера» (далее — Приказ).

Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера определяются согласно приложению №1 к Договору.

В указанном приложении региональным оператором исходя из нормы накопления, установленной Приказом, рассчитаны объемы накопления твердых коммунальных отходов для магазина, расположенного по адресу: <...>: в сентябре 2019 года ежедневная норма накопления составила 1,885 м3. Также в приложении №1 указано, что вывоз мусора производится по норме накопления – 1,93 м3, а не ежедневно, как установлено санитарными правилами.

Однако, как указано в п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками.

Согласно «ОСТ 22-1643-85. Мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия» мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (п. 2.1). Согласно п. 1.1 основные параметры и размеры мусоросборников и контейнеров должны соответствовать указанным на черт. 1 - 6 и в таблице.

В соответствии с вышеуказанным отраслевым стандартом, вместимость контейнера для бытового мусора составляет 0,75 м3, вместимость контейнера для пищевых отходов — 0,40 либо 0,55 м3.

В СП 2.3.6.1066-01 указано, что контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, 2/3 объема контейнера для бытового мусора составляет 0,5 м3, контейнеров для пищевых отходов — 0,27 либо 0,37 м3. Для соблюдения оплачиваемой нормы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Договором и санитарных правил одновременно, потребителю необходимо наличие на контейнерной площадке хотя бы двух контейнеров объемом 0,75 м3, трех контейнеров объемом 0,55 м3 и одного контейнера объемом 0,40 м3, для ежедневного вывоза отходов, из которых необходимо их заполнение в общем объеме на 1,93 м3.

Между тем, разместить шесть контейнеров на ограниченной по площади контейнерной площадке, принадлежащей нескольким управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, которой помимо АО «Тандер» пользуются и другие потребители, не представляется возможным. В данном случае использование для сбора мусора контейнера типа «лодочка» является наиболее оптимальным способом сбора твердых коммунальных отходов.

Помимо прочего, требование санитарных правил, касающееся того, что для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками в настоящий момент потеряло свою актуальность, т.к. согласно ст. 1 ФЗ №89 к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, т.е. для сбора мусора и пищевых отходов в рассматриваемом случае может использоваться один контейнер.

Ввиду изложенного, в действиях АО «Тандер» отсутствует вина во вмененном ему административном правонарушении, поскольку Заявитель, исполняя требования законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления, объективно не может в полном объеме соблюдать требования, установленные санитарными правилами, которые противоречат нормам ФЗ №89, поскольку на настоящий момент существенно устарели.

Относительно захламления отходами территории контейнерной площадки заявитель указывает, что 02.07.2012 г. между АО «Тандер» и ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского района заключен договор №61 К на предоставление права пользования контейнерной площадкой, согласно которому ООО «РЭК Жилищное Содружество» предоставляет АО «Тандер» право пользования контейнерной площадкой, расположенной по адресу: <...>, предназначенной для складирования твердых бытовых отходов АО «Тандер» с объекта АО «Тандер», расположенного по адресу: <...>, а АО «Тандер» оплачивает ООО «РЭК Жилищное Содружество» денежные средства в соответствии с условиями договора.

Договором №61 К от 02.07.2012 не предусмотрена обязанность АО «Тандер» о уборке и содержанию контейнерной площадки.

Кроме того, данной контейнерной площадкой помимо АО «Тандер» пользуется ряд иных лиц, в том числе, жители расположенных поблизости многоквартирных домов (л.д. 2-7).

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – ФИО1, действующая на основании доверенности, (л.д. 31), жалобу поддержала.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в протоколе, поддержала.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Установлено и подтверждается материалами дела, что заместителем руководителя Управления Роспортребнадзора по Воронежской области 29 сентября 2019 г. вынесено распоряжение №1109 о проведении внеплановой выездной проверки АО «Тандер» с целью проверки фактов, изложенных в заявлениях (обращениях) регистрационный №12160/Ж-2019 от 07.08.2019 г., №12360/Ж-2019 от 13.08.2019 г., №12400/Ж-2019 от 14.08.2019 г., №12700/Ж-2019 от 23.08.20149 г., мотивированном представлении должностного лица от 29.08.2019 г. (л.д. 61-62, 6363-65, 66). Проведение внеплановой выездной проверки согласовано с прокуратурой Воронежской области (л.д. 58,59-60).

В ходе проведения проверки установлено: в организации торговли магазине «Магнит» юридическое лицо АО "Тандер" расположенного по адресу <...>, проведены контрольно-надзорные мероприятия.

05.09.2019 г. в 10:00 в предприятии торговли магазине «Магнит» по адресу <...>, установлено следующее: контейнерная площадка для сбора и временного хранения мусора и пищевых отходов расположена по адресу: <...>. Контейнерная площадка с твердым покрытием, имеет ограждение с трёх сторон. Согласно договора № 19 СВ-143-ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с ОАО «Экотехнологии» вывоз отходов осуществляется по норме накопления.

Для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены раздельные контейнеры с крышками (по факту установлен 1 контейнер лодочка объемом 8 м3 без крышки), заполнен более чем на 2/3 объема, территория на контейнерной площадке захламлена отходами, что является нарушением требований ст.11, ст. 15, ст.22 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г., п.2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». Ответственный за выявленные нарушения юридическое лицо АО «Тандер» (л.д. 53-57).

В результате выявленных нарушений специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 011990 от 14.10.2019 г. в отношении АО «Тандер» по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ (л.д. 40-41).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) ФИО3 вынесено постановление № 19001970 от 12 ноября 2019 г., которым АО «Тандер» признано виновным в совершении административного, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 260 000 рублей (л.д. 38).

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ).

Часть 1 статьи 6.35 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52 - Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичное положение содержит статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Пунктом 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" на организации торговли возложены следующие обязанности.

В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

В ходе проверки выявлено, что АО «Тандер» в нарушение требований ст. 11, 15, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ" "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" допустило переполнение контейнера более 2/3 объема, складирование мусора – территория на контейнерной площадке захламлена отходами.

Действия АО «Тандер» квалифицированы по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается представленными в суд материалами административного дела: протоколом об административном правонарушении (л.д. 40), обращением жильцов дома № 15 по ФИО4 г. Воронежа (л.д. 66), мотивированным представлением должностного лица (л.д. 63-65), актом проверки (л.д.53-57), экспертным заключением (л.д. 48-50).

При осуществлении деятельности у заявителя имелась возможность для выполнения обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, однако им не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанной обязанности, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

АО «Тандер» не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований ст. 11, 15, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ" "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".

Таким образом, действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях как несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Статьей ст. 26.2 КоАП предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Вместе с тем, при назначении АО «Тандер» наказания отягчающим обстоятельством признано повторное совершение однородного административного правонарушения.

Между тем сведений о повторном совершении АО «Тандер» однородного административного правонарушения, когда за совершение первого административного правонарушения оно уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах указание на наличие отягчающего обстоятельства подлежит исключению из постановления.

Санкция ч. 1 ст. 6.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует, что неадекватность установленных законодателем санкций за совершение административных правонарушений, может быть преодолена судьей при назначении административного наказания при наличии установленного фактора высокой обременительности для юридического лица суммы административного штрафа, предусмотренного санкцией за совершение вмененного ему административного правонарушения.

Исходя из изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение АО «Тандер», принятие мер по устранению нарушений законодательства, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 260 000 рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав АО «Тандер», что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.

При изложенных обстоятельствах постановление заместителя руководителя Роспотребнадзора по Воронежской области по делу о привлечении АО «Тандер» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению в части назначенного АО «Тандер» административного наказания, со снижением размера административного штрафа до 125 000 руб.

Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) ФИО3 № 19001970 о назначении административного наказания от 12 ноября 2019 г., вынесенного в отношении акционерного общества «Тандер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить, снизив размер назначенного акционерному обществу «Тандер» административного штрафа до 125 000 рублей (ста двадцати пяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) ФИО3 № 19001970 о назначении административного наказания от 12 ноября 2019 г., вынесенного в отношении акционерного общества «Тандер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Тандер» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья: Е.Ю. Курындина